Главная страница


Методическая разработка урока «Дебаты» интеллектуально-дискуссионная игра по биологии «Пестициды -«ЗА» и«против»». Автор: учитель биологии



Скачать 198.63 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока «Дебаты» интеллектуально-дискуссионная игра по биологии «Пестициды -«ЗА» и«против»». Автор: учитель биологии
учитель биологии
Дата25.02.2016
Размер198.63 Kb.
ТипМетодическая разработка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Благоевская средняя общеобразовательная школа»

поселок Благоево Удорский район

Республика Коми.

Методическая разработка урока «Дебаты» -

интеллектуально-дискуссионная игра

по биологии

«Пестициды –«ЗА» и «ПРОТИВ»».

Автор: учитель биологии

Тодорова Ольга Борисовна

п.Благоево

2013г.

Технология дебатов относится к активной форме обучения и представляет собой культурный спор, при котором происходит обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме. Данная методическая разработка создана на основе дебатов Карла Поппера.

В дебатах Карла Поппера существует три типа выступлений:

1. Конструктивная речь: при этом типе речи спикером представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона даёт первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.

2. Опровергающая речь: в такой речи нужно опровергнуть аргументы и восстановить свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь значимую роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.

3. Заключительная речь: эта речь должна обращать внимание на основные противоречия позиций, как бы подводить итоги дебатам. Спикеры должны подытожить — как проходили дебаты, кто оказался сильнее и почему. В этой речи не должно быть новых аргументов.

ПОНЯТИЕ КЕЙСА. СТРУКТУРА КЕЙСА.

Термин “кейс” обозначает “сюжет” доказательства (опровержения), который будет осуществлен командой. Предполагает совокупность аспектов и основных аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи первых спикеров.

Аргументы 1.1

Аргументы 2.1

• доказательство

(объяснение)

• доказательство

(объяснение)

• поддержка

(факты, цитаты)

• поддержка

(факты, цитаты)


Принцип игры «Дебаты».



Название принципа

Объяснение принципа.

1.

Обучение

Обучение правилам цивилизованного спора, т.е. обучение имеет большее значение, чем победа.

2.

Обязательство честности

Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов. Честность – стержень дебатов.

3.

Уважение

Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновений.

В дебатах принимают участие:

  • ведущий (председатель, модератор)

  • судейская коллегия ( эксперты , жюри)

  • таймкипер — хранитель времени

  • команда поддержки (зрители)

  • команда утверждения (спикеры У1, У2, У3)

  • команда отрицания (спикеры О1, О2, О3)

Правила игры:

  1. В игре участвует две команды ( по 3 человека – спикеры).

  2. Одна команда – утверждает тезис «ЗА» по теме дебатов, вторая команда – «ПРОТИВ».

  3. На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть.

  4. Выступления спикеров регламентировано.

  5. За соблюдением регламента игры следит – таймкипер.

  6. Дебаты судит судейская коллегия, состоящая из 3-5 человек ( это могут быть преподаватели и сами обучающиеся).

  7. Критерии оценивания игры (за каждое выступление, а также вопросы и ответы).

  • Содержание

  • Способ

  • Структура

  1. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы, и способ доказательства были наиболее убедительными.

  2. Ведущий –организатор следит за регламентом игры и установленный поддерживает порядок.

  3. Дебаты – это командная игра, поэтому у каждого члена команды есть свои обязанности:

Утверждающая - ЗА

Опровергающая - ПРОТИВ

Спикер – (У-№1)

«защита тезиса»

Представляет команду;

заявляет позицию своей команды;

– представляет первый аргумент своей команды;

- заканчивает общей формулировкой (общие линии своей команды)

Спикер –

( О № 1)

«отрицание тезиса»

представляет отрицающую команду;

– отрицает тему

– опровергает аргумент и выдвигает контраргумент;

- заканчивает общей формулировкой (общие линии своей команды)

Спикер №2

(У -№2)

- опровергает аргументы, выдвинутые (О№1)

- приводит новые аргументы команды.

- заканчивает общей формулировкой (общие линии своей команды)

Спикер –

( О № 2)

опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;

– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).

