Главная страница

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с онр в условиях логопункта



Скачать 24.57 Kb.
НазваниеФормирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с онр в условиях логопункта
Дата14.04.2016
Размер24.57 Kb.
ТипДокументы

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта
Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. Особое значение при этом имеет несформированность фонематических процессов у данной категории детей, что создаёт препятствия в процессе овладения грамотой и приводит к возникновению нарушений чтения, письма и разговорной речи.

Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР 3 уровня заключаются в следующем: умение выделять и вычленять звук зависит от положения его в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда; нарушенное звукопроизношение влияет на формирование функций фонематического анализа и синтеза и препятствует овладению основами грамоты. Поэтому необходимы специальные занятия, направленные на формирование нарушенных фонематических функций. С этой целью нами был разработан комплекс коррекционно – развивающих упражнений для формирования фонематических процессов. Для определения эффективности разработанного комплекса упражнений и установления динамики в развитии фонематических процессов была обследована группа детей. В начале обследования опрос на предмет выявления состояния фонематических функций показал нарушения исследуемых процессов. Коррекционная работа строилась с учетом основных принципов, как основополагающей дисциплины любого педагогического воздействия и включала целенаправленное воздействие на все компоненты фонематической системы. Для получения положительных результатов коррекционная работа велась по следующим направлениям: формирование фонематического восприятия; развитие функций фонематического анализа; развитие фонематического синтеза; закрепление функций фонематического анализа и синтеза.

Следуя общедидактическим принципам, таким как наглядность, доступность в работе активно использовались такие средства как графические схемы, разрезная азбука, настольное лото, предметные и сюжетные картинки, полоска «Светофор», плоскостное изображение ежика. Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих ОНР, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. Их мы поселили в Звукобуквенное королевство. Путешествуя по этому королевству, дети знакомились с его жителями. Принцесса Гласа и ее пажи – гласики (плоскостные изображения гласных звуков) живут в красном замке и поют разные песенки. Слова «Гласа», «гласики», а также красный цвет одежды этих персонажей помогали детям быстро усвоить понятие «гласный звук» и запомнить признаки этих звуков. В замке сине – зеленого цвета живет принцесса Согласа. Ее пажи - согласики (плоскостные изображения согласных звуков) помогали различать твердые и мягкие согласные звуки. Согласики в синих костюмах – строгие, сердитые – твердые согласные, согласики в зеленых костюмах – веселые, ласковые – мягкие согласные. Так в сказочной, игровой форме дети знакомятся с тайнами фонемы.

При подведении результатов проведенной работы с использованием разработанного комплекса коррекционно – развивающих упражнений для формирования фонематического анализа и синтеза были обнаружены значительные успехи в овладении детьми этими фонематическими процессами.

В целом, разработанный комплекс коррекционно – развивающих упражнений имеет практическую значимость и может быть использован учителями – логопедами ДОУ при формировании фонематических процессов у детей с ОНР.