Главная страница

Элективный курс «У. Шекспир и А. Н. Островский великие драматурги»



Скачать 110.41 Kb.
НазваниеЭлективный курс «У. Шекспир и А. Н. Островский великие драматурги»
Дата08.04.2016
Размер110.41 Kb.
ТипЭлективный курс

«У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги»

Проездова Л.А , учитель русского

языка и литературы МОУ «СОШ р.п.

Духовницкое» Духовницкого района.

Пояснительная записка.

Элективный курс «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» предназначен для учащихся 10 – х классов, изучающих литературу на профильном уровне.

Продолжительность данного элективного курса – 18 часов. Этот курс является предметно – ориентированным и предлагает анализ, основанный на сопоставлении произведений великого английского драматурга У.Шекспира и великого русского драматурга А.Н.Островского.

Программа элективного курса «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» даёт возможность учащимся не только познакомиться с теми произведениями У.Шекспира и А.Н.Островского, которые не входят в основной курс литературы, но и найти общее в драматургии авторов, принадлежащих разным эпохам, культурам, национальным традициям.

Важна воспитательная роль данного курса. Ведь и Шекспир , и Островский – создатели целой художественной вселенной, они обладали знанием жизни, знанием людей. А.Н.Островский вырос в семье с высокими моральными устоями, много размышлял о человеческих взаимоотношениях и нравственных ценностях. Работал в Коммерческом и Совестном судах.

У.Шекспир усвоил философию Возрождения – гуманизм, он был убежден, что человек – самое совершенное и самое прекрасное существо в мире, он верил в неограниченные возможности человеческой личности, прежде всего в то, что основное начало человеческой личности – добро.

В своих произведениях эти драматурги обращаются к глубинам человеческой природы, человеческой психологии, что делает анализ их пьес интересным и поучительным.

Цель: углубление имеющихся знаний и расширение кругозора учащихся о драматургии У.Шекспира и А.Н.Островского; осмысление творчества У.Шекспира в контексте культуры эпохи Возрождения, творчества А.Н.Островского – в контексте «золотого века» русской литературы.

Задачи:

.совершенствовать навыки работы с драматургическим текстом;

.развивать навыки самостоятельной и аналитической работы;

.формировать умения вести дискуссию и аргументировать собственную точку зрения;

.развивать коммуникативные умения учащихся;

.учить самостоятельно добывать знания;

.познакомить учащихся с современным прочтением пьес драматургов(как в театре, так и в кино)

.способствовать повышению интереса к гуманитарному образованию и предмету «Литература»

Поскольку содержание курса опирается на знания о жизни творчестве У.Шекспира и А.Н.Островского, полученные в рамках основного курса литературы, надо организовать занятия таким образом, чтобы преобладали активные формы учебной деятельности: семинары, практические занятия. На семинары учащиеся готовят доклады, сообщения, которые сопровождаются наглядными материалами(иллюстрациями, фото и видеоматериалом, компьютерными презентациями).Занятия, на которых предполагается изучение, анализ и сопоставление драматургических текстов, лучше всего проводить в форме практических работ в группах или индивидуально. Итоговое занятие можно провести в форме конференции, на которой учащиеся представят результаты своих исследований, примут участие в конкурсе сочинений, подготовят театральный вечер.

Планируемые результаты

Ученик в процессе изучения курса должен

1)осознать значение деятельности У.Шекспира и А.Н.Островского в становлении драматургии Англии и России;

2)научиться проводить сопоставительный анализ драматургических текстов;

3)научиться обобщать и систематизировать материал;

4)усовершенствовать коммуникативные умения через публичные выступления и защиту проектов;

5)уметь сопоставлять первоисточник и его сценическое воплощение;

6)уметь написать сочинение – рецензию и творческие работы в соответствии с требованиями ЕГЭ.




Учебно-тематический план

No

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности (учителя и школьников)

1

Театр У. Шекспира.

