|
"Звук [К’]" с самоанализом Непосредственная образовательная деятельность
по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;
- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
- совершенствовать произносительные навыки;
- обогатить опыт чтения слогов;
- закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;
- обогатить словарный запас.
2. Воспитательные:
- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;
- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;
- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;
- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.
3. Развивающие:
- развивать связную, диалогическую речь;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.
Оборудование:
- иллюстрации в учебных пособиях;
- обозначения звуков [К] и [К’], гласных звуков.
Учебное пособие: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» (часть 3). Длительность занятия 30-35 минут. Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель заранее ставит дату занятия в каждом учебном пособии воспитанников, готовит оборудование.
Для того, чтобы детям было проще переключиться с игровой деятельности на занятие, воспитатель собирает детей в «паровозик» (дети-вагончики держатся друг за друга), который «приезжает» к месту занятий. Пока паровоз едет, дети проговаривают игровую присказку. Присказка заканчивается, дети рассаживаются на свои места. Если количество детей не превышает 8-10 человек, то все дети садятся за один общий стол. Если количество детей более 10 человек, то дети делятся на 3 подгруппы и рассаживаются.
Воспитатель проверяет, кто присутствует на занятии, отсутствующим в учебном пособии, рядом с датой, выставляется буква «н». Дети в это время могут проговорить, почему нет их друзей (если знают), свои чувства в связи с их отсутствием (скучаем, ждем). Этот момент важен для развития детской общности.
В каждой подгруппе выбирается дежурный, который раздает тетради (учебные пособия) и карандаши. Воспитатель показывает детям тетрадь и спрашивает, как она называется, какие в ней представлены главные герои, как называется занятие.
II. Знакомство со звуком и его звуковой карточкой.
1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
Для того чтобы дети настроились на предстоящее занятие, воспитатель задает вопросы по прошлому занятию. Эти вопросы также способствуют укреплению долговременной памяти.
Вопросы от воспитателя*:
- Какой звук мы проходили на прошлом занятии?
- Какое изображение ему соответствует?
- Какая история приключилась с нашими героями в прошлый раз?
- Чем строитель угостил своих гостей? Как «кирпичи могут накормить»?
* Воспитатель следит, чтобы все подгруппы, приняли участие в обсуждении.
Для того чтобы воспитанники могли быстро включиться в работу, используется прием проблемно-диалогической технологии введения новых знаний – «яркое пятно» (рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия).
Рассказ «Дом для звука [К’]»
Дети слушают рассказ, рассматривают иллюстрацию в своем учебном пособии. Отвечают на вопросы воспитателя к тексту. По завершению рассказа они составляют описание иллюстрации по схеме.
Схема для описания иллюстрации*.
- Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
- Кто нарисован на этой картине?
- Где они находятся?
- Кто находится в центре картины?
- Опишите строителя: как он выглядит, во что одет, что делает?
- Кто находится вокруг строителя? Как они выглядят, во что одеты, что делают?
- Что находится перед строителем, справа от него, слева от него?
- Когда герои закончат работу, что будет дальше? Чем закончится вся история?
* Воспитатель следит, чтобы все подгруппы, приняли участие в обсуждении. Воспитатель хвалит каждого отвечающего ребенка. Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель подбадривает его.
2. Расширение представлений по теме занятия.
Данный этап является важной частью технологии формирования опыта чтения.
Презентация звуковой карточки.
- Картинка, где изображено, как постукивают кирпичи, обозначает звук [К’].
- Определите по башмачкам звука [К’], какой он? Чем отличается от звука [К]? что общего в этих звуках?
- Выложите слоги.
III. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Данный этап направлен на улучшение фонетико-фонематической грамотности детей.
Работа с заданиями №3,4 в учебном пособии.
- Определение места звука [К’] в слове.
- Различение звуков [К’] и [К].
После работы с заданием №3 дети закрывают его рукой. Воспитатель спрашивает, какие картинки были в этом задании. Такое же упражнение на развитие памяти проводится с заданием №4.
Физкультминутка.
IV. Тренировочные задания.
Данный этап позволяет совершенствовать фонетико-фонематические процессы путем реализации речемыслительных операций.
- Разгадывание слова по первым звукам слов.
- Разгадываем ребус (задание №5 в учебном пособии).
- Проводим анализ звуков.
- Знакомимся с буквой К, штрихуем её.
- Читаем слоги (по парам или подгруппам).
Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли задание в соответствии с инструкцией.
V. Итог занятия.
Данный этап направлен на закрепление изученного материала, развитие речемыслительной деятельности.
- Чем отличаются звуки [К’] и [К]. Какой буквой они обозначаются?
- Назовите слова со звуком [К], потом с [К’].
- Вам понравилось занятие? Что было трудно делать, а что легко?
По завершению работы дежурный помогает воспитателю привести рабочую зону в порядок, но каждый ребенок сам кладет свои карандаши и тетрадь в общую стопку, пододвигает свой стул к столу. Самоанализ занятия
1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей. Учет индивидуальных особенностей.
