|
Doklad nauchno praktich konferen
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбииииииюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Мне хотелось бы начать свое выступление с психологической разминки.
Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Представьте, что вам подарили цветы. Какой красивый букет. Вы пришли веселые домой. Вот с таким же отличным настроением мы поработаем сейчас.
Я не зря начала с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому тема моего выступления «Психологический комфорт на уроках немецкого языка как способ формирования языковой способности».
Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
Например для создания благоприятной психологической обстановки в начале урока я использую смайлик. У ребенка всегда поднимается настроение, когда у него в руках появляется это маленькое солнышко.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.
Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
В современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Все эти условия рассматриваются в личностно ориентированном подходе, с которым я работаю с 2007 года. Именно личностно ориентированные уроки направлены на формирование психологического комфорта у детей. При работе с детьми необходимо учитывать их психологические особенности. А именно: эмоционально-личностные особенности младших школьников
1 Неуверенность в себе
2 Повышенная утомляемость
3 Замедленность темпа деятельности
4 Повышенная потребность во внимании
5 Повышенная двигательная активность
6 Трудности в переключении с одной деятельности на другую
Все эти психологические особенности учитывает личностно ориентированный подход. Ведь он нацелен на:
- создание ситуации выбора
- поощрение проявлений учениками инициативы
- создание ситуации успеха
- использование сюжетно ролевых игр.
Рассматривая эмоционально личностные особенности школьников, мы приходим к выводу, что на уроках очень важно переключатся от индивидуальных занятий к парным или групповым.
Например: предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных немецких глаголов. Затем эта работа делается в группе.
Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.
Игре на уроках немецкого языка я уделяю большое значение, т.к. это универсальное средство, помогающего учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.
Чувство равенства атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения, комфортности на уроке. Игр много, некоторые вы можете увидеть на слайде и в папке. А также различные приемы применяемые мною на уроках (физкультминутки, считалки).
Еще один вид обучения, который я применяю на своих уроках, который способствует благоприятной психологической атмосфере на уроках – это Обучение по станциям. Это метапредметное обучение. Оно будет интересно любому учителю. Обучение по станциям - это одна из современных технологий, которая применяется в основном при проведении итогового контроля по какой-либо теме. Данная технология описана в монографиях Бауэра. Мы все знаем, что испытывает ребенок перед контрольной или проверочной. Страх, паника, тревога иногда даже агрессия. Данная технология дает психологический комфорт ученику. Каждый выбирает свой собственный путь выполнения заданий, что дает ему свободу и раскрепощенность в работе. После выполнения задания ребенок может проверить себя по ключам. После проведения данной работы, дети просят только такие контрольные задания.
Один очень простой, но эффективный методический прием создающий психологический комфорт во время урока – это «Светофор». Это длинная полоска картона длиной 9 см. и шириной 4 см. С одной стороны оклеена красным цветом, с другой зеленым. При проведении устного опроса ученики сигнализируют учителю, готовы ли они отвечать или нет. Красный – не готов, зеленый готов.
Положительным моментом в этой ситуации является то, во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь, не хочешь – карточку надо поднять. При проведении устного опроса после завершения, какой либо темы можно пригласить двух сильных, ответственных учеников и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать подготовительные листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица для опроса. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отметить работу конкретного ученика, количество поднятых зеленых и красных карточек. Интрига в том. Что класс не знает. Чьи фамилии записаны на листах, поэтому работают все. После проведения устного опроса у учителя есть четкое представление о том, как дети усвоили новый материал, и над какими вопросами стоит поработать.
Еще один игровой прием, придуманный лично мной – это «Твистер». Его можно использовать как на закрепление нового материала, так и на контроле. Самое главное он положительно влияет на психологический комфорт в классе, тем самым позволяет детям лучше усвоить иноязычный материал.
Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя: «Atmen ein! Atmen aus!»
После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя (Seht (bitte) auf mich, (jetzt) – auf den Kugelschreiber) дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.