2

Подготовка учителем вопросов к семинару. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Работа со справочной литературой. Создание альбома о жизни и творчестве У. Шекспира.

2

Театр А.Н. Островского

2

Подготовка вопросов к семинару. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Работа со справочной литературой. Создание альбома о жизни и творчестве А. Н. Островского.

3

Комедия У. Шекспира «Укрощение строптивой»

2

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Укрощение строптивой»(видеоматериалы или посещение театра(по возможности) )

4.

Комедия А.Н.Островского «Не в свои сани не садись»

2

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение.

5.

Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский»

3

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Гамлет, принц датский» (видеоматериалы) Написание сочинения – рецензии.

6.

Комедия А.Н.Островского «Лес»

3

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе А.Н.Островского «Лес» (видеоматериалы)

7.

У.Шекспир, А.Н.Островский -создатели национальной драматургии

2

Оформление и презентация результатов исследовательской деятельности.

8. Театральный вечер Инсценировка фрагментов пьес

по пройденным 2 У.Шекспира и А.Н.Островского.

пьесам У.Шекспира и Конкурс на лучшую инсценировку.

А.Н.Островского Работы учащихся.

Система оценки достижений учащихся.

Оцениваться учебные достижения учащихся могут накопительной оценкой (учитываются количество и качество выполненной учащимся работы).

Результаты работ учащихся представляются в следующих формах:

- доклады и сообщения, которые могут сопровождаться иллюстрациями разного вида (рисунки, видеоряды, компьютерные презентации);

- защита компьютерных презентаций;

- сценарий театрального вечера;

- рецензия;

- создание альбомов о жизни и творчестве У.Шекспира и А.Н.Островсково.

Программа курса

Тема 1. Театр Шекспира

Общее историко-культурное положение Англии 16 века:

.становление английской нации;

.основные тенденции развития культуры Англии(особенности английского Возрождения).

Состояние театра в Англии 16 века.

Загадка личности У.Шекспира: кто он- третьесортный актёр или великий драматург?

Жанровая специфика драматургии У.Шекспира.

Работа со справочной литературой, составление и оформление альбома о жизни и творчестве У.Шекспира.

Тема 2.Театр А.Н.Островского

Общая характеристика состояния театрального дела в России в 1 – й половине 19 века.

Театр Островского:

- жанровая специфика драматургии Островского;

- театральная реформа Островского;

- «типы» Островского .

А.Н.Островский в воспоминаниях современников.

Работа со справочной литературой, составление и оформление альбома о жизни и творчестве А.Н.Островского.

Тема 3. Комедия У.Шекспира «Укрощение строптивой»

Тема «отцов» и «детей» в комедии.

Образ главной героини (желание самостоятельного выбора своей судьбы).

Образ Петруччо.

Момент рождения любви между Петруччо и Катариной.

Сравнительная характеристика двух сестёр.

Любовь истинная – любовь ложная: критерий истинности чувств у У.Шекспира.

Житейская мудрость в комедии.

Художественное произведение и фильм по его мотивам.

Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Укрощение строптивой»

Тема 4. Комедия А.Н.Островского «Не в свои сани не садись»

Идеал патриархальной семьи в творчестве А.Н.Островского.

Тема «отцов» и «детей» в комедии.

Образ главной героини(желание самостоятельного выбора своей судьбы).

Образы Бородкина и Вихорева.

Любовь истинная – любовь ложная:любовь и деньги у Островского.

Житейская мудрость в комедии.

Тема 5. Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский».

Тема «вывихнутости» времени в трагедии.

Разлад в семье как отражение разлада в мире.

Тема одиночества в пьесе.

Носитель трагического конфликта (образ Гамлета).

Мотив игры(приём «театр в театре» в трагедии).

Универсальность конфликта.

Художественное произведение и фильм по его мотивам.

Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Гамлет».

Написание сочинения – рецензии.

Тема 6. Комедия А.Н.Островского «Лес»

Тема «вывихнутости» времени в комедии.

Разлад в семье как отражение разлада в мире.

