Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение». Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю.
Цель: развитие фразой речи, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть кукла»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет с куклой») и бросает мяч обратно учителю.
Игра «Хорошо – плохо».
Мир не плох и не хорош –
Объясню, и ты поймешь.
Цель: развитие связной речи, воображения и ловкости; знакомство детей с противоречиями окружающего мира.
Ход игры: Учитель задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч друг другу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях, событиях и т.д.
Учитель: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Вариант «Нравится, не нравится» (о временах года).
Учитель: Зима.
Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
Игра «Вчера, сегодня, завтра».
Цели: развитие фразой речи; закрепление умения детей ориентироваться во времени; развитие внимания, ловкости, воображения.
Ход игры: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, задавая вопросы:
Ты ответь мне, будь добра,
Что ты делала вчера?
Все ли сделал, что хотел?
За сегодня что успел?
Я еще узнать хотела –
Что ты завтра будешь делать?
Дети, возвращая мяч учителю, отвечают на вопросы.
Вариант: Учащиеся перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что с ними вчера, сегодня и что он собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.
Средства выразительной речи ПАУЗЫ
№ п/п
| Знаки препинания
| Счет
| Обозначение
| 1
| ,
| Раз
| I
| 2
| . - :
| Раз, два
| II
| 3
| ?!
| Раз, два, три
| III
| 4
| Красная строчка
| Раз, два, три, четыре
| IIII
| 5
| После прочтения заглавия
| Раз, два, три, четыре, пять
| IIIII
|
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ
Какой должна быть речь
| Как этого добиться
| Содержательной
| Подчиняй свое высказывание теме и основной мысли, не говори и не пиши лишнего
| Последовательной
| Следи за порядком изложения мыслей
| Богатой
| Используй разнообразные слова и словосочетания; старайся не повторять одни и те же слова и одинаковые предложения
| Точной
| Употребляй наиболее точные слова и выражения
| Выразительной
| Подбирай слова и выражения, которые особенно ярко и образно передают основную мысль высказывания
| Уместной
| Всегда учитывай, в какой обстановке ты говоришь, к кому обращена твоя речь
| Правильной
| Соблюдай правила произношения, правильно подбирай и строй предложения
|
ПРАВИЛА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Правила участника диалога
Понимать и уметь формулировать обсуждаемую проблему.
Уметь отделять «важное» от второстепенного, «неважного» в проблеме.
Понимать, что проблема может иметь несколько решений.
Занимать равноправную позицию в споре со всеми участниками дискуссии.
Мужественно признавать свою ошибку.
Быть активным участником обсуждения, даже не высказывая вслух свою точку зрения.
Правила говорения
Высказываться только по существу, на тему данной дискуссии.
Следить за тем, чтобы речь была ясной и точной.
Не высказываться раньше, чем обдумал то, что собираешься сказать.
Без необходимости не повторять уже высказанную точку зрения.
Если это необходимо, уметь правильно опровергнуть тезис собеседника, доказать свою точку зрения.
Правила слушания
Выслушивать собеседника до конца для полного понимания того, о чем он говорит.
Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь. Для этого смотреть на говорящего, выделять главное в его словах и стараться понять.
Если не уверен, что понял правильно:
- попросить уточнить высказанное;
- постараться сформулировать мысль собеседника своими словами.
3. Не торопиться сразу опровергнуть высказывание собеседника, сначала необходимо вникнуть в его суть.
4. Реагировать на высказывание собеседника, показывая, что понял его.
Правила речевого поведения
Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность.
Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди.
Поднимать руку, если хочешь сказать, не выкрикивать с места.
Следует правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы».
Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его.
Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали и все присутствующие, на не более того.
При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать.
Нельзя зевать, жевать во время разговора.
Говоря о присутствующих, нельзя употреблять слов «он», «она», надо называть их по имени.
Если нужно возразить партнеру, надо назвать его по имени и в процессе своего высказывания смотреть на него.
Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», применяя выражения: «Я думаю»; «Мне кажется», сопроводив их словом «извините».
Уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить»; «Я не согласен с вами» и т.д.
Использовать выражения: «Я согласен»; «Я того же мнения»; «Я хочу помочь», если поддерживаешь точку зрения другого человека.
Чтобы не повторять высказанную мысль дважды, можно сказать «Я думаю так же, как и …».
Если необходимо уточнить сказанное, следует применять выражения: «Пожалуйста, уточните это»; «Не повторите ли вы это еще раз?»; «Извините, я не понял, что вы имеете в виду».
Если нужно проверить, точно ли понята мысль собеседника, следует уметь применять выражения: «Как я понимаю, вы говорите, что …»; «По вашему мнению …»; «Другими словами, вы считаете …»
Заключение Одна из главных задач коррекционной педагогики – усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся.
Коррекционная работа по формированию деятельности, связанной со словесными упражнениями (словесной инструкцией), прежде всего должна предусматривать обеспечение полного и адекватного понимания детьми формулировок заданий, которые часто содержат слова и сочетания, понимание которых (особенно при самостоятельном выполнении) затруднено для детей с ЗПР, из-за этого может быть неправильно понято все задание и соответственно неверно выполнено. Поэтому учитель, предвидя возможные затруднения, сначала сам объясняет детям трудные для их понимания слова, словосочетания, формулировки ,а затем ставит вопрос, требующий самостоятельного ответа. Если инструкция сформулирована сложно, следует добиваться того, чтобы ученик смог своими словами рассказать о том, что требуется выполнить.
Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.
Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.
На каждом уроке обязательна словарная работа.
Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Литература
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе – М.: Владос, 2002.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов – М.: Вербум-М, 2004 – 192 с.
Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1936 180 с.
Бородович А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1974 – 204 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования – М., 1956 – 324 с.
Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа/Вопросы психологии. – 1957 -№ 6- с.15-21
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – М.: Аркти, 2002 – 144 с.
Голубков В.В. Мастерство устной речи – М.: Просвещение, 1965 – 206с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М.: Владос, 2001 – 224с.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи: в защиту живого слова – М.: Просвещение, 1966 – 426с.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию – М.: Просвещение, 1982 – 67 с.
Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения – М.: Школьная Пресса, 2004 – 64с.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М., 1975 – 302с.
Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития – М.: Владос, 2003.
Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987 – 343с.
Мали Л.Д. Речевое развитие младших школьников – Пенза, 1995.
Мастькова Е.М. Лечебная педагогика – М.: Владос, 1997 – 303с.
Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко – М., 1984 – 295с.
Пленкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся// Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. – М.: Просвещение, 1982 – с. 102-120.
Соколова Н.М. Устное и письменное слово учащихся – М.; Л., 1927 – 96с.
Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи: альбом дошкольника – 2-е изд., доп. перераб. – М.: Книголюб, 2005 – 56с.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит – СПб.: Акцидент, 1998 – 110с
|