|
Элективный курс «У. Шекспир и А. Н. Островский великие драматурги» «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги»
Проездова Л.А , учитель русского
языка и литературы МОУ «СОШ р.п.
Духовницкое» Духовницкого района.
Пояснительная записка.
Элективный курс «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» предназначен для учащихся 10 – х классов, изучающих литературу на профильном уровне.
Продолжительность данного элективного курса – 18 часов. Этот курс является предметно – ориентированным и предлагает анализ, основанный на сопоставлении произведений великого английского драматурга У.Шекспира и великого русского драматурга А.Н.Островского.
Программа элективного курса «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» даёт возможность учащимся не только познакомиться с теми произведениями У.Шекспира и А.Н.Островского, которые не входят в основной курс литературы, но и найти общее в драматургии авторов, принадлежащих разным эпохам, культурам, национальным традициям.
Важна воспитательная роль данного курса. Ведь и Шекспир , и Островский – создатели целой художественной вселенной, они обладали знанием жизни, знанием людей. А.Н.Островский вырос в семье с высокими моральными устоями, много размышлял о человеческих взаимоотношениях и нравственных ценностях. Работал в Коммерческом и Совестном судах.
У.Шекспир усвоил философию Возрождения – гуманизм, он был убежден, что человек – самое совершенное и самое прекрасное существо в мире, он верил в неограниченные возможности человеческой личности, прежде всего в то, что основное начало человеческой личности – добро.
В своих произведениях эти драматурги обращаются к глубинам человеческой природы, человеческой психологии, что делает анализ их пьес интересным и поучительным.
Цель: углубление имеющихся знаний и расширение кругозора учащихся о драматургии У.Шекспира и А.Н.Островского; осмысление творчества У.Шекспира в контексте культуры эпохи Возрождения, творчества А.Н.Островского – в контексте «золотого века» русской литературы.
Задачи:
.совершенствовать навыки работы с драматургическим текстом;
.развивать навыки самостоятельной и аналитической работы;
.формировать умения вести дискуссию и аргументировать собственную точку зрения;
.развивать коммуникативные умения учащихся;
.учить самостоятельно добывать знания;
.познакомить учащихся с современным прочтением пьес драматургов(как в театре, так и в кино)
.способствовать повышению интереса к гуманитарному образованию и предмету «Литература»
Поскольку содержание курса опирается на знания о жизни творчестве У.Шекспира и А.Н.Островского, полученные в рамках основного курса литературы, надо организовать занятия таким образом, чтобы преобладали активные формы учебной деятельности: семинары, практические занятия. На семинары учащиеся готовят доклады, сообщения, которые сопровождаются наглядными материалами(иллюстрациями, фото и видеоматериалом, компьютерными презентациями).Занятия, на которых предполагается изучение, анализ и сопоставление драматургических текстов, лучше всего проводить в форме практических работ в группах или индивидуально. Итоговое занятие можно провести в форме конференции, на которой учащиеся представят результаты своих исследований, примут участие в конкурсе сочинений, подготовят театральный вечер.
Планируемые результаты
Ученик в процессе изучения курса должен
1)осознать значение деятельности У.Шекспира и А.Н.Островского в становлении драматургии Англии и России;
2)научиться проводить сопоставительный анализ драматургических текстов;
3)научиться обобщать и систематизировать материал;
4)усовершенствовать коммуникативные умения через публичные выступления и защиту проектов;
5)уметь сопоставлять первоисточник и его сценическое воплощение;
6)уметь написать сочинение – рецензию и творческие работы в соответствии с требованиями ЕГЭ.