«Парные герои»: Несчастливцев – Счастливцев.

Мотив игры: «театр – искусство, театр – комедианство».

Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Лес».

Тема 7. У.Шекспир и А.Н.Островский – создатели национальной драматургии.

Презентация индивидуальных результатов учащихся (конференция, компьютерная презентация, сочинение – рецензия).

Тема 8.Театральный вечер по пройденным пьесам У.Шекспира и А.Н.Островского.

Выставка работ учащихся(иллюстрации к произведениям У.Шекспира и А.Н.Островского; эскизы костюмов и декораций к спектаклям).

Сценарий театрального вечера.

Материалы для проведения элективного курса

Тема 2. Театр А.Н.Островского.

Цель. познакомить учащихся с состоянием театрального дела в России в 1-й половине х1х века, раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии.

Ход занятия

1.Проверка домашнего задания.

2.Слово учителя.

3.Доклады и сообщения учащихся.

4.Домашнее задание.

1.Проверка д.з.

Беседа по пройденному материалу «Театр Шекспира»( один ученик отвечает, другой рецензирует и дополняет ответ).

- Расскажите, пожалуйста, о историко –культурном положении Англии 18 века.

-Каковы основные тенденции развития культуры Англии?

- А каково было состояние театрального дела в Англии 18 века?

- Так кто же был Шекспир – третьесортный неграмотный актер или великий драматург? Ваше мнение.

- Жанровая специфика драматургии У.Шекспира?

2.Лекция учителя, содержащая характеристику театрального дела в России в 1-й половине 19 века. Запись тезисов.

3.Доклады и сообщения учащихся.

Итак, сегодня мы познакомились с театром Островского. Следующие занятия позволят нам более глубоко изучить пьесы А.Н.Островского, которые не входят в основной курс литературы.

4.Домашнее задание.

1.Прочитать комедию У.Шекспира «Укрощение строптивой».

2.Ответить на вопросы:

-Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?

-Составить характеристику главной героини.

-Образ Петруччо.

-Сравнительная характеристика двух сестер.

-Как Шекспир раскрывает понятие «любовь истинная – любовь ложная»?

2.Индивидуальные задания.

Доклад «Тема «отцов» и»детей» в комедии «Укрощение строптивой».

Сообщение «Драматургический прием «театр в театре»

4.Опережающее задание: прочитать комедию А.Н.Островского « Не в свои сани не садись».

Урок 5. Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский».

Цель: совершенствование и закрепление навыков работы с текстом драматургического произведения; развивать навыки самостоятельной и аналитической работы; формирование умения вести дискуссию и аргументировать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет У.Шекспира, иллюстрации к пьесе, видеокассета с фильмом «Гамлет», Х.Глюк – мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра.

Эпиграф – строфа из стихотворения Б.Пастернака «Гамлет»:

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

1.Слово учителя.

Пожалуй, если говорить о том, что исторические реалии, которые мы находим в художественных произведениях, служат лишь фоном для описания человеческих драм , то почти все творчество Шекспира является лучшим тому подтверждением. Так, скажем, при создании трагедии «Ромео и Джульетта» драматург взял за основу сюжет из новеллы итальянца Банделло, тот же прием мы находим и в трагедии «Гамлет», где в качестве сюжета использована легенда о принце Датском. И новелла, и легенда давно забыты, однако, несмотря на это, а, может быть, и благодаря этому, образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить, по всей вероятности, до тех пор, пока существует человечество. В чем же причина этого феномена?

Итак, средневековая Дания, Эльсинор, королевский замок… Казалось бы, нас ждет романтическая история из давно минувших дней… Но нет, - уже первая сцена наполняет душу какой – то непонятной тревогой. И если вы, ребята, разделяете это ощущение, то подтвердите его сами, пожалуйста, опираясь на текст.

2.Комментированное чтение пьесы.

3.Доклады и сообщения учащихся.

4.Обсуждение докладов и сообщений.

5.Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Гамлет, принц датский».

