Главная страница


А4 (присоединение деепричастного оборота)



Скачать 179.85 Kb.
НазваниеА4 (присоединение деепричастного оборота)
Дата10.04.2016
Размер179.85 Kb.
ТипДокументы

«Причастие» и «Деепричастие» - темы, вызывающие наибольшее затруднение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, поэтому их разбор заслуживает особого внимания, тем более, что заданий, связанных с данными темами в частях А и В, достаточно:

А4 (присоединение деепричастного оборота),

А6 (замена придаточного определительного причастным оборотом),

А11, В2 (морфология),

А13 ( Н и НН в различных частях речи),

А16 ( гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий),

А18 (НЕ с различными частями речи),

А21 (знаки препинания при обособлении),

В5 (найти предложение с обособленными членами),

В1 (способы словообразования).

На экзамене выпускники обычно забывают, что причастия могут быть не только действительными, но и страдательными, а страдательные - не только полными, но и краткими.

Полные причастия в предложении бывают определениями, из-за чего их путают с прилагательными. А краткие страдательные причастия путают с краткими прилагательными, с наречиями и глаголами.

Многие выпускники плохо понимают, что такое деепричастие. По статистическим данным, в «2011 году 29% экзаменуемых почему-то решили, что "установлено" - это деепричастие». А производные предлог несмотря на и союз несмотря на то что обычно очень часто ставят детей в тупик.

С целью системного повторения орфографии и пунктуации по темам «Причастие» и «Деепричастие» при помощи укрупненного блока правил, опорных таблиц, алгоритмов, упражнений и тестов для закрепления мною разработано данное пособие.

Согласно аналитическим отчетам, больше всего экзаменуемых делают ошибки в заданиях А11, которое требует определить, какой частью речи является данное слово, и B2, где необходимо выписать из текста слова, принадлежащие к определенной части речи. Например, в 2011 году только 40,6% из них смогли ответить на вопрос правильно. Причем столь низкие результаты повторяются из года в год. В утешение можно сказать, что даже светила филологической науки не могут договориться, к какой части речи нужно относить то или иное слово в разных случаях. Правда, утешение это слабое, поскольку информацию о том, какое мнение считать правильным, составители тестов раскрывают фрагментарно. И все же большинства ошибок можно избежать. Поэтому напоминаем, при помощи каких суффиксов образуются причастия и деепричастия:


Время причастий

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст. время

От I спр. -ущ, -ющ

От IIспр. -ащ, -ящ

От I спр. -ем

От II спр. -им

Прош. время

-вш, -ш

-енн, -нн, -т


Деепричастие отвечает на вопрос Как? Что делая? Что сделав? и имеет

суффиксы -в, -вши, -ши, -а (-я), реже – учи (будучи), - ючи( жалеючи,

играючи)

Упражнения для закрепления знаний:

1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Теперь, получив поддержку властей, изобретатель займётся изготовлением нового автомобиля.

1) полное причастие 2) краткое причастие 3) деепричастие 4) наречие
2. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Литературный язык есть тот же народный язык, только обработанный мастерами.
1) полное прилагательное 2) действительное причастие
3) деепричастие 4) страдательное причастие
3. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Текущие с вершины ручьи поили корни живительной влагой.
1) полное прилагательное 2) действительное причастие
3) краткое прилагательное 4) страдательное причастие
4. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова.
Дети, будучи школьниками, не осознают всей ответственности.
1) глагол 2) деепричастие
3) прилагательное 4) причастие
Следующий блок «Правописание гласных в суффиксах причастий и деепричастий» ( А16 ):


Время причастий

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст. время

От I спр. -ущ, -ющ

От IIспр. -ащ, -ящ

От I спр. -ем

От II спр. -им










Прош. время

-вш, -ш

-енн, -нн, -т


1. У действительных причастий прошедшего времени перед суффиксами –вш- и –ш- пишется та же гласная, что и у глагола в неопределённой форме перед –ть ( клеить – клеивший)

2. У страдательных причастий прошедшего времени написание гласной зависит от того, на что оканчивается глагол: если глагол оканчивается на –ить или –еть, то у причастия пишется суффикс –ЕНН-, а если глагол оканчивается на –ать или –ять, то у причастия пишется –А-НН.

Примечание. Причастие движимый является исключением, т.к. имеет суффикс –им- , свойственный для страдательных причастий, образованных от глаголов II спряжения , на самом деле данное причастие произошло не от глагола двигать, а от устаревшего движити.

Тест для закрепления:

  1. В каком ряду в обоих словах пишется буква И?

