|
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» Углубленный уровень изучения для 8-а класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместителем директора Директор школы:
по УВР:____________А.В. Ульянова _______________В.В. Коротков
«___»_________2013-2014 уч.год. «___»_________2013-2014 уч.год. Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
Углубленный уровень изучения для 8-А класса
на 2013-2014 учебный год
Разработана
Курьяковой Е.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Человек и его здоровье» в 8 классе основной общей школы. Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и изучение живой природы в 5, 6 и 7 классах.
Данная программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Углубленное изучение биологии позволяет формировать у учащихся систему знаний о живой природе в целом, о ее многообразии и эволюции и о человеке как биосоциальном существе.
Углубленное изучение предусматривает объем учебной нагрузки не менее 102 часов в учебный год (3 часа в неделю). При увеличении количества лабораторных и практических работ, а также содержания физиологической и экологической компоненты программы возможно увеличение учебной нагрузки до 4 часов в неделю, т.е. в объеме 136 часов в год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта
Каменский А.А., Сарычева Н.Ю., Сухова Т.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана -Граф, 2011.: ил.- (Живая природа).
Сухова Т.С. Биология: 8 класс: методическое пособие. – М.: Вентана- Граф, 2012. – 208с.: ил.- (Живая природа).
Дополнительно Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2009
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Содержание программы;
Требования к уровню подготовки учащихся данного класса;
Тематическое планирование;
Календарно-тематический план;
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(102 часа; 3 часа в неделю)
Введение. (1 час)
Биологическая и социальная природа человека.
ТЕМА 1. Организм человека. Общий обзор. (8 часов)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена; их методы исследования. Значение знаний о строении и функциях организма человека для охраны здоровья населения, экологии окружающей среды, медицины и лично для каждого человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Клеточное строение организма. Строение и химический состав клетки и процессы ее жизнедеятельности. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Нерво-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем систем органов человека, скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных, портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Лабораторные и практические работы
1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
2. Клетки и ткани под микроскопом
3. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
4. Получение мигательного рефлекса и условий вызывающих его торможение.
ТЕМА 2. Опорно-двигательная система (11 часов)
Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Скелет человека, его отделы: скелет головы, скелет туловища, скелеты конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Первая помощь при растяжениях связок, вывихах и переломах костей.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы скелетных мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
5. Строение костной ткани.
6. Изучение внешнего строения костей.
7. Состав костей.
8. Измерение массы и роста своего организма.
9. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
10. Проверим правильность осанки и плоскостопия.
ТЕМА 3. Кровь. Кровообращение. (12 часов)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Предупредительные прививки. Группы крови. Переливание крови. Тканевая совместимость. Донорство. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия, анемия.
Сердце, его строение, работа и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Условия полноценного развития системы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови, моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
11. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
12. Изучение строения клеток крови под микроскопом.
13. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
14. Определение стрессоустойчивости сердечнососудистой системы.
15. Доказательства вреда курения. ТЕМА 4. Дыхательная система (7 часов).
Значение дыхания. Органы дыхания. Голосовой аппарат. Строение органов дыхания. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Приемы первичной реанимации. Правильное дыхание. Гигиена воздуха. Влияние курения на органы дыхания. Укрепление органов дыхания.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, моделей иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
16. Определение частоты дыхания в зависимости от нагрузки.
17. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
18. Измерение обхвата грудной клетки.
ТЕМА 5. Пищеварительная система (10 часов).
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения в ротовой полости, в желудке, в толстом и тонком кишечнике. Процесс всасывания. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
19. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
ТЕМА 6. Обмен веществ и энергии в организме (5 часа).
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Регуляция обмена веществ.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Нормы питания. Уровень обмена веществ в разный возрастной период. Сбалансированное питание. Диеты, их роль.
Лабораторные и практические работы
20. Составление диет и пищевых рационов.
21. Определение норм рационального питания и режима питания.
ТЕМА 7. Мочевыделительная система (5 часа).
Конечные продукты обмена веществ. Роль различных органов в выделении из организма продуктов обмена веществ. Система органов выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Строение и функции мочевого пузыря. Предупреждение заболевания почек. Питьевой режим.
