Пояснительная запискаI Статус документаРабочая программа по предмету «Математика» для пятого класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования 2004года, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2011г и учебно – методического комплекса Н.Я. Виленкина, издания «Мнемозина», 2009 года.
II Общая характеристика учебного предметаСодержание обучения математике направлено на формирование у обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в средней (полной) школе. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Цель обучения – обучение математике на основе ознакомления с закономерностями и их функционирования, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности,
развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысли, предугадывать пути решения задачи.
Задачи обучения: - формирование аппарата для решения задач по математике, смежных предметов, окружающей среды;
- построение математического языка, математических моделей, процессов и явлений;
- развитие алгоритмического мышления;
- овладение умениями сопоставлять, анализировать, классифицировать математические понятия с учетом различных интерпретаций;
- развитие математической речи, волевых и
эмоционально - нравственных качеств личности;
- получение конкретных знаний, умений и навыков по темам:
числа и вычисления,
выражения и их преобразования,
уравнения и неравенства, функции,
геометрические фигуры и их свойства,
измерение геометрических величин,
множества и комбинаторика.
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
III Описание места учебного предмета в учебном планеВ Федеральном учебном плане на изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов, продолжительность изучения математики в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МОУ «СОШ № 5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предметаИзучение
предмета «Математика» формирует личность обучающегося и
расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений,
понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
V Содержание учебного предмета Содержание обучения математики представлено основными содержательными линиям арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия.
В результате освоения предметного содержания математики у
обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с методологическими разделами логика и множества, математика в историческом развитии.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок по содержанию программы:
числа и вычисления,
выражения и их преобразования,
уравнения и неравенства, функции,
геометрические фигуры и их свойства,
измерение геометрических величин,
множества и комбинаторика.
VI Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предметаЛичностные результаты:
– интерес к учебному материалу;
– представление о причинах успеха в учебе;
– положительное отношение к школе, к изучению математики;
– уважение к
мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Метапредметные результаты:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем;
- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные:
- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- способность к решению задач различного рода исследований;
- способность
использовать разнообразные методы и формы письменных, устных, практических и творческих работ;
- умение проводить самоанализ и самооценку.
Календарные сроки
| № п/п
| Темы уроков
| Планируемые результаты
| Возможные виды деятельности учащихся
| Возможные формы контроля
|
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
| Универсальные учебные действия
|
| 1-15
| Натуральные числа и шкалы
| Знать правила чтения и записи натуральных чисел, уметь правильно читать, записывать и сравнивать многозначные числа, уметь измерять, сравнивать отрезки, строить координатный луч и точки с заданными координатами.
| Личностные:
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.
Познавательные:
Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Коммуникативные:
Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод.
Регулятивные:
Моделировать различные ситуации
| ГР
| Тест, ГД, СР, КР
|
| 16-36
| Сложение и вычитание натуральных чисел
| Уметь складывать натуральные числа, знать компоненты сложения, переместительное и сочетательное свойства сложения.
| Работа в парах
| Тест, ГД, СР, КР
|
| 37-63
| Умножение и деление натуральных чисел
| Уметь умножать натуральные числа, знать компоненты умножения, числовые и буквенные выражения, уметь находить значения этих выражений.
| ГР
| СР, ГД, КР,
|
| 64-75
| Площади и объемы
| Знать формулы нахождения площади и объёма, уметь применить их на практике.
| ПР
| Тест, КР, СР
|
| 76-98
| Обыкновенные дроби
| Понимать, что такое правильная и неправильная дробь, уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями,
| ГР
| АД, Тест, КР, ПР
|
| 99-111
| Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
| Знать правила сравнения, сложения, вычитания десятичных дробей, уметь сравнивать десятичные дроби, складывать и вычитать десятичные дроби.
| ГР
| ГД, КР
|
| 112-137
| Умножение и деление десятичных дробей
| Знать правила умножения и деления, уметь умножать и делить десятичные дроби на натуральные числа, умножать и делить числа на десятичную дробь.
| ГР
| ГД, КР, Тест,
|
| 138-154
| Инструменты для вычислений и измерений
| Знать инструменты для вычислений и измерений, уметь пользоваться микрокалькулятором, измерять транспортиром углы, находить проценты от числа.
| ИКТ
| ГД, КР, СР,
|
| 155-170
| Итоговое повторение.
| Знать правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, уметь складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби.
|
| КР
|