-
Учебно-тематический план
No
п/п
| Тема
| Кол-во часов
| Виды деятельности (учителя и школьников)
| 1
| Театр У. Шекспира.
| 2
| Подготовка учителем вопросов к семинару. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Работа со справочной литературой. Создание альбома о жизни и творчестве У. Шекспира.
| 2
| Театр А.Н. Островского
| 2
| Подготовка вопросов к семинару. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Работа со справочной литературой. Создание альбома о жизни и творчестве А. Н. Островского.
| 3
| Комедия У. Шекспира «Укрощение строптивой»
| 2
| Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Укрощение строптивой»(видеоматериалы или посещение театра(по возможности) )
| 4.
| Комедия А.Н.Островского «Не в свои сани не садись»
| 2
| Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение.
| 5.
| Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский»
| 3
| Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Гамлет, принц датский» (видеоматериалы) Написание сочинения – рецензии.
| 6.
| Комедия А.Н.Островского «Лес»
| 3
| Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе А.Н.Островского «Лес» (видеоматериалы)
| 7.
| У.Шекспир, А.Н.Островский -создатели национальной драматургии
| 2
| Оформление и презентация результатов исследовательской деятельности.
| 8. Театральный вечер Инсценировка фрагментов пьес
по пройденным 2 У.Шекспира и А.Н.Островского.
пьесам У.Шекспира и Конкурс на лучшую инсценировку.
А.Н.Островского Работы учащихся.
Система оценки достижений учащихся.
Оцениваться учебные достижения учащихся могут накопительной оценкой (учитываются количество и качество выполненной учащимся работы).
Результаты работ учащихся представляются в следующих формах:
- доклады и сообщения, которые могут сопровождаться иллюстрациями разного вида (рисунки, видеоряды, компьютерные презентации);
- защита компьютерных презентаций;
- сценарий театрального вечера;
- рецензия;
- создание альбомов о жизни и творчестве У.Шекспира и А.Н.Островсково.
Программа курса
Тема 1. Театр Шекспира
Общее историко-культурное положение Англии 16 века:
.становление английской нации;
.основные тенденции развития культуры Англии(особенности английского Возрождения).
Состояние театра в Англии 16 века.
Загадка личности У.Шекспира: кто он- третьесортный актёр или великий драматург?
Жанровая специфика драматургии У.Шекспира.
Работа со справочной литературой, составление и оформление альбома о жизни и творчестве У.Шекспира.
Тема 2.Театр А.Н.Островского
Общая характеристика состояния театрального дела в России в 1 – й половине 19 века.
Театр Островского:
- жанровая специфика драматургии Островского;
- театральная реформа Островского;
- «типы» Островского .
А.Н.Островский в воспоминаниях современников.
Работа со справочной литературой, составление и оформление альбома о жизни и творчестве А.Н.Островского.
Тема 3. Комедия У.Шекспира «Укрощение строптивой»
Тема «отцов» и «детей» в комедии.
Образ главной героини (желание самостоятельного выбора своей судьбы).
Образ Петруччо.
Момент рождения любви между Петруччо и Катариной.
Сравнительная характеристика двух сестёр.
Любовь истинная – любовь ложная: критерий истинности чувств у У.Шекспира.
Житейская мудрость в комедии.
Художественное произведение и фильм по его мотивам.
Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Укрощение строптивой»
Тема 4. Комедия А.Н.Островского «Не в свои сани не садись»
Идеал патриархальной семьи в творчестве А.Н.Островского.
Тема «отцов» и «детей» в комедии.
Образ главной героини(желание самостоятельного выбора своей судьбы).
Образы Бородкина и Вихорева.
Любовь истинная – любовь ложная:любовь и деньги у Островского.
Житейская мудрость в комедии.
Тема 5. Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский».
Тема «вывихнутости» времени в трагедии.
Разлад в семье как отражение разлада в мире.
Тема одиночества в пьесе.
Носитель трагического конфликта (образ Гамлета).
Мотив игры(приём «театр в театре» в трагедии).
Универсальность конфликта.
Художественное произведение и фильм по его мотивам.
Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Гамлет».
Написание сочинения – рецензии.
Тема 6. Комедия А.Н.Островского «Лес»
Тема «вывихнутости» времени в комедии.
Разлад в семье как отражение разлада в мире.
«Парные герои»: Несчастливцев – Счастливцев.
