Главная страница

«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»



Скачать 101.15 Kb.
Название«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»
Александрова Н. А
Дата08.04.2016
Размер101.15 Kb.
ТипДокументы

Методическая тема
«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка как повышение качества знаний учащихся»

Авторы: Александрова Н. А.

Волкова Е. А.

2013/2014 уч. год

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

В начальной школе  учебное сотрудничество - это форма взаимодействия педагога и учащихся. Формирование коммуникативной компетенции происходит на каждом уроке русского языка, используя игры, таблицы, схемы, синквейны, творческие проекты, диалоговое обучение, проблемные вопросы, использование ИКТ.

Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе".
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

  • извлечь нужную информацию (полно или частично),

  • проникнуть в смысл высказывания - слушание;

  • навыков изучающего чтения;

  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;

  • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

  • собирать и систематизировать материал,

  • составлять план, пользоваться различными типами речи,

  • строить высказывание в определенном стиле,

  • отбирать языковые средства,

  • совершенствовать высказывание - письмо, говорение .

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, являющихся одним из факторов развития всесторонне развитой личности в современном обществе, можно достичь, если

  • объём орфографического материала адекватен содержанию образования и ориентирован на мотивационную сферу учащихся;

  • строить обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся;

  • создать условия для конкретного воплощения творческих идей;

  • обеспечить благоприятные креативные условия, окружающие ребёнка в школе: сотворчество учащихся и педагога, демократичный стиль взаимоотношений, атмосферу увлечённости и удовлетворённости.

Систему работы необходимо выстраивать, комбинируя элементы инновационных и традиционных методик при проблемном подходе обучения (технология развития критического мышления, групповая работа на уроках русского языка, метод «взаимных обучений», метод проектов) и использовать информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном аспекте содержания предмета русский язык. Эти образовательные технологии в большей мере активизируют познавательную и коммуникативную деятельность учащихся. Благодаря интеграции, на уроках русского языка создаются условия для всестороннего развития человеческой индивидуальности, творческих способностей учащихся.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов - пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, повышается внутренняя мотивация каждого ребёнка. При разрешении проблемной ситуации, у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. Данный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

На уроках русского языка учащимся предлагаются разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

В практической деятельности большое внимание нужно уделять игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Это дает возможность использования на уроках методики опережающего обучения.

Для развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую различные виды творческих работ, мини-сочинения, словарная работа с пословицами и фразеологизмами, упражнения на запоминание, комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, творческие работы учащихся. Одним из наиболее интересных, важных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является написание творческих работ и совместный их анализ.

Все эти виды работ проводятся в определённой системе. Начинать надо с тех, которые требуют от ученика меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным. Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Для свободного диктанта используется сложный текст, который сначала читается полностью, анализируется, а затем записывается по частям (учитель читает абзац, а дети пишут то, что запомнили). Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом для изложений являются тексты русских мастеров слова, звучит образная русская речь, используются электронные образовательные ресурсы.

Понятно, что овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент делается на диалоговой форме обучения.

Дети приобретают коммуникативные навыки, работая в группах. Учатся доказывать или опровергать мнение товарищей, оценивать работу, организуя дискуссию.

Рассмотрим возможности формирования коммуникативных УД на примере урока русского языка в 1 классе.

Тема: «Правила переноса слов».

Этап урока - выявление затруднений и постановка проблемы ,самый важный, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания.

Самым сложным для ребят является поиск выхода из затруднения. На данном этапе поможет работа в группах, так как она сможет приучить учеников спорить, высказывать свое мнение, отстаивать его. Для понимания и принятия учащимся учебной задачи дети знакомится с планом работы: читают и проговаривают каждый пункт. Прогнозируют результат: что должно получиться? Затем ученики в группах выполняют задания, демонстрируя умение действовать по плану, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Заслушиваются результаты работы групп, фиксируется выведенное правило в речевой и графической форме, контролируя и оценивая процесс и результат деятельности.

На следующем этапе урока сопоставляются выведенные правила с материалом учебника и выводится алгоритм переноса слов.

Работа в сотрудничестве невозможна без непосредственно - эмоционального общения детей с учителем и друг с другом, без доверительных отношений, являющихся непременным условием успешности всяких иных отношений. Эмоциональная сфера детей непроизвольна. Важно научить детей не только различать свои эмоции, правильно их выражать , но и понимать эмоциональный настрой собеседника. Вот несколько приемов заучивания правил, которые предложил В. В. Лайло. Поэтому часто на уроках можно использовать прием рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело или грустно, оформленное в виде вопроса, взятое под сомнение, рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех). Очень важно в этой работе, чтобы дети смогли сами оценить получившийся результат: удалось ли передать нужное состояние, убедителен ли был рассказчик. Можно использовать и другой вариант этой работы, когда ученик, рассказывающий правило, сам для себя выбирает эмоциональную нагрузку для рассказа, а дети в классе или (если это групповая работа) товарищ по группе должны сами определить эмоциональный настрой выступления. При обсуждении выступления следует обратить внимание и на то, какие эмоции возникли у слушателей, у выступающего, совпали ли они , а если не совпали , то почему.

Актуально в данной работе и рассказывание правила в разных вариантах и ролях. Например, ученикам предлагается рассказать правило « по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы , если рассказывающий нарочно сделает ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся.

Можно предложить и такую ситуацию : расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке , или своей собаке , или любимой игрушке). Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила , т. е. предугадать какие сведения ему неизвестны , растолковать непонятные места.

Рассказать правило можно и так, как будто вы сами сделали открытие правила или передать правило по радио, как самую свежую новость. Главное, чтобы выбранная ситуация была актуальна для детей , близка к сфере интересов ребят.

При работе над правилом на этапе закрепления можно применять прием - «ловушки». Например, учитель обращается к классу с заданием рассказать правило, изученное на уроке, и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу). Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ - верный или неверный. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точки зрения (как и во всех остальных ситуациях, воспитывающих учебное сотрудничество), основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания, на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских и социально - коммуникативных умений, личностно - ориентированный аспект учебной коммуникации.

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата”.

В ходе организованного сотрудничества учащихся на уроке возникают, проявляются и формируются коммуникативные учебные действия.
Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 22 - е изд., стер.- М.: Русский язык, 1990.

  2. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Начальная школа,- 1999,-№7.

  3. Планируемые результаты начального общего образования. JI.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой. О.Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2009.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Проект / Российская академия образования; под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2009.

  6. Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2008.

  7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.