Главная страница


В учебной деятельности как средство активизации познавательного интереса учащихся



Скачать 58.05 Kb.
НазваниеВ учебной деятельности как средство активизации познавательного интереса учащихся
Дата18.04.2016
Размер58.05 Kb.
ТипДокументы



СИТУАЦИЯ УСПЕХА

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ


Подготовила: Ляпина Н.В.

Актуальным вопросом для преподавания русского языка и литературы в системе профессионального образования является мотивация учащихся к овладению знаниями в данной области. Так как приоритетными для них остаются профессиональные предметы, становится трудно заинтересовать ребят, вовлечь в учебный процесс. Тем более что практически все учащиеся имеют низкий уровень знаний по предмету, не умеют ясно и логично излагать свои мысли, пассивны на уроках, испытывают страх перед общеобразовательными предметами. Как же сформировать заинтересованность у учащихся к учебному процессу?

На этот вопрос искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.

К. Д. Ушинский в своих работах отмечал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться. Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Желание учиться возникает тогда, когда все или почти все получается. Преподаватель должен создать такие условия, в которых учащиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха. Использование данного педагогического приема должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

А что же такое успех? Само понятие имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому стремится человек, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В.А.Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит учащимся почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя… радость успеха может померкнуть».

Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.


  1. Ты на верном пути.

  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

  3. Замечательно!

  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

  5. Так держать!

  6. Это успешное начало.

  7. Отлично!

  8. Фантастика!

  9. Поздравляю!

  10. Ты прав.

  11. Превосходно!

  12. Умничка!

  13. Молодчина!

  14. Большое тебе спасибо!

  15. Твои успехи все заметнее.

  16. Это твоя победа!

  17. Красивая мысль!

  18. Это интересно!

  19. Я верю в тебя.

  20. Спасибо.



Для того чтобы процесс обучения был интересен для учащихся, каждый преподаватель использует различные методы и приемы, технологии. Например, использование элементов игры на уроках. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до обобщения. Игра способствует возникновению интереса, делает процесс обучения более эффективным.

Данный вид деятельности помогает решать не только обще-учебные задачи, но и воспитывать в ученике инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации. Коллективный командный дух позволяет ребятам раскрыть себя, показать с неожиданной стороны.

Например, если повторение пройденного материала вызывает затруднения, используется такой элемент игры как кроссворд. При помощи его учащиеся не только с удовольствием вспоминают изученный ранее материал, обобщают, но и самостоятельно называют новую тему урока, так как она уже заложена в кроссворде. Ставят цели и задачи занятия.

Игра позволяет примерить на себя новые роли. Например, на уроке литературы мною проводятся «суды» над героем. При подготовке к уроку ребята вынуждены обращаться к тексту, перечитывать страницы произведения, что при традиционной форме урока делают с неохотой. Так достигается ситуация успеха при преподавании литературы.

Чтобы уроки русского языка были значимы для ребят, можно проводить словарную работу, связанную с выбранной ими специальностью. Например, словарные диктанты, составленные из профессиональных терминов (читаются определения, а ребята правильно записывают слово или наоборот). Таким образом, учащиеся понимают, что уроки русского языка тесно связаны с их будущей профессией, а значит, необходимы.

Использование элементов проблемного обучения также способствуют созданию ситуации успеха на уроке. Подбираю такие задания, которые были бы значимы для ребят, интересны, провоцировали высказывание их мнений. Например, при изучении пьесы А.Н.Островского «Гроза» ставлю такой проблемный вопрос: «Самоубийство Катерины – это сила или слабость?» и говорю, что любое их мнение будет верно, главное, надо уметь аргументировать свою точку зрения. Здесь учащиеся выступают в роли критиков произведения. При изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» прошу ребят высказать свое мнение по вопросу «Влияние воспитания на характер человека». Причем при выполнении работ учащиеся активно используют свой жизненный опыт. Изучая роман Л.Н.Толстого, провожу урок «Образ неба в романе «Война и мир», на котором вместе с ребятами рассуждаем о смысле жизни, ее ценности, выходим к другим философским вопросам, и учащиеся активно высказывают свою точку зрения . При изучении любого произведения надо затрагивать те вопросы, поднимать те проблемы, которые актуальны для ребят, интересны. Тогда они будут поняты и приняты учащимися.
Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Не случайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.
А теперь попробуйте протестировать себя.
1. Всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?

2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося?

3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?

4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ?

5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности?

6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях?

7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках?

8. Вам самим интересны ваши уроки?
Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении ребят.