№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Вид практической деятельности.
Домашнее задание
|
1
|
| Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
| Статья, обсуждение,
конспект. К.СП.
традиции, гуманизм, пафос
Выучить лекцию
|
2
|
| Из древнерусской литературы
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
| Жанры древнерусской литературы
Выучить плач Ярославны
|
3
|
| Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства «Слова…»
| Статья, конспект
Пафос, жанр
Собрать материал к сочинению
|
4
|
| Из русской литературы 18 века
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русского классицизма.
| Классицизм
Выучить лекцию
|
5
|
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление». Особенности содержания и формы произведения.
| Выразительное чтение
Три «штиля» русской литературы
«Ода на день восшествия»
|
6
|
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
| Ода
|
7
|
| ВЧ Г.Р.Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
| К.ЦО.
|
8
|
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина.
| Обучение анализу (статья)
Жанр, проблематика
|
9
|
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
| Комментир-е чтение
Жанр путешествия
|
10
|
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
|
11
|
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
| Лекция учителя
Сентиментализм
Теория, Карамзин «Бедная Лиза», ссобщения
|
12
|
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
| Беседа. Практикум
Новаторство в литературе
сообщения
|
13
|
| РР Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
|
|
14
|
| Из русской литературы 19 века
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
| Лекция учителя. Устные сообщения
Романтизм
Реализм
Публицистика
Роды и жанры
|
15
|
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
| Анализ стихотворений
Лирика
Жуковский «Светлана»
|
16
|
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
| Обучение анализу стихотворения К.ЦО.
Тема, идея, романтизм
Баллада
|
17
|
| К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Развитие представлений о лирическом герое.
Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Понятие об элегии как романтическом жанре.
| Лирический герой
Элегия
Грибоедов. «Горе от ума»
|
18
|
| А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
| Статья, конспект
Драма
Выучить факты биографии
|
19
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
| Коммент-е чтение К.СП.
Комедия
Прочитать комедию «Горе от ума»
Выделить характеристики и самохарактеристики героев
|
20
|
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| Анализ текста
Система образов
Хар-ка действующего лица
|
21, 22
|
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
| Характеристика образов
Анализ монолога
|
23
|
| РР Язык комедии Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
| Характеристика образов
Эпизод
Выучить монолог, конспект статьи
|
24
|
| РР И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
| Критическая статья
|
25
|
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
| Статья, конспект
К.ЦО.
Золотой век в русской литературе
сообщения
|
26
|
| Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».
| Выразительное чтение
Анализ стихотворения
«Анчар» (выучить)
|
27
|
| Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.
| Обучение анализу
Анализ стихотворения
«Чаадаеву» (выучить)
«Я вас любил…»
|
28
|
| Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу стихотворения.
| Коммент-е чтение
Анализ стихотворения
«Пророк» (выучить)
|
29
|
| Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.
| Коммент-е чтение
Проверочная работа
|
30
|
| А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
| «ЕО» 1 глава
|
31
|
| Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
| Коммент-е чтение
Беседа
«ЕО» 2 глава
|
32
|
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
| К-е чтение К.ЦО.
Беседа
План «Онегин и Ленский»
|
33
|
| Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
| Характеристика героев
Практикум
|
34
|
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
| Характеристика героев
Практикум
Рассказ «Сон Татьяны»
|
35
|
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
| Беседа
Анализ эпизода
|
36
|
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
| Беседа
Конспект статьи Белинского
|
37
|
| РР Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века.
| Конспект
Практикум
Собрать материалы к сочинению
|
38, 39
|
| РР Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Евгений Онегин». Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
| К.Р. Практикум
|
40
|
| А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
|
|
41
|
| М.Ю Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно…»
| Лекция. Беседа
сообщения
|
42
|
| Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».
| Практикум
«И скучно, и грустно…» (выучить)
|
43
|
| Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
| «Смерть поэта» (выучить)
|
44
|
| Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии.
| Практикум
«Родина» (выучить)
|
45
|
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
| Лекция учителя
«Бэла» (прочитать)
|
46
|
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла»и «Максим Максимыч».
| Беседа
«Тамань» (прочитать)
|
47, 48
|
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
| Беседа
«Журнал Печорина» (прочитать)
|
49
|
| Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
| Беседа
сообщения
|
50
|
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
| Беседа
Конспект критических статей
|
51
|
| Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского.