Мотив игры: «театр – искусство, театр – комедианство».
Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Лес».
Тема 7. У.Шекспир и А.Н.Островский – создатели национальной драматургии.
Презентация индивидуальных результатов учащихся (конференция, компьютерная презентация, сочинение – рецензия).
Тема 8.Театральный вечер по пройденным пьесам У.Шекспира и А.Н.Островского.
Выставка работ учащихся(иллюстрации к произведениям У.Шекспира и А.Н.Островского; эскизы костюмов и декораций к спектаклям).
Сценарий театрального вечера.
Материалы для проведения элективного курса
Тема 2. Театр А.Н.Островского.
Цель. познакомить учащихся с состоянием театрального дела в России в 1-й половине х1х века, раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии.
Ход занятия
1.Проверка домашнего задания.
2.Слово учителя.
3.Доклады и сообщения учащихся.
4.Домашнее задание.
1.Проверка д.з.
Беседа по пройденному материалу «Театр Шекспира»( один ученик отвечает, другой рецензирует и дополняет ответ).
- Расскажите, пожалуйста, о историко –культурном положении Англии 18 века.
-Каковы основные тенденции развития культуры Англии?
- А каково было состояние театрального дела в Англии 18 века?
- Так кто же был Шекспир – третьесортный неграмотный актер или великий драматург? Ваше мнение.
- Жанровая специфика драматургии У.Шекспира?
2.Лекция учителя, содержащая характеристику театрального дела в России в 1-й половине 19 века. Запись тезисов.
3.Доклады и сообщения учащихся.
Итак, сегодня мы познакомились с театром Островского. Следующие занятия позволят нам более глубоко изучить пьесы А.Н.Островского, которые не входят в основной курс литературы.
4.Домашнее задание.
1.Прочитать комедию У.Шекспира «Укрощение строптивой».
2.Ответить на вопросы:
-Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?
-Составить характеристику главной героини.
-Образ Петруччо.
-Сравнительная характеристика двух сестер.
-Как Шекспир раскрывает понятие «любовь истинная – любовь ложная»?
2.Индивидуальные задания.
Доклад «Тема «отцов» и»детей» в комедии «Укрощение строптивой».
Сообщение «Драматургический прием «театр в театре»
4.Опережающее задание: прочитать комедию А.Н.Островского « Не в свои сани не садись».
Урок 5. Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский».
Цель: совершенствование и закрепление навыков работы с текстом драматургического произведения; развивать навыки самостоятельной и аналитической работы; формирование умения вести дискуссию и аргументировать собственную точку зрения.
Оборудование: портрет У.Шекспира, иллюстрации к пьесе, видеокассета с фильмом «Гамлет», Х.Глюк – мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра.
Эпиграф – строфа из стихотворения Б.Пастернака «Гамлет»:
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
1.Слово учителя.
Пожалуй, если говорить о том, что исторические реалии, которые мы находим в художественных произведениях, служат лишь фоном для описания человеческих драм , то почти все творчество Шекспира является лучшим тому подтверждением. Так, скажем, при создании трагедии «Ромео и Джульетта» драматург взял за основу сюжет из новеллы итальянца Банделло, тот же прием мы находим и в трагедии «Гамлет», где в качестве сюжета использована легенда о принце Датском. И новелла, и легенда давно забыты, однако, несмотря на это, а, может быть, и благодаря этому, образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить, по всей вероятности, до тех пор, пока существует человечество. В чем же причина этого феномена?
Итак, средневековая Дания, Эльсинор, королевский замок… Казалось бы, нас ждет романтическая история из давно минувших дней… Но нет, - уже первая сцена наполняет душу какой – то непонятной тревогой. И если вы, ребята, разделяете это ощущение, то подтвердите его сами, пожалуйста, опираясь на текст.
2.Комментированное чтение пьесы.
3.Доклады и сообщения учащихся.
4.Обсуждение докладов и сообщений.
5.Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Гамлет, принц датский».
6.Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Гамлет».
