|
Ворониной Валентины Анатольевны по подготовке к егэ по русскому языку Система работы
Ворониной Валентины Анатольевны
по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
(СЛАЙД 1)
Из года в год готовя учащихся к экзаменационным испытаниям по русскому языку, я выработала определённую систему подготовки к ЕГЭ. Она себя оправдывает, так как все учащиеся предыдущих лет успешно сдавали экзамен.
Для успешной подготовки к ЕГЭ нужно многое успеть сделать как ученикам, так и учителю. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ.
Задача учителя – организовать целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. Я хорошо понимаю, что многие знания нуждаются в углублении и дополнении, поэтому в тематическое планирование уроков русского языка приходится вносить необходимые коррективы с учётом отработки заданий КИМов. К тому же учебные часы уроков русского языка в 11 классах разные: в 11А - 1 час, в 11Б – 3 часа. Исходя из этого, в 11А классе приходится уплотнять материал, в домашнем задании сочетать теорию с практикой.
Экзамен по русскому языку состоит из двух частей: ученик должен уметь быстро и без ошибок выполнять тестовые задания, знать требования к сочинению и уметь его писать.
Чтобы процесс подготовки был эффективным, стараюсь всех учащихся обеспечить контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика: И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова, Пасечника. Подготовку учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа: знакомлю учащихся со структурой работы, с демоверсией КИМов. В этом году КИМ по русскому языку изменили. Сейчас это часть 1 (24 задания – 31 балл) и 2 часть сочинение (23 балла). При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности: (СЛАЙД 2)
Организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ
Индивидуальные консультации для учащихся
Элективные курсы
Система зачётов по теории
Разработка памятки для учащихся по написанию сочинения
Использование дифференцированного подхода при проведении уроков
Мониторинг успеваемости и качества при подготовке к ЕГЭ
Работа с учащимися по итогам диагностических работ
Информирование родителей о качестве выполнения тестов
Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков: (СЛАЙД 3)
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексика. Фразеология. Морфемика. Фразеология. Морфология и культура речи. Синтаксис и культура речи. Орфография и пунктуация. Работа по написанию сочинения
В начале работы добиваюсь с помощью серии зачётов восстановления необходимых при подготовке к экзамену теоретических знаний.
Затем обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников, с этой целью провожу ряд практикумов по блокам заданий ЕГЭ, каждый тематический блок завершается проверочной работой, результаты которой обязательно анализируются.
В процессе работы даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий ЕГЭ, включая расход времени на каждое задание.
Особое внимание уделяю 2 части ЕГЭ (сочинению). Начинаю работу с ознакомления с критериями оценки 2 части (всего 23 бала), затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения: (СЛАЙД 4) - вступление, - формулирование проблемы, - комментарий к проблеме, - позиция автора текста(2-3 цитаты), - позиция автора сочинения, рассуждения и дополнения к позиции автора, - первое доказательство своей позиции (из литературы), - второе доказательство своей позиции (из публицистики, литературы или из жизни), - вывод. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. (СЛАЙД 5) Для учеников готовлю клише, где пошагово, с примерами показано, как создавать сочинение на основе текста. А потом – работа, работа, работа. Хочу заметить, что написание сочинения - самый трудоёмкий этап в работе по подготовке к экзамену, он требует определённой эрудиции ученика, его начитанности, трудолюбия. Ученику еобходимо затратить немало времени для написания, многие из них говорят, что на сочинение уходит 1,5- 2 часа. Правда, тем, кто пишет регулярно, удаётся быстрее справиться с работой (например, Рулла Алла пишет сочинение за 30 минут).
Надо заметить, что в 10 класс приходят ученики разного уровня полученных ранее знаний, поэтому приходится постоянно вносить коррективы в процесс подготовки. Так, например, нацеленные на успех (основная масса учащихся 11А класса) неукоснительно выполняют все рекомендации учителя, систематически отрабатывают на практике полученные в процессе подготовки к экзамену навыки: выполняют тестовые задания, качественно готовятся к зачётам по теории, регулярно посещают элективные курсы. В 11Б классе совсем иная картина, поэтому приходится прилагать огромные усилия, чтобы улучшить их результат.
Я регулярно, начиная с 10 класса, провожу контроль знаний при подготовке к ЕГЭ, отслеживаю результаты каждого ученика, что позволяет составить полную картину уровня знаний и наметить пути ликвидации пробелов.
Так в 10А и 10Б классах на конец года было три «2» (СЛАЙД 6) и (СЛАЙД 7)
На начало этого учебного года в 11А и 11Б классах было по шесть «2» (СЛАЙД 8) и (СЛАЙД 9 )
На конец года в 11А классе одна «2» у Пивоварова Н., в 11Б – 4 (Кроитору, Иванов, Феклистов, Мехтиханлы) (СЛАЙД10 ) и (СЛАЙД 11 ).
Думаю, подобные результаты продиктованы разными причинами: во-первых, на ухудшении результатов октября этого учебного года повлияла летняя передышка; во-вторых, стремления учащихся 11А класса улучшить результат реализованы, за исключением Пивоварова Н., и, в-третьих, лень и связанные с ней огромные пробелы в знаниях, инфантильность учащихся 11Б класса могут привести к плачевным результатам, т.е. тому, чего у меня ещё никогда не было, провалу экзамена.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.
Постоянная, разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Раскрывая ученикам секреты успешной сдачи ЕГЭ, каждый раз не устаю повторять: (СЛАЙД 12)
Сосредоточься!
Перечитай вопрос дважды!
Следи за временем!
Начни с легкого, т.е. с 1 части!
Пропускай!
Читай задание до конца!
Исключай!
Проверь!
|
|
|