Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Андреевская
средняя общеобразовательная школа
ЭССЕ
«Учить детей – что может быть прекрасней?».
Юркова Вера Васильевна
Учитель химии
Брединский район
п.Андреевский
2013год «Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только
любовь к ученику, как отец, как мать,
он будет лучше того учителя,
который прочёл все книги,
но не имеет любовь нни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам,
он — совершенный учитель».
Л.Н. Толстой «Учить детей – что может быть прекрасней?».
Если мы заглянем в толковый словарь русского языка, то увидим там следующее определение: «учить – передавать кому – либо знания и навыки; передавать свой опыт, свои взгляды; наставлять, поучать кого - либо». Я думаю определение не точное, ведь не в передачи знаний дело, а в том, каким «содержанием» ты наполнишь душу ребенка. Наша профессия настолько «живая» и деятельная, что это не позволяет только передавать знания, учитель учит своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить…., тем, какой он сам в гневе и в покое, в радости и в печали. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, а они нужны мне, что нужно работать над собой и искать новые пути и новые решения.
Когда я сама училась, в школе рядом со мной была добрая, всё понимающая учительница, Скирпичникова Валентина Ивановна, молодая, красивая, будто фея из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учительница меня любила и ценила именно мои маленькие успехи. И так было, мои учителя Лебедева Галия Карамовна, Орлова Людмила Михайловна, Федотова Валентина Ивановна – были моими главными наставниками в жизни, они мне дарили теплоту, понимание и заботу.
Что же сейчас, спустя тридцать лет, может измениться в мечтах детей? А ничего, как ни странно, и сейчас дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно нашим ученикам, а не только знания. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям, так как многие родители вынуждены день и ночь работать на производстве, чтобы прокормить семью. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, где одни передают знания, а другие машинально их применяют?
В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения свои и моих учащихся, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Я люблю своих учеников и рада, что эта любовь взаимна. Прихожу в свой родной кабинет вот уже около сорока лет. В него я пришла сначала ученицей второго класса, а потом молодой учительницей химии и проживаю каждый урок вместе со своими учениками.
Я считаю главная задача учителя химии - не спугнуть ученика, пришедшего изучать новую науку. Очень часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв – «скучная и очень сложная» наука! Конечно, химия сложна – формулы и законы, реакции и цифры, превращения, задачи… Лёгких путей в химии нет. Овладеть этой наукой без кропотливого труда, терпения, усидчивости и некоторых природных способностей невозможно. Начиная знакомить детей со своим предметам, я обращаю их внимание на то, как прекрасен вокруг нас мир, он поражает нас своей беспредельностью и гармонией, своим многообразием и красотой. А есть ли в окружающих нас предметах и явлениях общая сущность, скрытое единство? Не лежат ли в основе всего сущего какие-то простые элементы? Конечно…
«В природе ничего другого в мире нет,
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Всё от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых…
Как формула, как график трудовой.
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай»
С. Щипачёв.
«Широко простирает химия руки свои» М.В.Ломоносов. Без химии немыслима вся современная цивилизация. Химия кормит, поит, одевает, обувает, строит, добывает полезные ископаемые, позволяет взлетать в космос и опускаться на дно океана, создавать вещества и материалы, которых не знала природа. Поэтому химию знать необходимо. А как?
«Мышление начинается с удивления» Платон, поэтому чтобы ученик начал учиться его нужно удивить, заинтересовать, ведь один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес ребёнка. Поэтому, необходимо использовать все возможности для «учения с увлечением», чтобы ученики испытали и осознали притягательные стороны химии. Изучали и поняли то, чего не видно. Проводили различные занимательные, красочные и эффектные опыты. Увидели и почувствовали красоту в решении задач. Получили удовлетворение в преодолении трудности самостоятельно решённой задачи.
Возможно ли это?
Вообще-то – Да! Но достаточно трудно, за один час в неделю, в 10 - 11 классах преподавать основы науки, да и ещё подготовить к ЕГЭ, нужно быть волшебником.
Если бы у меня была такая возможность, я бы изменила программу, приблизив её к нашей жизни. Детям больше интересно, то, что они могут применить в своей жизни: в быту, на огороде и поэтому каждая реакция, каждое свойство, изучаемое на уроке должно иметь практическое применение: ГДЕ? и КАК? его можно применить каждому ученик. Поэтому в программу обязательно нужно ввести такие темы: «Полезная химия», «Химия чистит, стирает, убирает», «Химия в огороде», «Домашняя аптечка», «Химия на кухне», «Химия и природа». На уроке раскрывать вопросы применения веществ в повседневной жизни человека, рациональном использование веществ, рассматривать более детально вопросы экологии, вопросы, связанные со здоровьем и гигиеной человека.
Ведь моя главная задача – научить детей ориентироваться в мире веществ …и людей. Чтобы выйдя из стен школы, любой мальчишка мог простыми реакциями в своем гараже определить кислотный аккумулятор от щелочного, а девчонка моя на кухне посуду, была уверена в своих моющих средствах.
Народная мудрость гласит: «Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь, если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – учи и воспитывай детей». Именно поэтому я выбрала для себя не сиюминутное дело, а дело будущего.
Учить детей – что может быть прекрасней? |