6.Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Гамлет».

7.Звучит мелодия Х.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика».

На фоне музыки учитель:

Хочу закончить наше занятие словами, пересмыслив знаменитую строку Данте об Аде, а, точнее, о смерти: «Lasejate odnj speranza” – «Оставьте всякую надежду!» Можно то же самое сказать и о жизни.

Впрочем, если мы закончим наше занятие на этой печальной и безнадежной мысли, то все – таки погрешим против истины, против жизни, потому что все же…По – моему, хотела Офелия вновь обрести Гамлета хотя бы на «небесах».

8. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Что бы вы сказали Гамлету, доведись вам встретиться с ним?»

Читать пьесу А.Н.Островского «Лес».

Тема 7. У.Шекспир, А.Н.Островский – создатели национальной драматургии

Презентация индивидуальных результатов учащихся(в зависимости от выбранной формы: доклады, компьютерные презентации, сочинения – рецензии).

Примерные темы докладов и проектных работ:

1.Трактовка монолога главного героя как одного из кульминационных моментов в пьесах У.Шекспира и А.Н.Островского.

2.Смешение трагического и комического начал в пьесах У.Шекспира и А.Н.Островского.

3.Мотив «жизнь есть театр» в произведениях УШекспира и А.Н.Островского.

4.Гуманизм пьес У.Шекспира и А.Н.Островского.

5.Роль У.Шекспира в становлении английского театра.

6.Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии.

7.Произведения У.Шекспира в восприятии читателя 21века.

8.Произведения А.Н.Островского в восприятии читателя 21 века.

Тема 8. Театральный вечер по изученным пьесам У.Шекспира и А.Н.Островского.

Оформление: выставка работ учащихся(иллюстрации к произведениям У.Шекспира и А.Н.Островского; эскизы костюмов и декораций к спектаклям);компьютерные презентации.

Сценарий театрального вечера готовят учащиеся под руководством учителя. Это итоговое занятие, на котором следует пригласить всех учащихся 10 –х классов. Подготовку к вечеру нужно начинать уже на первом занятии, объявив конкурс на лучшую постановку.

Учащиеся самостоятельно готовят инсценировку фрагментов из произведений У.Шекспира и А.Н.Островского, предварительно разделившись на четыре группы(по количеству изученных пьес).В каждой группе учащиеся выбирают режиссера – постановщика, художника – постановщика и актеров.

Лучшую инсценировку можно поставить на «большой» сцене школы.

Список литературы

1.Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М. , 1973.

2.Аникст А.А. Творчество Шекспира. М. , 1963.

3.Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М. ,1986.

4.Бартошевич А.В. Шекспир. Англия хх в. М. , 1994.

5.Верцман И. «Гамлет» Шекспира. М. , 1964.

6.Гаецкий Ю.А. Неутомимая жажда. Повесть об А.Н.Островском. М. ,1975.

7.Журавлева А.И. А.Н.Островский - комедиограф . М. ,1981.

8.Журавлева А.И. ,Макеев М.С. А.Н.Островский. М. ,1998.

9.Журавлева А.И. , Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского: кн. для учителя. М. ,1986.

10.Кабанов И.В. Зарубежная литература: пособие для учащихся старших классов. М. ,1986.

11.Козинцев Г. Наш современник У.Шекспир. Л. , «Искусство» , 1962.

12.Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М. ,1985.

13.Лотман Л.М. А.Н.Островский и русская драматургия его времени. М. – Л. ,1961.

14.Муравьева Н. Классики зарубежной литературы. М. ,1963.

15.С. Нельс. Шекспир на советской сцене. М. , «Искусство», 1960.

16.Пинский Л.Е. Шекспир. М. ,1971.

17.Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: курс лекций. М. ,1996.

18.Смирнов А. Шекспир. М. , «Искусство», 1962.

19.Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот// Тургенев И.С. Собр. соч.: в 10 т. М. ,1962.

20.Чернец Л.В. , Семенов В.Б. ,Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М. ,2005.