  1. согрева…мый, увид…вший 2) просол…нный, выброш…нный

3) купл…ный, кле…ный 4) движ…мый, кле…вший

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. простел…нный, перекормл…нный

2) прокруч…нный, вспомн…вшийся

3) подброш…нный, независ…мый

4) поднос…вший, недостро…нный

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

  1. придум…нный, непридвид…нный

2) просматрива…мый, довер…вший

3) спрят…нный, независ…мая 4) засе…нный, прове…нный

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. подпил…нный, затрагива…мый 2) сбеж…нный, пристро…вший

3) стро…вший, кле…вший 4) несгиба…мый, надкуш…ный

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

  1. подкач…нное (колесо), просе…нный 2) провар…нный, промасл…нный

3) прикл…нный, насторож…нный 4) истрат…вший, расстро…нный
Обращаемся к теме «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» (А13):
НН пишется в полных страдательных причастиях прошедшего времени:

  1. Если причастия имеют приставку, кроме НЕ ( приставка Не на смену вида не влияет): на-клеенная картинка, по-крашенный забор.

  2. Если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно кошенный луг.

3. Если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать).

4. В отглагольных прилагательных на –ованный, -ёванный (исключение: кованый, жёваный, клёваный): асфальтированный

Н пишется:

  1. В кратких страдательных причастиях : письмо не отправлено

  1. В отглагольных прилагательных, кроме тех, что оканчиваются на – ованный, - ёванный: вареное

  2. Не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, стираный - перестираный.


Упражнения для закрепления знаний:

Вставьте, где необходимо, буквы, пропущенные в суффиксах причастий и отглагольных слов

гласные буквы и Н или НН.

1. Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на.

2. Гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н.

3. Печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н.

4. Кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но.

5. Пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом.

6. Краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны.

7. Пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но.

8. Мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником.

9. Варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник.

10. Рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы.
Следующий блок – «Не с причастиями и деепричастиями» (А18):


Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляется:

ненавидимый , негодующий ,

ненавидя

С краткими причастиями:

работа не закончена

С полными причастиями без зависимых слов и противопоставления:

непрочитанная книга

С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления:

не прочитанная мною книга ,

не прочитанная, а лишь просмотренная книга

Со словами совершенно, очень, крайне, чрезвычайно, совсем (= очень):

совсем непродуманное решение

С усиливающими отрицание местоимениями, наречиями:

ничем не оправданный поступок




Со всеми деепричастиями, кроме тех, что без НЕ не употребляются


Здесь напоминаем, что деепричастие не смотря следует отличать от омонимичных Несмотря (на) – предлога и Несмотря на то что – союза.
Упражнение для закрепления:

1. Мы бредём по полю, где трава (не)скошена.

2. Совершён далеко (не)оправданный поступок.

3. Документы, (не)собранные к сроку, больше (не)были нужны

4. За рекой возвышался (не)достроенный дом.

5. (Не)вспаханное осенью поле зеленело.

6. Он жил, (не)навидя всё вокруг.

7. (Не)думая о будущем, Вера спешила прочь от этого места.

8. На рецензию была отдана (не)доработанная рукопись.

9. (Не)обременённые заботами, дети весело бегали вокруг стола.

10. В восьмом часу вечера мы наконец-то добрались до (не)умолкавшего моря.

11. В воздухе повисла (не)разбавленная ничем пауза.

12. Звук, (не)приглушенный ничем, вольно лился по деревне.

13. Многие (не)долюбливали Беликова за его склочный характер.

14. Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.

15. (Не)видя ничего под ногами, мы медленно продвигались вперёд в сумраке ночи.

Далее при помощи алгоритма вспоминаем, как правильно присоединить деепричастный оборот (А4):
Алгоритм

Конкретное лицо
Есть Нет
Определённо-личное,

неопределённо-личное,

безличное предложения

( с глаголами можно, нужно, необходимо и т.д.)

Тест:

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду его словарный запас

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обнаружив в кометах органические вещества,

1)была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Исполняя эту пьесу,

  1. было чувство радости.

2) я старался передать свое настроение.

  1. должен учитываться авторский замысел.

4) зал хорошо слушал пианиста.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Возвратившись из поездки,

  1. произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав новую книгу,

  1. меня увлёк её сюжет.

2) началась подготовка к читательской конференции.

3) я увлёкся историей.

4) это помогает лучше понять окружающий мир.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает справиться с трудным материалом.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

4) оратор произнёс убедительную речь.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю,

1) понадобилось много времени.

2) современники усваивают уроки прошлого.

3) есть возможность гордиться её прошлым.

4) это помогает лучше понять настоящее.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы,

1) у меня заболела голова. 2) мы развиваем логическое мышление.

3) незаметно пролетел вечер. 4) воспитывается воля и наблюдательность.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз,

1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.

2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

3) требуются специальные знания.

4) учёными обработан большой статистический материал.
Следующий блок – «Предложения с причастным оборотом» (А6)


Можно заменить придаточную часть причастным оборотом

Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом

Местоимение в именительном падеже

Местоимение в косвенном падеже

Сказуемое в придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени

Сказуемое в придаточной части стоит в будущем времени

При сказуемом в придаточной части нет частицы бы

При сказуемом в придаточной части есть частица бы

В главном предложении нет указательных местоимений

В главном предложении имеются указательные местоимения


Упражнение для закрепления:

  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было.

2) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

3) Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.

4) Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В.А. Серов — величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.

2) Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.

3) Шопен — один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано.

4) Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. В этой главе Герцен пишет о подвижниках эпохи Возрождения, которые открыли человеческому уму новые горизонты.

2) Картины Леонардо да Винчи показывают подвижность человеческого лица, которое отражает подвижность человеческой души.

3) В военные годы В.Ю. Свиридов начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых».

4) Художественная манера Врубеля, которая после смерти художника стала объектом пристального изучения, современниками художника не принималась.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. А. Блок, который откликнулся на творчество Врубеля прекрасными стихами, назвал «Демон»- Врубеля и «Демон» Лермонтова символами времени.

2) Многочисленные этюды художника, над которыми он особенно увлечённо трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства.

3) Одним из самых ярких стало впечатление от Константинополя, который соединил в своём облике черты восточной и западной культур.

4) Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

2) Борис Шергин — «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.

3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.

4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В. Левитский, который стал архитектором.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.

2) Кризисные явления в современном искусстве, которые отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре.

3) В этом портрете Репин не скрывал следов тяжёлого недуга, который наложил печать на весь облик Мусоргского.

4) Главным условием оперного сюжета П.И. Чайковский считал правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нём.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.

2) Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передаёт предчувствие роковой встречи с Онегиным.

3) Жизнь, которая оснащена новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональной.

4) Главная задача пейзажиста — создать образ, который пахнет не красками, а цветами.

Ответы: 1. – 2); 2. – 2); 3. – 1); 4. – 4); 5. – 3); 6. – 2); 7. – 1); 8. – 1); 9. – 1)
Подробно останавливаемся и на теме «Знаки препинания при причастном обороте» (А21, В5)
Причастный оборот обособляется, если:

  1. Стоит после определяемого слова, например: Ветер, разметавший пыль по всей округе, не собирался сдаваться.

  1. Обособляются два или больше согласованных одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если последнему предшествует еще одно определение, например: Любимые лица, мертвые и живые, приходят на память. (Тургенев)

  1. Если определение оторвано в тексте от определяемого существительного, например: Глаза смыкались и, полузакрытые, тоже улыбались (Тургенев). И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.(Шолохов)

  2. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временное), например: Сопровождаемый офицером, комендант вошел в дом (Пушкин).

  1. Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения, например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал (Чехов).

Причастный оборот не обособляется:

  1. Если стоит перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения), например: Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты (Л. Толстой).

  1. При инверсии, например: Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если бы неравно Грушницкий отгадал истину (Лермонтов).

  1. При одиночном причастии, например: Гонимые ветром облака распластались по всему небу.

  2. При однородных причастных оборотах, соединенных сочинительными союзами и , или, да (в значении И), например: Грозовая туча, по временам сверкавшая молниями и издававшая недовольное рокотание, спешила на северо-восток.

«Знаки препинания при деепричастном обороте» (А21, В5)

Деепричастие и деепричастный оборот обособляются:

  1. Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например: Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе (Шолохов).

2. Обособляются два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств, например: Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату (Чехов).

Деепричастие и деепричастный оборот не обособляются, если:

  1. Деепричастие находится в конце предложения и приобретает наречное значение, например: Они сидели у реки молча.

  1. Деепричастие тесно связано по смыслу со сказуемым, например: Мальчик шел прихрамывая на левую ногу.

  1. Оборот представляет собой идиоматическое выражение (фразеологизм), например: И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов).

  1. Деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется), например: Перед реформаторами всегда возникают десятки повседневных проблем, не решив которые невозможно двигаться вперед.

  1. Два деепричастных оборота соединяются неповторяющимся союзом И, например: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла (Федин).

Тест:

Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

  1. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.

  2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.

  3. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

  4. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

  5. Ученик первого класса бежал по коридору (1) сломя голову (2) будто за ним гнались

  6. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

  7. Вечером (1) окончательно расстроенная (2) она всё же принялась за уборку квартиры.

  8. Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить

  9. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.


Еще одна блок-тема – «Основные способы словообразования причастий и деепричастий» (В1)

Так как причастие и деепричастие рассматриваются как особые формы глагола, то в одних учебниках суффиксы этих частей речи считаются не словообразующими, а формообразующими, а в других – причастие и деепричастие считаются самостоятельными частями речи, поэтому способ словообразования этих слов указывается как суффиксальный.

Деепричастия образовываются при помощи суффиксов -а, -я, -в, -ши,-вши, -учи, -ючи.

Причастия – при помощи суффиксов: -ащ, -ящ, -ущ, ющ, -ш, -вш, -им, -ем,

-нн, -енн, -т.
Рекомендации:


  1. Продолжить работу по повышению орфографической и пунктуационной грамотности, в том числе и по данным темам.

  2. Использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ следующие формы рабо

ты: блоковое повторение, тренинги и т.д.

  1. Приучать выпускников к внимательному чтению заданий.

  2. Вести мониторинг успешности усвоения тем.