Демонстрация модели почек.
ТЕМА 8. Кожа (4 часа).
Строение и функции кожи. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Механизмы теплорегуляции. Роль кожи в теплорегуляции. Нарушения теплорегуляции, первая помощь при ожогах и обморожениях. Закаливание. Средства и способы закаливания.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
ТЕМА 9. Эндокринная система (6 часов).
Гуморальная регуляция. Понятие о железах внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Строение и функции гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, вилочковой железы, надпочечников. Внутрисекреторная функция, поджелудочной железы и половых желез. Нарушения гуморальной регуляции. Гипер- и гипофункции желез внутренней секреции. Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
ТЕМА 10. Нервная система (8 часов).
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Демонстрация моделей головного мозга, схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторные и практические работы
22. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
23. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
24. Действие прямых и обратных связей.
ТЕМА 11. Органы чувств. Анализаторы. (6 часов).
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Нарушения зрения при работе с компьютером. Фотоэпилепсия. Строение и функции органов слуха и равновесия. Внешние воздействия на слух и равновесия. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей органов чувств.
Лабораторные и практические работы
25. Изучение изменения размера зрачка.
26. Воздействие шума на остроту слуха.
27. Проверка вестибулярного аппарата.
ТЕМА 12. Поведение и психика (8 часов).
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Познавательные процессы. Память, мышление, внимание, эмоции. Особенности психики человека. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Темперамент и его влияние на характер. Работоспособность и режим дня.
Лабораторные и практические работы
26. Изучение внимания при различных условиях.
ТЕМА 13. Индивидуальное развитие организмов (6 часов).
Половая система человека; строение и возрастные особенности. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Факторы риска внутриутробного развития. Наследственные и врожденные заболевания. Биологические и социальные причины заболеваний, передающиеся половым путем.
ТЕМА 14. Заключение и обобщение (2 часа).
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Резервное время — 3 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
особенности строения клетки — основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
значение гомеостаза внутренней среды организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма в целом;
строение и функции анализаторов;
механизмы высшей нервной деятельности;
функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
особенности индивидуального развития организма человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека; причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Учащиеся должны уметь:
распознавать органы и их топографию;
оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
измерять кровяное давление и частоту пульса;
давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами и т.д.).
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
| Количество часов
| Введение
| 1
| Тема 1. Организм человека. Общий обзор.
| 8
| Тема 2. Опорно-двигательная система
| 11
| Тема 3. Кровь. Кровообращение.
| 12
| Тема 4. Дыхательная система.
| 7
| Тема 5. Пищеварительная система.
| 10
| Тема 6. Обмен веществ и энергии.
| 5
| Тема 7. Мочевыделительная система.
| 4
| Тема 8. Кожа.
| 5
| Тема 9. Эндокринная система.
| 6
| Тема 10. Нервная система.
| 8
| Тема 11. Органы чувств. Анализаторы.
| 6
| Тема 12. Поведение и психика.
| 8
| Тема 13. Индивидуальное развитие организма.
| 6
| Заключение и обобщение.
| 2
| ИТОГО:
| 99 ч + 3 ч резерв
|
МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ п/п
| Тема
| 1
| Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
| 2
| Клетки и ткани под микроскопом.
| 3
| Строение костной ткани.
| 4
| Состав костей.
| 5
| Сравнение крови человека с кровью лягушки.
| 6
| Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
| 7
| Дыхательные движения.
| 8
| Действие ферментов слюны на крахмал.
| Итого – 8
|
МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п
| Тема
| 1
| Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
| 2
| Выявление нарушений осанки и плоскостопия.
| 3
| Пульс и движение крови.
| 4
| Функциональная сердечно-сосудистая проба.
| 5
| Определение запыленности воздуха в зимний период.
| 6
| Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
| 7
| Действие прямых и обратных связей.
| 8
| Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.
| 9
| Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
| 10
| Изучение внимания при разных условиях.
| Итого – 10
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
| НАЗВАНИЕ УРОКА
| ДАТА
|
ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
| ОПЫТЫ В КАЧЕСТВЕ ДОМ.ЗАДАНИЯ
| уроки
| Экскурсии (вне урока)
| всего
| 1.Введение (1ч)
| 1
|
| 1
| 1(1). Биологическая и социальная природа человека.
|
|
|
| 2.Организм человека. Общий обзор (10ч).
|
|
| 10
| 1(2). История развития анатомии как науки, изучающей организм человека.