7.Звучит мелодия Х.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика».
На фоне музыки учитель:
Хочу закончить наше занятие словами, пересмыслив знаменитую строку Данте об Аде, а, точнее, о смерти: «Lasejate odnj speranza” – «Оставьте всякую надежду!» Можно то же самое сказать и о жизни.
Впрочем, если мы закончим наше занятие на этой печальной и безнадежной мысли, то все – таки погрешим против истины, против жизни, потому что все же…По – моему, хотела Офелия вновь обрести Гамлета хотя бы на «небесах».
8. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Что бы вы сказали Гамлету, доведись вам встретиться с ним?»
Читать пьесу А.Н.Островского «Лес».
Тема 7. У.Шекспир, А.Н.Островский – создатели национальной драматургии
Презентация индивидуальных результатов учащихся(в зависимости от выбранной формы: доклады, компьютерные презентации, сочинения – рецензии).
Примерные темы докладов и проектных работ:
1.Трактовка монолога главного героя как одного из кульминационных моментов в пьесах У.Шекспира и А.Н.Островского.
2.Смешение трагического и комического начал в пьесах У.Шекспира и А.Н.Островского.
3.Мотив «жизнь есть театр» в произведениях УШекспира и А.Н.Островского.
4.Гуманизм пьес У.Шекспира и А.Н.Островского.
5.Роль У.Шекспира в становлении английского театра.
6.Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии.
7.Произведения У.Шекспира в восприятии читателя 21века.
8.Произведения А.Н.Островского в восприятии читателя 21 века.
Тема 8. Театральный вечер по изученным пьесам У.Шекспира и А.Н.Островского.
Оформление: выставка работ учащихся(иллюстрации к произведениям У.Шекспира и А.Н.Островского; эскизы костюмов и декораций к спектаклям);компьютерные презентации.
Сценарий театрального вечера готовят учащиеся под руководством учителя. Это итоговое занятие, на котором следует пригласить всех учащихся 10 –х классов. Подготовку к вечеру нужно начинать уже на первом занятии, объявив конкурс на лучшую постановку.
Учащиеся самостоятельно готовят инсценировку фрагментов из произведений У.Шекспира и А.Н.Островского, предварительно разделившись на четыре группы(по количеству изученных пьес).В каждой группе учащиеся выбирают режиссера – постановщика, художника – постановщика и актеров.
Лучшую инсценировку можно поставить на «большой» сцене школы.
Список литературы
1.Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М. , 1973.
2.Аникст А.А. Творчество Шекспира. М. , 1963.
3.Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М. ,1986.
4.Бартошевич А.В. Шекспир. Англия хх в. М. , 1994.
5.Верцман И. «Гамлет» Шекспира. М. , 1964.
6.Гаецкий Ю.А. Неутомимая жажда. Повесть об А.Н.Островском. М. ,1975.
7.Журавлева А.И. А.Н.Островский - комедиограф . М. ,1981.
8.Журавлева А.И. ,Макеев М.С. А.Н.Островский. М. ,1998.
9.Журавлева А.И. , Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского: кн. для учителя. М. ,1986.
10.Кабанов И.В. Зарубежная литература: пособие для учащихся старших классов. М. ,1986.
11.Козинцев Г. Наш современник У.Шекспир. Л. , «Искусство» , 1962.
12.Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М. ,1985.
13.Лотман Л.М. А.Н.Островский и русская драматургия его времени. М. – Л. ,1961.
14.Муравьева Н. Классики зарубежной литературы. М. ,1963.
15.С. Нельс. Шекспир на советской сцене. М. , «Искусство», 1960.
16.Пинский Л.Е. Шекспир. М. ,1971.
17.Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: курс лекций. М. ,1996.
18.Смирнов А. Шекспир. М. , «Искусство», 1962.
19.Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот// Тургенев И.С. Собр. соч.: в 10 т. М. ,1962.
20.Чернец Л.В. , Семенов В.Б. ,Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М. ,2005. |
|
|