|
Внеклассное мероприятие по математике «Возникновение счёта» Внеклассное мероприятие
по математике
«Возникновение счёта»
Учитель математики: Бажина А.К.
Цель: развитие интереса учащихся к математике.
План мероприятия
Как люди научились считать (краткое сообщение).
Приёмы вычислений:
а) мгновенное сложение чисел;
б) быстрое умножение:
- на 11
- на 99999
Задачи-смекалки и задачи-шутки.
Интермедия с магистром рассеянных наук.
Стихотворение Е.Паина «Треугольник и квадрат».
Математические фокусы:
– «Чудесная таблица»
- «Угадывание возраста»
Песня из пьесы «Димка-невидимка» В.Коростылёва и М.Львовского.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В.Ломоносов
Краткое сообщение «Как люди научились считать»
В повседневной жизни человеку постоянно приходится выполнять различные вычисления. Вот почему в школе, на уроках математики, мы учимся выполнять действия над числами, изучаем свойства геометрических фигур. Сейчас большую роль в нашей жизни играют электронные вычислительные машины. Работа этих машин обусловлена выполнением действий над числами по заданной программе. Чтобы управлять такими сложными механизмами, нужно знать математику.
Сегодня мы кратко познакомимся с тем, как люди научились считать. Сведенья, которые дошли до нас из глубокой древности, говорят о том, что ещё в далёкие времена человек знал счёт. Уже около 5000 лет назад народы древнего мира (вавилоняне, египтяне) обучали детей началам арифметики и знакомили их с некоторыми сведениями из геометрии.
Ответить на вопрос, когда и кто «изобрёл счёт, нельзя. Несомненно, что счёт возник с появлением членораздельной речи на заре человеческого общества. Ведь на очень ранней ступени развития у человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счёт времени. Значит, из практических потребностей возникли и стали совершенствоваться способы счёта и измерения, т.е. начала арифметики и геометрии, а затем счёта и измерений.
Изучая историю возникновения и развития счёта, учёные пришли к выводу, что в начале человек различал понятия «один» и «много». Затем возникло число «два», что у китайцев означало то же, что «уши»; у индейцев «два» было созвучно слову «глаза». Делёж и обмен у первобытного человека вёлся на конкретных примерах и сводился к установлению однозначного соответствия.
В романе Т.Сёмушкина «Алитет уходит в горы» даётся следующее описание товарообмена путём попарного соответствия предметов обмена: «Вот, скажем, тюк кирпичного чая – 80 кирпичей. Стоит он 80 рублей. На него сверху положить два песца по 40 рублей. Винчестер – под ним тоже 2 песца по 40 рублей. Пачку патронов 20 штук положить на 2 нерпичьи шкуры, ведь они по рублю стоят, патроны 2 рубля. Это будет понятно всякому, даже неграмотному охотнику».
О первых приёмах счёта в отдалённые времена можно судить по приёмам счёта, применяемым некоторыми народами. Так, индейцы племени тотонака из Северной Америки пользовались пальцами рук и ног. Вместо «один» говорили «палец» и при этом обязательно протягивали палец, вместо «два» - «два пальца», вместо «пять» они показывали «руку», вместо «шесть»- палец на другой руке, «десять» - «две руки». Покончив с руками, они переходили к ногам, а т.к. обувь не закрывала их ног, то продолжали считать наглядно: «11» - «палец на ноге», «12» - «два пальца на ноге», «15» - «нога», «20» - «человек». Если нужно было продолжить счёт, то привлекался второй человек, а для счёта 100 единиц требовалось 5 человек.
Очень похожий счёт был у зулусов из Южной Африки. Они пользовались только пальцами рук. При многозначном счёте после каждого десятка хлопков второй счётчик загибал один из пальцев – вёл счёт десятками, третий вёл счёт сотнями и т.д. Многократное использование пальцев рук и ног, как счётного инструмента, привело к групповому счёту – пятаками, десятками, двадцатками, на основе чего позднее были созданы различные системы счисления.
Принятая в настоящее время система счисления – десятичная. В её основе лежит десяток, что несомненно связано с количеством пальцев на руках у человека.
И хотя математика шагнула далеко вперёд в своём развитии, обойтись без вычислений невозможно. Облегчают расчёты, разные способы и приёмы вычислений. Многие из них вы знаете, с некоторыми вы познакомитесь сегодня.
Приёмы вычислений
Сейчас мы познакомимся с некоторыми приёмами счёта: «мгновенное сложение» и «быстрое умножение».
1). Ученик записывает на доске пятизначное число и предлагает назвать ещё 2-3 пятизначных числа, под каждым из которых приписывает своё пятизначное число. После того, как записано последнее слагаемое, он «мгновенно» подписывает сумму и предлагает проверить правильность ответа. После нескольких примеров сложения ученик объясняет, как это делается: Каждая цифра приписываемого слагаемого дополняет каждую цифру соответствующего разряда предложенного числа до 9. Поэтому в ответе получается 6-значное число, первая цифра которого равна числу дописанных чисел, последняя цифра меньше последней цифры данного числа на число этих пар, а все остальные цифры соответствуют цифрам первоначального числа.