Можно также добавить другое упражнение для глаз. Дети выполняют следующие движения глазами: сначала вверх, вниз, затем направо, налево.
Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.
Punkt, Punkt …
Punkt, Punkt, Komma, Strich-
fertig ist nun das Gesicht.
Körper, Arme, Beine dran-
fertig ist der Hampelmann.
Hände, Füße und ein Hut.
Ist der Hampelmann nicht gut?! Punkt, Punkt, Komma, Strich
fertig ist das Mondgesicht.
Ein Paar Ohren, wie die Möhren,
einen Hals, wie Schmalz,
einen Bauch, wie Rauch,
ein Paar Beine, wie ‘ne Sechs,
fertig ist die alte Hex!
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. Стенд с лучшими учениками
Для доказательств эффективности применения нами выбранной методики обучения немецкому языку младшего подросткового возраста нами был выбран эксперимент. По месту проведения наш эксперимент является естественным, так как проходил в обычных условиях.
В ходе организации и проведения эксперимента были использованы следующие методы исследования:
- изучение методической и психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- опрос;
- тестирование: проведение предварительного и итогового срезов.
В течение двух учебных лет я работала по данной теме в одном классе. Проследив динамику изменения результатов обучения в данной группе, можно заметить, что уровень языковой способности учащихся на период 2012 года значительно повысился. По процентной шкале учащиеся экспериментального класса в 2012 году показали лучшие результаты, чем в 2010 году. Проанализировав результаты таблиц уровня языков знаний, умений и навыков учащиеся экспериментального класса, устанавливаем следующее: Количество учеников, написавших контрольный тест на «3» сократилось.
На основании вышеизложенного заключаем, что психологический комфорт на уроках немецкого языка действительно способствует более быстрому формированию языковой способности, тем самым применение мною методов, приемов на уроках немецкого языка полностью себя оправдало, позволило добиться значимого улучшения результатов, повысило мотивацию учения у школьников. Тестирование по оценке используемых во время эксперимента методик по отношению к традиционному обучению в 6-ом классе показало, что 80% учащихся данного класса предпочитают на своих уроках формы и методы закрепления и контроля нового материала, которые создают психологический комфорт на уроках немецкого языка.
Следовательно, для себя я утвердилась в правильности выбора метода работы на уроках немецкого языка. Кроме того приемы и технологии представленные выше являются метапредметными и могут быть использованы на других уроках (напр.: «светофор», «твистер», «Обучение по станциям») Как доказательство, эффективность моей профессиональной деятельности мы можем проверить сейчас. Пригодится ли данный опыт кому то на своей практике. Будет ли он полезен. Я предлагаю вам обвести свою руку и закрасить любой палец глядя на слайд. Закрашенный листок поднять вверх. Этот прием тоже является метапредметным и создает благоприятную обстановку на уроке. Большое спасибо за совместную работу.
Свое выступление я хотела бы закончить притчей.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Литература
Годунова Е.К. Музыкальный вечер для малышей на немецком языке «Мой день в школе и дома» // ИЯШ- 2001 №3
Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. // М. Глобус, 2008г.
Лешкова Т.А. Пальчиковые игры на занятиях немецким языком // Методическая мозаика 2005г. №5
Первое сентября. Deutsch №17-21, 2005г.
Пестова Г.И. Использование здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного на уроках немецкого языка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Обновление содержания языкового образования: Иностранные языки // Москва-Абакан 2005
Рябищенкова А.П., Сороковых Г.В. Об интеграции различных видов деятельности на уроках иностранного языка в младших классах // ИЯШ-2004 №5
Стайнберг С. 110 игр на уроках немецкого языка // АСТ Астрель, 2003г.
Тарасова Н.А. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками //ИЯШ-2007 №6
Шляхтова Г.Г. Использование элементов здоровъесберегающих технологий на уроках немецкого языка // ИЯШ-2007 №2
|
|
|