- заканчивает общей формулировкой (общие линии своей команды)

Спикер №3

(У-№3)

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

– делает эффектное заключение.


Спикер –

( О № 3)

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;

– делает эффектное заключение.



Тип урока – интеллектуально-дискуссионная игра «Дебаты».

УМК: содержание урока ориентировано на материал учебника «Биология 11 класс» авторы И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В. Ижевский, изд. «Вентана-Граф», 2008г.

Цель урока –

1. Углубить и расширить знания учащихся по теме «Химическое загрязнение окружающей среды», способствовать овладению учащимися доказательной базой, ораторской полемикой, формировать собственный взгляд ученика на экологическую проблему.

2. Создать условия для обмена знаниями, идеями и аргументам, делать анализ.

3.Формировать личностное отношение к изучаемой теме, развивать интерес к изучению новых технологий в биологии.

Задачи урока:

1. Обучающие, т.к. способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний и овладение новыми умениями и навыками.

2. Развивающие, т.к. развивают критическое мышление.

3. Воспитательные, т.к. способствуют формированию культуры общения, уважению к чужому мнению, признанию множественности подходов к решению вопроса.

4. Коммуникативные, т.к. учебная деятельность осуществляется в межличностном общении; обучение происходит в совместной деятельности.

Структура урока:

1. Мотивация.

2. Введение в тему.

3. Погружение в тему, расширение знаний.

4. Постановка проблемы (выдвижение гипотезы).

5. Сама игра.

6. Подведение итогов дискуссии.

7. Рефлексия.

Ход игры:

Ведущий объявляет тему дебатов ( «Пестициды ЗА и ПРОТИВ»), представляет участников и их задачи, знакомит с правилами переговоров:

  1. команды утверждения и отрицания вправе заявить свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время (4–6 минут каждому спикеру, время определяется заранее);

  2. каждый участник команды может выступить один раз;

  3. все участники соблюдают регламент на всех этапах дебатов;

  4. таймкипер следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам, ведет учет времени при раундах;

  5. судейская коллегия оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по заранее разработанным критериям и заносят результаты в протокол;

  6. в случае затруднений спикеры команд могут взять тайм-аут длительностью до 2-х минут (за все время переговоров — не более 8 минут);

  7. диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;

  8. спикеры и команда поддержки (зрители) имеют право задавать вопросы по установленной схеме.

Сама игра:

команда

таймер

цель

У№1




аргумент

О№3 к У№1




Вопрос - ответ

О№1




аргумент

У№3 к О№1




Вопрос - ответ

У№2




Аргумент№2

О№1 к У№2




Вопрос - ответ

О№2




Аргумент№2

У№1 к О№2




Вопрос - ответ

У№3




Вывод.

О№3




Вывод.

Подведение итогов.

Заключение : не зря говорят : «Природа – удивительная книга, каждая страница которой полна глубокого смысла». Зачитывается стихотворение.

Давно когда-то, мой дружок, изобретен был порошок

От вредных насекомых, дано нам всем знакомых:

От гусениц и саранчи – вредителей посева.

Хоть эта братия молчит, но вред приносит всем нам.

Там не возделана земля, давайте начисто убьем

Их ядовитым порошком, и всем растениям тогда

Не будет угрожать беда.

Но вот прошел какой-то срок и этот самый порошок

Был обнаружен в молоке коров, пасущихся в траве.

Да, в молоке коровьем, а он вредит здоровью!

Тут удивляться нечему, тотчас видна причина,

Но порошок нашли к тому ж в печенке у пингвина.

Во льдах не сеяли поля, там нету паразитов.

Где ж тайна тут зарыта?

Так вот, проклятый порошок с полей смывает ручеёк,

И далее, по плану, плывет он к океану,

Где ходит рыба в устьях рек, а рыбу ловит человек.

А тех, что улизнули, пингвины заглотнули.

Далекий и опасный путь. Его продумать не забудь!

Взаимоотношения учитель-ученик: сотрудничество.

Форма работы: групповая.

