Тема: Эволюционное учение.
|
Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.
|
Задачи:
образовательная: рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;
развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;
воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.
|
Формируемые УУД.
Предметные: Применять знания для раскрытия основных причин эволюции животного мира. Делать выводы об историческом развитии мира.
Сформировать представления об историческом развитии, причинах разнообразия и многочисленности животного мира. Приводить примеры различных форм борьбы за существование, проявления естественного отбора.
Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
|
Основные понятия: эволюция, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
|
Ресурсы: Учебник с.18-19, электронное приложение «Эволюционное учение», тетрадь-тренажер, презентация.
|
Организация пространства.
|
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Планируемые результаты
|
УУД
|
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
| Прозвенел звонок, начинается урок.
Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов.
В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение.
Записываем в тетрадях число.
| Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила.
Ребята поднимают карточки.
| Личностные. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Самоопределение, смыслообразование, целеполагание, планирование учебного сотрудничества.
|
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
| - Наша планета уникальна, потому что на ней есть жизнь.
- Почему жизнь на Земле не прекращается?
- Живая природа организована очень сложно.
Предлагает выполнить тестирование по теме «Организация живой природы».
| Отвечают на вопросы.
Письменно отвечают на вопросы теста.
| Регулятивные, связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка, как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
|
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
| - Всегда ли мир организмов был таким, каким существует в наше время? (Демонстрирует слайды 1-3 презентации.)
- Что происходило с живыми организмами в процессе исторического развития жизни на Земле?
-Каковы причины многообразия органического мира? (Проблемный вопрос)
Предлагает сформулировать тему и задачи урока. (слайды 4-5)
| Отвечают на вопросы, делают вывод: живые организмы изменялись, их организация усложнялась, появлялись новые организмы.
Воспроизводят имеющиеся знания, отвечают на вопросы, выделяют вопрос, который вызвал затруднения. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют задачи урока. Планируют свою работу на уроке
| Регулятивные.
Умение ставить цель, планировать деятельность.
Личностные.
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель: усвоение нового способа действий
| Рассказывает, что на протяжении многих лет эти вопросы волновали умы человечества, и в различные исторические эпохи на них по-разному отвечали. Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский учёный Ч. Дарвин. Предлагает заслушать сообщения о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина.
Организует деятельность обучающихся в парах:
- В учебнике на стр. 18 изучите материал о эволюции и движущих силах эволюции. (слайды 6,7), заполнить схему. Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы обучающихся.
|
Заслушивают сообщения о жизни и научной деятельности Ч. Дарвина.
Работают с текстом, иллюстрациями в учебнике. Записывают в тетрадь:
Эволюция – это необратимый процесс исторического развития живой природы.
Движущие силы эволюции - факторы, оказывающие влияние на развитие живой природы.
|
Регулятивные.
Адекватное понимание информации устного сообщения.
Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение. Работа по алгоритму.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.
|
Физкультминутка.
|
| Выполняют упражнения.
|
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель: усвоение нового способа действий
| Организует деятельность обучающихся в группах ( работа с учебником, электронным приложением, учебными текстами):
Что такое наследственность и изменчивость? Приведите примеры.
Что такое борьба за существование? Какие виды борьбы за существование вы знаете?
Что такое естественный отбор? Объясните, как формируются приспособления?
В результате чего происходит образование новых видов? Докажите на примерах.
| Работают в группах – 4 группы, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы. По ходу сообщений составляют конспект и составляют схему «Виды борьбы за существование».
| Предметные. Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; доказывать, что видообразование – результат эволюции.
Регулятивные. Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.
|
V. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового знания в систему изученного материала.
| Предлагает провести тестирование:
1.Основателем учения об эволюции живой природы является:
А) Чарльз Дарвин
Б) К. Линней
В) В. И. Сукачев
Г) А. Тенсли
2. К движущим силам эволюции относят:
А) Образование новых видов
Б) Естественный отбор
В) Факторы среды обитания
Г) Имеющиеся у организмов приспособления к среде обитания
3. Одной из причин возникновения вида лисица обыкновенная считается:
А) Тропический климат
Б) Теплый климат
В) Холодный климат
Г) Влажный климат
4. Одной из причин возникновения вида лисица корсак считается:
А) Тропический климат
Б) Теплый климат
В) Холодный климат
Г) Влажный климат
5.В 1859 году вышла в свет книга Ч. Дарвина
А) «Происхождение видов путем естественного отбора»
Б) «Происхождение видов путем искусственного отбора»
В) «Происхождение видов путем борьбы за существование»
| Учащиеся по очереди работают с электронным приложением.
Отвечают на вопросы теста.
| Регулятивные. Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.
|
VI. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Предлагает оценить свое самочувствие и работоспособность и показать с помощью смайлика.
| Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям.
| Познавательные. Рефлексия способов условий действия; контроль и самооценка процесса и результат деятельности.
Личностные. Адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД; следование моральным нормам и этическим требованиям.
Коммуникативные . Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
|
IX. Д/з.
| Объясняет выполнение домашнего задания.
| Записывают в дневник.
§ 5, стр. 18-19, термины, отвечать на вопросы стр.19, задания в тетради - тренажере.
|
|