Подготовка к сочинению. РР
| Домашнее сочинение
|
52
|
| Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману«Герой нашего времени».
|
|
53
|
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Вечера…», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
| Практикум
Сообщения
|
54, 55
|
| Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.
| Практикум
План сочинений
|
56
|
| Образ города в поэме «Мёртвые души».
| Урок-экскурсия
|
57
|
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
| Беседа
|
58,
59
|
| «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценках Белинского.
Подготовка к сочинению.
| Конспект статей
|
60, 61
|
| РР Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
|
|
62
|
| Анализ сочинений.
|
|
63
|
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в рус. литературе 19 в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
| Беседа
рецензия
|
64
|
| А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
| Лекция. Беседа
Повторить теорию литературы
|
65,
66
|
| РР Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев в произведениях А.П.Чехова».
| Лекция. Беседа
|
67
|
| ВЧ Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.
| Практикум
|
68
|
| Из русской литературы 20 века
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
| Лекция. Беседа
|
69
|
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
| Лекция. Беседа
Повторить теорию литературы
|
70
|
| Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.
| Практикум
Булгаков «Собачье сердце» (прочитать)
|
71
|
| М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.
| Лекция. Беседа
|
72
|
| Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце».Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.
| Практикум
|
73
|
| М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
| Беседа
Шолохов «Судьба человека» (прочитать)
|
74
|
| Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
| Практикум
|
75
|
| А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
| Беседа
Солженицын «Матрёнин двор» (прочитать)
|
76
|
| Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи.
| Беседа
Подготовиться к зачёту
|
77
|
| Контрольная работа (зачётное занятие) по произведениям 2-й половины 19 и 20 веков.
| Урок контроля
Подготовиться к зачёту
|
78
|
| Русская поэзия Серебряного века. Обзорная лекция, художественное чтение, прослушивание фонозаписей.
| Лекция
Выучить лекцию
|
79
|
| А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире».
| Лекция
Выучить стихотворение «О, весна без конца и без краю…»
|
80
|
| А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
| Практикум
Выучить стихотворение на выбор
|
81
|
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике с.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»
| Лекция. Практикум
Выучить стихотворение на выбор
|
82
|
| Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано….», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.Есенина.
| Практикум
|
83
|
| В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие ст. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
| Лекция
Выучить стихотворение «Послушайте!»
|
84
|
| М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», и др. Особенности поэтики М.Цветаевой.
| Практикум
Анализ стихотворения
|
85
|
| Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
| Лекция. Практикум
Выучить стихотворение на выбор
|
86
|
| Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.
| Практикум
Повторить теорию литературы
|
87
|
| А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.
| Выучить стихотворение
|
88
|
| Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
| Беседа
Анализ стихотворения
|
89
|
| Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…» Философская глубина лирики Пастернака.
| Практикум
Повторить теорию литературы
|
90
|
| А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».
| Беседа. Практикум
Анализ стихотворения
|
91
|
| А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки0. Мечта о преображении родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.
| Беседа. Практикум
Повторить теорию литературы
|
92
|
| Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 вв.
| Урок-композиция
Подготовиться к зачёту
|
93
|
| Зачётное занятие по русской литературе 20 века.
| Урок контроля
|
94
|
| Из зарубежной литературы
Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла.
Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
| Комментированное чтение
Данте «Божественная комедия» (прочитать)
|
95,
96
|
| Данте Алигьери. «Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
| Лекция. Беседа
сообщения
|
97
|
| У.Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
| Комментированное чтение
|
98
|
| Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
|
|
99
|
| И.-В.Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
| Комментированное чтение
сообщения
|
100
|
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
| Беседа
Подготовиться к контрольному тестированию
|
101,
102
|
| Итоговое занятие (2 часа).
Литературная викторина.
Рекомендации к летним каникулам.
| Урок контроля
|