Ожидаемый результат: в педагогическом смысле дискуссия призвана:

  1. выявить многообразие аргументов –доказательств по данной теме;

  2. провести анализ приводимых аргументов;

  3. внести вклад в формирование четкой позиции каждого выступающего

Предварительная подготовка: учащимся дается домашнее задание по сбору информации по данной теме и созданию своих «кейсов».

Протокол игры «Дебаты».

№ 1. Дата (число, месяц, год)________________________________________

Утверждающая

сторона

Регламент

(минуты)

Баллы

содержание

способ

структура

сумма

1 выступление
















Ответы на вопросы оппонентов
















вопросы
















2 выступление
















Ответы на вопросы оппонентов
















3 выступление
















Вопросы
















Сумма баллов
















Судья (ФИО)______________________ подпись____________________

№ 2. Дата (число, месяц, год)________________________________________

Опровергающая

сторона

Регламент

(минуты)

Баллы

содержание

способ

структура

сумма

1 выступление
















Ответы на вопросы оппонентов
















вопросы
















2 выступление
















Ответы на вопросы оппонентов
















Вопросы
















3 выступление
















Сумма баллов
















Судья (ФИО)______________________ подпись____________________

Регламент игры:

Первый раунд

выступающий

Выступление

1 команды

Вопрос 2 команды и зрителей к 1 команде

Выступление

2 команды

Вопрос 1 команды и зрителей к 2 команде

время













Второй раунд

выступающий

Выступление

1 команды

Вопрос 2 команды и зрителей к 1 команде

Выступление

2 команды

Вопрос 1 команды и зрителей к 2 команде

время













Третий раунд

выступающий

Выступление 1 команды

Выступление 2 команды

время







«КЕЙС» команды «ЗА».

ЗА ПЕСТИЦИДЫ.

Пестициды - общее название химических средств защиты растений от вредителей и болезней.

Действие их направлено на определенную группу организмов:

зооциды – против грызунов; гербициды - против "сорных" наземных растений; инсектициды - против насекомых; фунгициды - против грибковых заболеваний растений.

Пестици́ды (лат. pestis — зараза и лат. caedo — убивать) (сельскохозяйственные ядохимикаты) — химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений и также с всякими паразитами , сорняками, вредителями зерна и зернопродуктов, древесины, изделий из хлопка, шерсти, кожи, с эктопаразитами домашних животных, а также с переносчиками опасных заболеваний человека и животных. Пестициды объединяют следующие группы таких веществ: гербициды, уничтожающие сорняки, инсектициды, уничтожающие насекомых-вредителей, фунгициды, уничтожающие патогенные грибы, зооциды, уничтожающие вредных теплокровных животных и т. д. Большая часть пестицидов — это яды, отравляющие организмы-мишени, но к ним относят также стерилизаторы (вещества, вызывающие бесплодие) и ингибиторы роста.

Пестициды относятся к ингибиторам (отравителям) ферментов (биологических катализаторов). Под действием пестицидов часть биологических реакций перестаёт протекать, и это позволяет: бороться с болезнями (антибиотики), дольше хранить пищу (консерванты), уничтожать насекомых (инсектициды), уничтожать сорняки (гербициды).

Пестициды применяются главным образом в сельском хозяйстве, хотя их используют также для защиты запасов продовольствия, древесины и других природных продуктов. Во многих странах с помощью пестицидов ведётся химическая борьба с вредителями лесов, а также переносчиками заболеваний человека и домашних животных (например с малярийными комарами).

ДДТ сейчас запрещён во всех развитых странах. Однако он сравнительно дешёв и до сих пор считается хорошим средством в определённых ситуациях, например при борьбе с малярийными комарами. Решая вопрос о применении того или иного пестицида, часто приходится из двух зол выбирать меньшее. К примеру, с помощью ДДТ во многих странах удалось полностью искоренить малярию.

