|
«Что будет, если из леса исчезнут птицы?»
Департамент Образования города Москвы
Восточное Окружное Управление Образования
Государственное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 1286
/для детей с нарушением зрения/
(моделирование на фланелеграфе)
Подготовила и провела:
Воспитатель ГОУ детский сад
компенсирующего вида №1286
/с нарушением зрения/
Уколова Антонина Анатольевна.
Занятие на тему: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?»
(моделирование на фланелеграфе)
Программное содержание: - Изучить с детьми последствия исчезновения из леса одного из экологических звеньев - птиц;
- Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями;
- воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа:
- Беседа на тему: «Птицы – наши друзья».
- Чтение рассказов М. Пришвина «Лесные гости».
Н. Сладков: «Лесные сказки».
- Рассказы детей о своих приключениях в лесу.
- Экологические игры: «Кто где живёт?».
«К дереву беги».
«С какого дерева ветка?». Оборудование и материалы: - Фланелеграф;
- Набор деталей леса:
- деревья и кустарники;
- животные;
- птицы;
- насекомые;
- грибы. Краткое содержание занятия: 1-й блок - вспомнить, кто живёт в лесу и кто чем питается;
2-й блок – обсуждение вопроса, как сказывается в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;
3-й блок – собрать модель леса;
4-й блок – рассматривание последствия исчезновения из леса птиц.
Ход занятия: Блок – 1.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас предлагаю послушать аудиозапись, и вы узнаете, о чём – же у нас пойдёт речь на занятии.
(Включается кассета с записью лесных птиц)
Воспитатель: Ну, что догадались? (Ответы детей). Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что вы видели там? Какие животные живут?
Ответы детей: (они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы).
Воспитатель: Правильно, ребята. Лес – это большой дом для всего живого.
- А скажите пожалуйста, кто в лесу ест листья деревьев? (насекомые, лоси)
- А насекомых кто-нибудь ест? (Птицы, медведи, кабаны – личинками разных насекомых).
- Чем ещё питаются птицы? (Птицы питаются семенами и плодами деревьев, ягодами).
- А кто ест траву, кору деревьев, веточки деревьев? (Насекомые, зайцы, лоси, медведи, мыши).
- А птиц, зайцев кто-нибудь ест? (Их едят лисы, волки, совы).
- Чем питаются например: совы, лисы, волки (мышами, зайцами).
- Ребятки, а лису, волка кто-нибудь ест, например, если они заболели и погибли? (Их съедят насекомые, черви).
- Так какой - же вывод мы сделаем: что в лесу все кого-то едят. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
Блок -2.
Воспитатель: - Ребята, представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого будет хорошо? (Совам, лисам, волкам).
- Почему? (Потому - что у них много еды).
- А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц.
Кому от этого плохо? (зайцам, мышам, лосям и другим растительноядным животным).
- А кому хорошо? (Растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные).
- И какой - же с вами сделаем вывод: если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо. Молодцы!
Блок-3.
- Ребята, а теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Только подумайте хорошо, куда лучше разместить отдельные объекты. (Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках).
- Деревья прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами.
- Я буду прикреплять деревья, а вы называйте их.
- Ребятки, деревья в лесу растут близко друг к другу, их ветки тесно переплетаются.
(Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди).
(Итоги каждого ребёнка обсуждаются всеми, при необходимости вносим коррективы).
Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорош и красив наш лес. Всё ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах? (Ответы детей).
- Ребятки, что-то мы с вами засиделись, давайте покажем гостям как мы в лес за грибами ходили.
Физкультминутка:
Мы вчера в лесу гуляли Маршируют на месте
И везде грибы искали Руки на поясе, наклоны влево, вправо
Под берёзой, под осиной, Приседание. Руки на поясе.
Под сосной, и под рябиной
На лугу в траве густой Маршируют высоко поднимая колени
И ни с чем пришли домой. Наклоняются вперёд, руки разводят в
стороны.
- А сейчас давайте покажем ещё одну физкультминутку:
Ветер тихо клён качает (руки за голову согнутые в локтях)
Вправо-влево наклоняет (при наклонах смотрим на локоть)
Раз-наклон, два - наклон, (наклоны в сторону)
Зашумит листвою он. (Опускаем руки вниз)
На зарядку солнышко (смотрим на доску вперёд)
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы (приподняться на носочки, смотрим вверх
на кончики пальцев рук.
По команде «раз»
А над нами весело
Шелестит листва (Движения руками вправо, влево
сопровождаем взглядом))
Опускаем руки мы
По команде «два». (Опускаем глаза вниз)
Воспитатель: Молодцы! Блок -4.
Воспитатель: А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы, то ли их кто напугал, то ли ещё что случилось, но птиц в лесу не стало.
(Говоря это воспитатель снимает с экрана всех птиц).
- Кому от этого станет хорошо? (насекомым).
- Их станет больше или меньше? (больше)
- Тогда давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых.
Приглашается ребёнок, и он быстро выкладывает всех имеющихся в наборе насекомых).
- Посмотрите, сколько много насекомых, кому от этого стало плохо? (насекомые быстро съедят все листья на деревьях).
- Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зелёные деревья на голые.
Вызванный ребёнок производит указанную замену).
- Посмотрите ребята, насекомые съели всю растительность. Кто остался без пищи? (зайцы, белки, ежи, лоси).
- Что может случиться с ними? (Зверям негде спрятаться, они становятся добычей для хищников, могут погибнуть от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась).
- Раз их в этом лесу не будет, давайте уберём их с экрана.
(Вызванный ребёнок снимает фигурки животных: зайцев, белочек, ежей, лосей – кроме хищников).
- Как же будут себя чувствовать хищники - лисы, волки, медведи?
Они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут, либо уйдут в другие места).
- Давайте уберём и хищников. (Вызванный ребёнок делает это).
- Ребята, скажите пожалуйста, что же осталось от пышного красивого леса? (Голые деревья).
- Вам нравится такой лес? (Нет, вообще не нравится).
- А по какой причине это произошло? С чего всё началось? (Из – за того, что из леса исчезли птицы, животные лишились не только пищи, но и дома).
- Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
- В природе всё взаимосвязано, поэтому там, где насекомые, там и птицы. Трудно даже с представить себе, какое количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы. Вот почему в нашей стране охрана птиц, забота о них, считается важным, полезным для государства делом.
- Природа и животный мир России очень богаты, их надо беречь!
- Тогда, давайте вновь воссоздадим лес в его первозданном виде.
(Дети заменяют голые деревья, на деревья с зелёными листьями, и заново выкладывают животных, птиц, насекомых и т.д.)
- Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено, вы так хорошо занимались, и я для вас приготовила угощение. |
|
|