Данное занятие является частью учебного курса «По дороге к азбуке», авторов Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. Воспитанники старшей группы занимаются по учебному пособию «По дороге к азбуке» (часть 3). В данном случае представлено занятие №20 «Звук [К’]».
Программное содержание занятия соответствует развитию и возрасту детей. Дети занимаются по данной программе больше половины года, знакомы со структурой занятия, типом игровых заданий и способом их выполнения. Уровень развития детей данного возраста позволяет им успешно осваивать программное содержание.
В группе детей бывают дети с разным уровнем скорости усвоения материала. Чаще всего, скорость коррелирует с уровнем развития ребенка. То есть, более развитый ребенок быстрее осваивает материал. Для того чтобы все дети смогли усвоить программное содержание, я выстраиваю работу следующим образом:
- Дети с более высоким уровнем скорости (1 подгруппа): выполняют задание самостоятельно, после выполнения подключаются ко всей группе и сверяют свои результаты с ответами детей. Если я вижу, что дети этой группы допустили ошибку, я прошу выполнить эту часть задания при мне, проговаривая вслух. Обычно этого достаточно, чтобы ребенок ошибку исправил.
- Дети со средним уровнем скорости (2 подгруппа): выполняют задание вместе с воспитателем, отвечая на вопросы по очереди. В случае, если они делают ошибку, я прошу детей первой подгруппы рассказать, как они сделали это задание и почему.
- Дети со сниженным уровнем скорости (3 подгруппа): также выполняют задание вместе с воспитателем. Но в случае ошибки, я сама объясняю правило. И после этого прошу ребенка снова ответить на вопрос. Я могу обратиться к ребенку повторно, вне очереди, с тем, чтобы еще раз задать вопрос и послушать его ответ.
Этот подход позволяет детям первой подгруппы примерить на себя роль «экспертов» и еще раз проработать материал. Материал, который ребенок объясняет своему сверстнику, будет усвоен лучше. При этом сохраняется быстрый темп работоспособности у детей данной подгруппы.
2. Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового).
К элементам нового я могу отнести следующие компоненты программного содержания:
- рассказ «Дом для звука [К’]»;
- звуковая карточка;
- задания на определение места звука [К’] в слове, различение звуков [К’] и [К];
- ребусы и слоги для чтения;
- содержание физкультминутки.
Сами компоненты детям знакомы, они с ними уже работали и чувствуют себя спокойно при встрече с ними. Но содержание данных компонентов соответствует новой теме и вызывает у детей интерес к познанию.
3. Развитие мыслительной деятельности детей на занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли ребенка, наличие поисковых ситуаций).
Занятие проходит на высоком уровне интеллектуальной активности. С самого начала занятия дети включаются в ситуацию поиска новых знаний: отвечают на вопросы, выполняют задания, отгадывают ребусы. Для всех этих заданий необходимо напряжение мысли ребенка и заинтересованность в поиске ответа.
4. Развитие психических процессов у детей (речь, внимание, память, мышление).
Во время занятия развивается диалогическая и связная речь. А также - улучшается фонетико-фонематическая грамотность, которая напрямую связана с качеством письменной речи.
Программа занятия содержит ряд специально подобранных заданий для развития логического мышления.
Во время занятия я слежу за уровнем внимания детей, поддерживаю его. Для меня важно, как дети ведут себя на занятии, а также в то время, когда отвечают другие дети. Если я замечаю, что ребенок начинает отвлекаться, я сразу же подключаю его к работе, даже если его очередь не подошла. При этом я поддерживаю динамичный темп работы, дети сами стараются не отвлекаться, чтобы не выйти из него, не упустить важного и интересного.
Также я применяю некоторые приемы для развития внимания: говорю номер задания, к которому должны перейти дети («Найдите, пожалуйста, задание №3. Кто нашел?»); называю такой предмет, которого нет на рисунке («В слове «вилка» звук [К] мягкий или твердый?»). Когда я называю не нарисованный предмет, дети говорят: «Здесь нет вилки» - и очень радуются, что заметили мою «ошибку». Юмор очень помогает повысить интерес к занятию и снизить напряжение, если оно накапливается.
Также развитию внимания служат сами задания на определение места звука [К’] в слове, различение звуков [К’] и [К]. Их важно выполнять внимательно, чтобы не допустить ошибки.
Для тренировки краткосрочной и развития долгосрочной памяти, я использую следующие приемы: в начале занятия задаю вопросы по содержанию предыдущего занятия; в конце - подвожу итог и задаю вопросы по содержанию проведенного занятия, тренирую зрительную память во время работы с картинками.
5. Воспитательная ценность занятия.
При выполнении заданий применяются такие формы работы, как работа в парах, мини-группах, группе, что позволяет развивать культуру взаимоотношений. Я учу детей помогать друг другу, отмечаю важность таких поступков, обязательно обращаю внимание детей на примеры взаимопомощи и поддержки, которые демонстрируют их друзья.