Применение пестицидов повышает производство пищевых продуктов, лучше удовлетворяются потребности быстро растущего мирового населения. Улучшается качество продуктов за счет уменьшения вреда, наносимого растениям вредными насекомыми и болезнями. Без защиты от грибков продукты питания даже могут стать ядовитыми. Продукты лучше хранятся благодаря применению пестицидов против вредителей запасов, грызунов и гнилей. Более гибкие системы земледелия дают экономические выгоды, позволяя повысить продуктивность земли со снижением себестоимости продукции. Получаются выгоды для окружающей среды, например от применения гербицидов вместо культивации почвы в целях снижения опасности эрозии почвы в районах с обильными осадками или сохранения влаги в районах недостаточного увлажнения. Во многих районах системы земледелия с низким расходом энергии, в которых используются гербициды для ускорения работ по борьбе с сорняками, позволяют возделывать два посева за период, в течение которого раньше выращивался только один.

В результате внедрения производных фенокислоты в качестве гормональных гербицидов в 1940 годы стало возможным беспрерывное возделывание зерновых в течение нескольких лет за счёт уничтожения сорняков, которое раньше достигалось частым чередованием культур.

Возможным стало беспахотное земледелие (прямой посев) на подходящих для этого почвах. Этот приём позволяет сократить количество обработок почвы требуемое для установления нового посева. Прямой посев приносит определенную пользу для структуры почвы, защищая её от ветровой и водной эрозии. Происходит перераспределение органического вещества, количество растительных остатков недалеко от поверхности почвы увеличивается, создавая нечто вроде мульчи, которая снижает потерю воды.

Во время второй Мировой войны известный пестицид ДДТ, ныне запрещенный, спас армии союзников от вшей и блох, помог ликвидировать тиф в Неаполе. Пестициды позволяют бороться с болезнями, распространяющимся насекомым и грызунам, особенно в тропических странах. При помощи пестицидов уничтожают малярийных комаров в Африке.

С целью охраны здоровья людей, окружающей природной среды в 1997 г. был принят федеральный Закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, дают разрешение на производство, применение, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз в РФ и вывоз из России пестицидов.

- Какой путь проходит ядохимикат, прежде чем он попадает на поля?

Для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов проводятся их регистрационные испытания, которые включают в себя:

- определение эффективности применения пестицидов (лабораторный и полевой скрининг) и разработку регламентов их применения;

- оценку опасности негативного воздействия пестицидов на здоровье людей, разработку гигиенических нормативов, санитарных норм и правил;

Для всех разрешенных к применению пестицидов установлены ПДК в объектах окружающей среды.

Важно обеспечить сельскохозяйственное производство такими пестицидами, которые обладали бы узконаправленным спектром действия и не накапливались во внешней среде. Их применение должно быть органической частью общей системы защиты растений, включающей устойчивый сорт, соответствующую агротехнику.

И самое важное, пестициды в современных условиях применяются только при наличии на полях такой численности вредителей, когда проведение защитных мероприятий экономически оправдано. Плановое чередование применения пестицидов различных химических групп снижает кратность обработок, исключает опасность загрязнения остатками пестицидов среды, предупреждает развитие популяций вредных организмов.

«КЕЙС» команды «ПРОТИВ».

ПРОТИВ ПЕСТИЦИДОВ.

Принцип химического невмешательства гласит: "Любое химическое вещество, которое мы производим, не должно вызывать нарушений в естественных биологических циклах, приводящих к деградации систем жизнеобеспечения Земли". Как влияют пестициды на состояние окружающей среды?

Некоторые из первых пестицидов представляли собой ядовитые вещества, например, мышьякосодержающие соединения и никотин, а другие, например, некоторые хлорорганические инсектициды, слишком долго сохраняли свою активность во внешней среде. ДДТ сохраняет свою активность до 20 лет.

После 2-й мировой войны большое количество пестицидов и гербицидов оказалось в окружающей среде. Среди первых - ДДТ (дихлордивинилтрихлорэтан), диэлтрин и алдрин. Эти вещества оказались очень ядовитыми, особенно для птиц, рыб, беспозвоночных. В середине 60-х годов появились сообщения о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде и тюленей в Арктике. ДДТ распространился по всему миру по двум причинам. Во-первых, он, хотя и в незначительных количествах, переносится водой. Если ДДТ смывается с сельскохозяйственных угодий, то по рекам часть его попадает в моря и концентрируется в морских пищевых цепях. Пингвины питаются рыбой, входящей в пищевые цепи.