Например: ученик записал на доске число 86574, затем к нему приписываются следующие слагаемые 38494, 61505, 25327, 74672. Сумма этих чисел =286572.
2). Приём устного умножения пятизначного числа на 99999.
Ученица: Назовите любое 5-значное число и я его быстро умножу на 99999. Называют 64 728. Умножаем 64728 на 99999 и получаем 6 472 735 272.
Первые 5 цифр названное число, уменьшенное на 1 (64727). Следующие 5 цифр являются дополнением каждой цифры названного числа до 9.
3). Приём устного умножения чисел на 11.
28*11=308
Задачи-смекалки, задачи-шутки.
А сейчас предложим вам задачи-смекалки, задачи-шутки, только отвечать надо быстро.
Какой знак надо поставить между цифрами 4 и 5, чтобы полученное число больше 4, но меньше 5.
Связали вместе 2 верёвки длиной 4м и 3м. Какой длины получилась верёвка?
Бревно имеет длину 3м. За 1 минуту отпиливается часть бревна, равная 1 м. За сколько минут будет распилено бревно?
Ведущий. Теперь решите задачу-шутку «Жуки и пауки».
У меня в одной коробке есть жуки.
И ещё в другой коробке - пауки.
Мало их в одну минуту можно счесть:
Пауков с жуками вместе только шесть.
Стал считать я, в двух коробках сколько ног,
Очень долго сосчитать я их не мог.
Право даже зашумело в голове.
Оказалось, ног немало – 42!
Ну, скажи теперь мне, сколько тут жуков?
И ещё сочти отдельно пауков.
Интермедия с магистром рассеянных наук.
Ведущий. К нам приехали гости и среди них хорошо известный магистр рассеянных наук. Сейчас он покажет и расскажет, что однажды с ним произошло. А вы постарайтесь найти ошибку в его рассуждениях.
Однажды с магистром рассеянных наук произошёл такой случай. Собрался он в путешествие, вышел на улицу и увидел на скамейке двух плачущих детей.
Магистр. Что случилось? Вы, наверное, потеряли деньги?
Девочка. Нет. Мне мама велела купить ровно ¾ л квасу.
Мальчик. А мне ровно пол-литра, а бутылку я разбил. Куда мне теперь налить квас.
Девочка. В бидон входит ровно 1 литр.
Магистр. Вам повезло, что встретились со мной. А арифметика нам поможет. Тебе девочка нужно купить ровно 3 четверти литра - это ¾. А тебе, мальчик, порл-литра – это ½. Теперь сложим эти дроби: ¾ + ½ = 4/6 = 2/3, а в бидон входит 1л или 3/3л, так что 2/3 вы нальёте, а 1/3 бидона останется пустой.
Ведущий. После этих слов дети ещё громче заплакали и убежали. Почему?
Стихотворение Е.Паина «Треугольник и квадрат»
Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. (Показываются эти фигуры)
Старший-квадратный, добродушный, приятный.
Младший-треугольник, вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат: «Почему ты злишься брат?»
Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат, я же старше, я-квадрат».
И сказал ещё нежней: «Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы. (Срезает ножницами углы квадрата).
Уходя сказал: «Приятный я тебе желаю снов!
Спать ложился –был квадратным, а проснёшься без углов!»
Но на утро младший брат страшной мечсти был не рад.
Поглядел он-нет квадрата, онемел…стоя без слов…
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов! (Показывает квадрат со срезанными углами)
Математические фокусы
Сегодня на математическом вечере присутствует «фокусник».
Фокусник. У меня чудесная таблица, вот она.
I
| 1
| 3
| 5
| 7
| 9
| 11
| 13
| 15
| 17
| 19
| 21
| 23
| 25
| 27
| 29
| 31
| II
| 2
| 3
| 6
| 7
| 10
| 11
| 14
| 15
| 18
| 19
| 22
| 23
| 26
| 27
| 30
| 31
| III
| 4
| 5
| 6
| 7
| 12
| 13
| 14
| 15
| 20
| 21
| 22
| 23
| 28
| 29
| 30
| 31
| IV
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| 31
| V
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| 31
| Задумайте какое-нибудь число от 1 до 31 и скажите в каких строках таблицы оно встречается. Я узнаю, какое число вы задумали.
Ведущий. В заключение нашего вечера все споём песню из пьесы «Димка-невидимка» В.Коростылёва и М.Львовского.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо много уметь.
И при это, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука арифметика.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает арифметика.
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Арифметика!
Учитель благодарит всех за активно участие и лучших награждает. |
|
|