|
«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся» Методическая тема «Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»
Авторы: Александрова Н. А.
Волкова Е. А.
2013/2014 уч. год
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
В начальной школе учебное сотрудничество - это форма взаимодействия педагога и учащихся. Формирование коммуникативной компетенции происходит на каждом уроке русского языка, используя игры, таблицы, схемы, синквейны, творческие проекты, диалоговое обучение, проблемные вопросы, использование ИКТ.
Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе". Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
извлечь нужную информацию (полно или частично),
проникнуть в смысл высказывания - слушание;
навыков изучающего чтения;
умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;
умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
собирать и систематизировать материал,
составлять план, пользоваться различными типами речи,
строить высказывание в определенном стиле,
отбирать языковые средства,
совершенствовать высказывание - письмо, говорение .
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, являющихся одним из факторов развития всесторонне развитой личности в современном обществе, можно достичь, если
объём орфографического материала адекватен содержанию образования и ориентирован на мотивационную сферу учащихся;
строить обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся;
создать условия для конкретного воплощения творческих идей;
обеспечить благоприятные креативные условия, окружающие ребёнка в школе: сотворчество учащихся и педагога, демократичный стиль взаимоотношений, атмосферу увлечённости и удовлетворённости.
Систему работы необходимо выстраивать, комбинируя элементы инновационных и традиционных методик при проблемном подходе обучения (технология развития критического мышления, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», метод проектов) и использовать информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном аспекте содержания предмета русский язык. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную и коммуникативную деятельность учащихся. Благодаря интеграции, на уроках русского языка создаются условия для всестороннего развития человеческой индивидуальности, творческих способностей учащихся.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов - пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. Данный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.
На уроках русского языка учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
В практической деятельности большое внимание нужно уделять игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Это дает возможность использования на уроках методики опережающего обучения.
Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую различные виды творческих работ, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ и совместный их анализ.
Все эти виды работ проводятся в определённой системе. Начинать надо с тех, которые требуют от ученика меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным. Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Для свободного диктанта используется сложный текст, который сначала читается полностью, анализируется, а затем записывается по частям (учитель читает абзац, а дети пишут то, что запомнили). Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом для изложений являются тексты русских мастеров слова, звучит образная русская речь, используются электронные образовательные ресурсы.
Понятно, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делается на диалоговой форме обучения.
Дети приобретают коммуникативные навыки, работая в группах. Учатся доказывать или опровергать мнение товарищей, оценивать работу, организуя дискуссию.
Рассмотрим возможности формирования коммуникативных УД на примере урока русского языка в 1 классе.
Тема: «Правила переноса слов».
Этап урока - выявление затруднений и постановка проблемы ,самый важный, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания.
Самым сложным для ребят является поиск выхода из затруднения. На данном этапе поможет работа в группах, так как она сможет приучить учеников спорить, высказывать свое мнение, отстаивать его. Для понимания и принятия учащимся учебной задачи дети знакомится с планом работы: читают и проговаривают каждый пункт. Прогнозируют результат: что должно получиться? Затем ученики в группах выполняют задания, демонстрируя умение действовать по плану, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Заслушиваются результаты работы групп, фиксируется выведенное правило в речевой и графической форме, контролируя и оценивая процесс и результат деятельности.
На следующем этапе урока сопоставляются выведенные правила с материалом учебника и выводится алгоритм переноса слов.
Работа в сотрудничестве невозможна без непосредственно - эмоционального общения детей с учителем и друг с другом, без доверительных отношений, являющихся непременным условием успешности всяких иных отношений. Эмоциональная сфера детей непроизвольна. Важно научить детей не только различать свои эмоции, правильно их выражать , но и понимать эмоциональный настрой собеседника. Вот несколько приемов заучивания правил, которые предложил В. В. Лайло. Поэтому часто на уроках можно использовать прием рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело или грустно, оформленное в виде вопроса, взятое под сомнение, рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех). Очень важно в этой работе, чтобы дети смогли сами оценить получившийся результат: удалось ли передать нужное состояние, убедителен ли был рассказчик. Можно использовать и другой вариант этой работы, когда ученик, рассказывающий правило, сам для себя выбирает эмоциональную нагрузку для рассказа, а дети в классе или (если это групповая работа) товарищ по группе должны сами определить эмоциональный настрой выступления. При обсуждении выступления следует обратить внимание и на то, какие эмоции возникли у слушателей, у выступающего, совпали ли они , а если не совпали , то почему.
Актуально в данной работе и рассказывание правила в разных вариантах и ролях. Например, ученикам предлагается рассказать правило « по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы , если рассказывающий нарочно сделает ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся.
Можно предложить и такую ситуацию : расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке , или своей собаке , или любимой игрушке). Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила , т. е. предугадать какие сведения ему неизвестны , растолковать непонятные места.
Рассказать правило можно и так, как будто вы сами сделали открытие правила или передать правило по радио, как самую свежую новость. Главное, чтобы выбранная ситуация была актуальна для детей , близка к сфере интересов ребят.
При работе над правилом на этапе закрепления можно применять прием - «ловушки». Например, учитель обращается к классу с заданием рассказать правило, изученное на уроке, и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу). Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ - верный или неверный. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точки зрения (как и во всех остальных ситуациях, воспитывающих учебное сотрудничество), основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания, на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских и социально - коммуникативных умений, личностно - ориентированный аспект учебной коммуникации.
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата”.
В ходе организованного сотрудничества учащихся на уроке возникают, проявляются и формируются коммуникативные учебные действия. Литература
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 22 - е изд., стер.- М.: Русский язык, 1990.
Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Начальная школа,- 1999,-№7.
Планируемые результаты начального общего образования. JI.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой. О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2009.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
Проект / Российская академия образования; под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009.
Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2008.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
|
|
|