Во-вторых, ДДТ может распространяться в атмосфере, т.к. относится к летучим веществам и его распыляли в виде мелкого порошка, который может переноситься воздушными потоками на большие расстояния. ДДТ является причиной исчезновения на востоке США сапсана. Птицы наиболее уязвимы, т. к ДДТ вызывает гормональные изменения, влияющие на обмен кальция. В результате скорлупа откладываемых яиц становится тоньше, и они разбиваются. Ростовые вещества, предназначенные для уничтожения нежелательных трав, привели к обеднению растительности, что делает невозможным существование пчеловодства. Пчелы, посещая обработанные поля, приносят запах гербицидов в улей. Такие пчелы в улей не запускаются "охраной ", считая запах чужим и они погибают. Снижение травяного покрова в результате обработок гербицидами приводит к эрозии почвы и возникновению пыльных бурь.

При обработке изменяется вкус ядовитых растений, и домашние животные отравляются лютиком. Поэтому в течение 3-х недель запрещается выпас животных. Дичь от отравлений не убережешь.

Обработки способствуют размножению жуков - листоедов, приспособленных к питанию на одном виде растений, сдерживается под влиянием определенных веществ растения - хозяина, но который после обработки вкус меняет и растение уничтожается жуками.

Уничтожая одни сорняки, мы приводим к процветанию других. Пестициды влияют и на обитателей почвы. Дождевые черви представляют собой большую ценность для почвы. В регионах умеренного климата они встречаются в большом количестве, но до некоторой степени заменяются термитами и муравьями в тропических почвах. Дождевые черви питаются растительными остатками и играют роль в повторном обращении веществ, которыми в свою очередь питаются растения, а их обширные системы подземных ходов улучшают стекание воды, однако особенности их питания способствует поглощению остатков химических препаратов. Черви составляют важную часть пищи многим птиц и мелких млекопитающих и поэтому могут передавать химические остатки высшим формам жизни.

Так наблюдения над дождевыми червями могут дать своевременное предупреждение о нежелательных последствиях накапливания химических веществ. В плодородной почве бактерии и другие v микроорганизмы обычно составляют большую массу, чем другая группа организмов. Они играют большую роль в разложении растительных и животных остатков, высвобождая минеральные питательные вещества, потребляемые культурными растениями. Некоторые группы бактерий принимают активное участие в фиксации азота из атмосферного воздуха с образованием соединений, которые тоже могут потребляться растениями. Под действием пестицидов может резко снижаться уровень микроорганизмов почвы. Очень осторожно надо использовать пестициды в регионах, где имеются серные источники, т.к. возможно уничтожение серобактерий.

Стратегия нашего земледелия за последние 25-30 лет строилась главным образом на непрерывном наращивании средств химизации. Это привело к обострению медико-экологической обстановке в стране. Статистика показывает, что ежегодно 11,2 % детей рождается с физическими и умственными расстройствами, у 11- 12 тысяч детей на каждые 100 тысяч - онкологические заболевания.

Многие из пестицидов настолько напоминают природные соединения, что могут усваиваться организмом и взаимодействовать с некоторыми ферментами и другими системами. Именно они и создают проблемы. Организм может оказаться неспособным разлагать их или включать в метаболизм иным путем, т.е. они не биодеградирующие. В результате они нарушают его функционирование. При определенных дозах возможны острое отравление и смерть. Однако и небольшие дозы, получаемые на протяжении длительного периода приводят к весьма неприятным эффектам, например канцерогенному (развитие рака), мутагенному (появление мутаций) и тератогенному ( врожденные дефекты у детей). Кроме того, они могут вызвать серьезные заболевания печени и почек, бесплодие и многие другие физиологические расстройства. Использование гербицида "Agent orange " во Вьетнаме приводило к частным выкидышам беременных женщин, к рождению детей с пороками развития.