2(3).Физиология, гигиена и психология – науки о теле человека.
3(4).Место человека в живой природе.
4(5).Структура тела человека.
5(6). Клетка, ее строение и химический состав.
6(7).Жизнедеятельность и размножение клеток.
7(8).Ткани организма человека.
8(9).Л.р.№1 «Изучение под микроскопом клеток и тканей организма человека».
9(10).Системы органов. Организм.
10(11).Нервная и гуморальная регуляция функций организма.
|
|
|
Пр.р.№1 «Получение мигательного рефлекса и его торможение»
| 3.Нервная система. (8ч).
| 7
| Музей нормальной анатомии
| 8
| 1(12).Значение и общий план строения нервной системы.
2(13).Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции. Пр.р.№2 «Действие прямых и обратных связей»
3(14).Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.
4(15).Нейрогормональная регуляция.
5(16).Спинной мозг, его строение и функции.
6-7(17-18).Головной мозг, его строение и функции.
8(19).Обобщение и повторение. Контроль знаний.
|
|
|
Пр.р.№3 «Штриховое раздражение кожи»
| 4.Эндокринная система (4ч)
|
|
| 4
| 1(20).Железы внешней, смешанной и внутренней секреции, их связь с вегетативной нервной системой.
2(21).Гормоны. Особенности химической природы и свойства.
3-4(22-23).Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
|
|
|
| 5.Опорно – двигательная система (11ч).
|
|
| 11
| 1(24).Значение и общий план строения опорно-двигательной системы.
2(25).Строение, состав и соединение костей. 3(26).Л.р.№2 «Исследование строения кости под микроскопом».
4(27).Скелет человека. Скелет головы и туловища.
5(28).Скелет конечностей. Пр.р.№4 «Функции плечевого пояса».
6(29).Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
7(30).Мышцы тела человека.
8(31).Работа мышц.
9(32).Нарушение осанки и плоскостопие.
Пр.р.№5(часть 1,2) «Правильность осанки»
10(33).Развитие опорно-двигательной системы.
11(34).Обобщение и повторение. Контроль знаний.
|
|
|
Пр.раб.№5(часть 3) «Есть ли у вас плоскостопие?»
| 5.Кровь и кровообращение (12ч).
|
|
| 12
| 1(35).Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
2(36 ).Л.р.№3 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»
3(37).Иммунитет.
4(38).Тканевая совместимость и переливание крови.
5(39).Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды.
6(40).Круги кровообращения.
7(41 ).Движение лимфы. Пр.раб №6 «Кислородное голодание»
8(42).Движение крови по сосудам. Пр.раб.№7 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»
9(43).Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. 10(44).Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
11(45).Первая помощь при кровотечениях. 12(46).Обобщение и повторений. Контроль знаний.
|
|
|
Пр.раб №8 «Док - во вреда курения» Пр.раб №9 «Функциональная сердечно-сосудистая проба»
| 6.Дыхательная система (7ч).
|
|
| 7
| 1(47).Значение дыхания. Органы дыхания.
2(48).Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.р. №4 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
3(49).Дыхательные движения.
4(50).Регуляция дыхания.
5(51).Профилактика заболеваний дыхательной системы.
6(52 ).Первая помощь при поражении органов дыхания.
7(53). Обобщение и контроль знаний.
|
|
|
Пр.раб №10 «Измерение обхвата грудной клетки»
| 7.Пищеварительная система (10ч).
|
| Музей нормальной анатомии
| 10
| 1(54).Значение пищи и ее состав.
2-3(55-56).Органы пищеварения. 4(57).Зубы.
5(58).Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№5 «Действие ферментов слюны на крахмал».
6( 59).Пищеварение в желудке.
7(60).Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
8(61 ).Пищеварительные железы, их функции.