Дети учатся самостоятельно приводить в порядок свое рабочее место. Это не только важный персональный навык, но и пример ценностного отношения к занятию.
6. Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия (помещения, одежда, оборудование).
Помещение перед занятием и после него обязательно проветривается, проверяется чистота столов и стульев. Все оборудование размещается на своих местах. Его исправность проверена до занятия. Все необходимые приготовления выполнены.
Перед тем, как отправиться на занятие, дети собираются в «паровозик». В паровозик может «сесть» только тот пассажир, который выглядит опрятно и выполнил все необходимые гигиенические процедуры (руки и лица чистые, ребенок сходил в туалет, одежда оправлена, обувь застегнута).
7. Использование наглядных пособий.
В данном случае они представлены в виде учебного пособия и звуковых карточек. Для того, чтобы звуковой и слоговой анализ был доступен ребенку, в учебном пособии используются следующие виды наглядности: цветовая символика гласных и согласных букв (отвечающая школьной) и звуковые человечки.
8. Продуманность построения занятия:
Мотивация.
Для создания мотивации к занятию, важным являются два компонента. Первый: ценностное отношение к детской общности. Я, как воспитатель, ориентирована на детскую общность. Если дети видят, что их принимают и понимают их друзья и воспитатели, им комфортно быть вместе. А это значит, что они будут с бòльшим удовольствием выполнять совместные дела, в том числе и заниматься. На данном занятии я поддерживаю детскую общность в следующих моментах: я обязательно отмечаю, кого нет и почему, и даю детям возможность сделать свои комментарии, я учу детей работать в группах и поддерживать друг друга, я отмечаю успехи каждого отдельного ребенка. В этом случае дети чувствуют себя компетентными, на практике убеждаются в своей способности преодолевать трудности.
Второй компонент: интерес к программе занятия. В качестве ситуации, создающей мотивацию к занятию, я выбрала прием «яркое пятно» (рассказ, вызывающий эмоциональный интерес). Дети любят эти рассказы о путешествиях главных героев, воспринимают их как сказку и следят за сюжетной линией. И им всегда интересно, что будет дальше.
Во время занятия мотивация поддерживается наличием поисковых ситуаций, интересных заданий и эмоциональной поддержкой воспитателя.
Части занятия, их взаимосвязь.
Первая часть – организационный момент. Дети в течение 2-3 минут собираются на занятие, усаживаются, готовятся к нему. Я напоминаю детям, какое занятие им предстоит, вместе с ними вспоминаю название, главных героев.
Вторая часть – знакомство со звуком и его звуковой карточкой. Этот этап направлен на расширение представлений по теме занятия.
Следующие этапы (третья часть – воспроизведение нового в типовой ситуации, четвертая часть – тренировочные задания) выстроены таким образом, чтобы дети могли совершенствовать фонетико-фонематическую грамотность и закреплять информацию, полученную во второй части.
Последняя часть – подведение итогов. Я вместе с детьми обобщаю новый материал, мы проговариваем, что было трудно и легко делать, чем понравилось занятие.
На мой взгляд, все части имеют обоснованную взаимосвязь и позволяют выполнить поставленные задачи и достичь цели занятия.
Профилактика утомления (наличие физкультурной паузы).
Физкультурная пауза подобрана в соответствии с учебным материалом. Дети повторяют движения и слова. Она воспринимается ими как еще одно интересное задание и позволяет им избежать утомления.
9. Разнообразие методов и приемов:
Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива).
- «Яркое пятно» (история, которая вызывает эмоциональный интерес).
- Работа в подгруппах, взаимоподдержка.
- Моментальное подключение к работе отвлекающихся детей.
- Динамичный темп занятия.
- Модуляция голоса. Снижение уровня громкости в тех случаях, когда нужно, чтобы дети прислушались.
- «Номер задания». Я прошу детей найти задание под конкретным номером.
- «Несуществующая картинка». Я спрашиваю детей про картинку, которой нет в данном задании.
- «Имя ребенка». Если ребенок отвлекается во время рассказывания истории, я называю его имя и продолжаю рассказывать дальше.
- «Воспитатель рядом». Если какая-то часть детей расшумелась, я встаю рядом с ними.
- Смена вида деятельности.
Приемы обеспечения эмоциональности занятия, поддержание интереса детей.
- «Яркое пятно».
- «Несуществующая картинка».
- Смена вида деятельности.
- Я отмечаю успехи каждого ребенка.
- Динамичный темп занятия.
- Выразительность голоса.
- «Маленькая реклама». Напоминаю, что сразу после сложного задания мы будем делать интересное.
- «Самостоятельная оценка». Я прошу ребенка самостоятельно оценить свою работу. Если он выполнил ее не аккуратно, показываю пример аккуратного выполнения. Вместе с ребенком мы проговариваем, почему у него так не получилось и что он сможет сделать, чтобы в следующий раз все получилось.
Таким образом, программное содержание занятия позволяет реализовать поставленные задачи и достичь обозначенной цели. |
|
|