Наиболее опасны галогенированные углероды - органические соединения, в которых один или более атомов водорода замещены атомами хлора, брома, фтора. Хлорсодержащие пестициды разлагаются при очень высокой температуре, но в большинстве случаев в организме нет ферментов, способных их расщеплять. Они не выводятся с мочой, т.к. они растворяются гораздо лучше, чем в воде. В результате, поступая с пищей и жидкостями, эти вещества удерживаются и накапливаются в теле, как на фильтре. В жировых тканях у американцев обнаружено 12-16 частей на миллион таких веществ (ПДК=7ч. млн). Было замечено, что многие животные погибали от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватало пищи. Это объясняется тем, что в голодные годы жировые отложения животными использовались как источник питательных веществ, и ДДТ оказывался в крови, вызывая смерть животных.

Опасность биоаккумуляции и биоконцентрирования хлорсодержащих углеводородов стала очевидной в 1960-е годы, когда обнаружилось сокращение популяции многих видов хищных птиц, в частности белоголового орлана и скопы, находящихся на последних трофических уровнях, вызвано биоаккумуляцией пестицида ДДТ. Многие места промышленной и спортивной рыбной ловли были закрыты в связи с опасными уровнями пестицидов, аккумулированных организмами рыб.

Ситуацию осложняет синергические эффекты. Ядохимикаты редко встречаются по отдельности, а 2 или более ядов вместе дают эффект, во много раз превосходящий сумму действий каждого из них. Галоген-углеродные и, возможно, другие химикаты ослабляют иммунную систему, в результате чего организм становится более подверженным действию инфекций и паразитов. Подозревают, что это причина недавнего катастрофического вымирания тюленей в Северном море.

Наибольшую проблему обезвреживания токсичных промышленных отходов, в том числе и пестицидов, создают вещества (продукты), выделенные в группу стойких органических загрязнителей (СОЗ). Пестицидные препараты, относящиеся к этой группе, обладают преимущественно высокой токсичностью, устойчивы к разрушению в естественных условиях, плохо растворимы в воде, проявляют биокумулятивные свойства в жировой ткани, мобильность в пищевых звеньях и выраженную способность накапливаться в живых организмах.

Среди запрещенных к применению пестицидов группа СОЗ представлена хлорорганическими и ртутьсодержащими веществами, производными фурана и другими химическими соединениями. К препаратам этой группы относятся альдрин, дильдрин, эндрин, мирекс, хлордан, гептахлор, гексахлорбензол, ДДТ, токсафен, краткая характеристика которых представлена ниже.

Пестицид губительно действует на многих плотоядных, особенно птиц. Птицы особенно чувствительны к этому ядохимикату, поскольку он индуцирует гормональные изменения, влияющие на метаболизм кальция, а это приводит к истончению скорлупы откладываемых яиц, которые в большом количестве начинают биться даже при простом насиживании.

Многие пестициды очень устойчивы и распространяются далеко от мест применения. Например, в середине 1960-х гг. ДДТ был обнаружен в печени пингвинов в Антарктике — очень далеко от тех мест, где применялся этот химикат.

Долговременные эффекты пестицидов, особенно в низких дозах, и возможный синергизм их с другими загрязнителями среды и переносчиками болезней изучены слабо в связи с относительной новизной большинства ядохимикатов. Растут опасения, что «безвредные» следы их метаболитов, сохраняющиеся в пище, хотя и не оказывают токсического, а тем более летального действия, могут тем не менее снижать сопротивляемость болезням и постепенно накапливаться в организме до опасного уровня. Многие учёные связывают наличие остатков пестицидов в Северном море с быстрым распространением вирусных болезней в популяции обыкновенного тюленя летом 1988 г.

Пестициды (в том числе и консерванты) часто вызывают аллергию, диатез и некоторые другие заболевания. Особенно опасны системные пестициды, проникающие во все ткани животных и растений.

Общий эффект использования пестицидов — снижение видового разнообразия. Обычно пестициды также повышают продуктивность на нижних трофических уровнях и понижают на верхних.

В 1962 году внимание общественности к опасности использования пестицидов привлекла книга американского биолога Р. Карсон «Безмолвная весна» (англ. Silent Spring).Снизить уровень использования пестицидов позволяет, в частности, такая технология выращивания сельскохозяйственных культур, как гидропоника.