9(62).Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения.
10(63).Обобщение и повторение. Контроль знаний.
|
|
|
Пр.р.№11 «Местоположение слюнных желез»
| 8.Обмен веществ и энергии. Витамины.
(5ч).
|
|
| 5
| 1(64).Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен.
2(65 ). Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, жиров, углеводов.
3(66).Нормы питания. 4-5(67-68). Витамины, их значение в жизнедеятельности организма.
|
|
| Пр.раб №12 «Функциональная проба с макс.задержкой дыхания до и после нагрузки»
| 9.Мочевыделительная система (4ч).
|
|
| 4
| 1(69).Мочевыделительная система, общий план строения и функции.
2(70).Строение и функции почек.
3(71).Профилактика заболеваний почек. Питьевой режим.
4( 72). Обобщение и повторение . Контроль знаний по темам 8, 9,
|
|
|
| 10.Кожа (5ч).
|
|
| 5
| 1(73).Значение кожи и ее строение.
2(74). Л.р. №6 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».
3(75).Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.
4(76).Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
5( 77).Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
|
|
|
| 11.Органы чувств. Анализаторы (6ч).
|
|
| 6
| 1(78).Органы чувств и анализаторы.
2(79).Орган зрения и зрительный анализатор.
3(80).Заболевания и повреждения глаз.
4(81).Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
5(82).Органы осязания, обоняния и вкуса.
6(83 ). Обобщение и контроль знаний по темам 10, 11.
|
|
|
Пр.р.№13 «Сужение и расширение зрачка. Принцип работы хрусталика»
Пр.р.№14 «Обнаружение «слепого пятна»
Пр.Р.№15 «Проверка вестибулярного аппарата»
Пр.раб№16 «раздражение тактильных рецепторов»
| 12.Поведение и психика (8ч).
|
|
| 8
| 1(84).Врожденные формы поведения.
2(85 ). Приобретенные формы поведения.
3(86).Закономерности работы головного мозга.
4(87).Биологические ритмы. Сон и его значение.
5(88).Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
6(89).Воля и эмоции. Внимание.
7(90).Работоспособность. Режим дня.
8(91).Обобщение и повторение. Контроль знаний.
|
|
|
Пр.р.№17 «Изучение внимания при разных условиях»
| 13.Индивидуаьное развитие человека(6ч)
|
| Музей нормальной анатомии
| 6
| 1(92).Половая система человека.
2(93).Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
3(94).Внутриутробное развитие организма и развитие после рождения.
4(95).О вреде наркогенных веществ.
5-6(96-97).Психологические особенности личности.
|
|
|
| Заключение и обобщение (2ч)
|
|
| 2
| 1(98 ). Обобщение знаний по курсу биологии 8 класса.
2( 99).Итоговый контроль знаний по курсу. Контрольная работа.
|
|
|
| Всего
|
| По усмотрению учителя
| 99ч + 3ч резерва
|
|
| 5
| 17
|
ЛИТЕРАТУРА
Акимушкин И.; Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Ауэрбах Ш.; Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
Батуев А.С. и др. Человек: основы физиологии и психологии-9; М.; Дрофа, 1998
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие. М.; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002
Брем. З. Биология. Справочник школьника и студента. М., Дрофа, 1999
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.; Биология -8; М.; Вентана-Граф, 2007
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Колесов Д.В. и др. Биология -9. Человек. М., Дрофа, 1998
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности-9; М.: Дрофа, 2006.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
НейфахА.А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.:Наука, 1984.
Пономарева И.Н.и др.; Основы общей биологии; М.; Вентана-Граф,2008
Пасечник В.В. и др.; Биология-8, М., Дрофа, 2007
Пасечник В.В. и др.; Биология-9, М., Дрофа, 2007
Сонин Н.И., Сапин Р.Г., Биология. Человек-8; М.: Дрофа, 2006.
Трайтак Д.И. и др. Человек и его здоровье. 8 класс, М., МНЕМОЗИНА,2008
Трайтак Д.И. Ефимова Т.М. Общая биология. 9 класс, М., МНЕМОЗИНА,2008
Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле; Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1996
|
|
|