Главная страница


«формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»



Название«формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
страница2/4
Дата18.04.2016
Размер0.59 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4

- развивать речевую активность детей во всех видах деятельности;

- развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь;

- обогащать пассивный и активный словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- совершенствовать уже сформировавшиеся функции и формы речи (в частности, диалогическую речь);

- развивать словесное опосредование, саморегуляцию;

- учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок);

- обучать творческому рассказыванию;

- развивать мелкую моторику руки;

- формировать осознание языковой действительности;

- развивать слуховое внимание, память, фонематический слух;

- формировать интонационную выразительность.

Обучение направлено на формирование у младших школьников специальных коммуникативно-речевых умений в области создания связных устных высказываний. Для создания высказывания, говорящему необходим одновременно весь комплекс умений, потому что они все между собой тесно связаны и каждое умение вне связи с другими не существует.

Умения не являются абсолютными и универсальными, поскольку они зависят от типа и стиля речи. Так, например, собирать материал для описания совсем не то, что собирать материал для повествования, а редактировать рассуждение не то, что редактировать описание или повествование и т.д.

Таким образом, в основе работы обучения детей с ЗПР лежат типы речи: повествование, описание и рассуждение.

Типы речи - самые общие разновидности высказывания. Они связаны с основными целями передачи информации. Их три:

  • сообщение о действии и его развитии (повествование);

  • сообщение о признаках предмета или явления (описание);

  • сообщение о существующих между предметами отношениях (рассуждение).

Цель сообщения требует своего специфического решения: для каждого из перечисленных выше типов речи существует свой путь создания высказывания.

Значит, и обучать школьников умению создавать высказывание нужно, сообразуясь с целями сообщения, то есть опираясь на типы речи. Школьники должны научиться в зависимости от поставленных целей создавать повествование, описание, рассуждение, а также высказывания, в которых, как того требует цель высказывания, органично совмещаются два или все три типа речи.

Высказывание всех трех типов речи имеют свою дальнейшую стилевую дифференциацию. Следовательно, ученики изучают типы речи в их основных стилистических разновидностях.

Таким образом, круг вопросов в связи с изучением высказывания складывается в таком виде: высказывание тема основная мысль заглавие типы речи стили речи. Знакомить с этими понятиями постепенно в основном практически можно и нужно одновременно с началом работы над связными устными высказываниями.

При обучении учащихся 1 класса составлению рассказа-описания использую на уроках опору на наглядный материал. Это позволяет актуализировать и активизировать лексический запас ребенка с ЗПР. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания является опорой и системообразующим каркасом, структура которого используется при составлении рассказов. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием символов, обозначающих различные признаки. Например:

  • цвет - дети рисуют цветовые пятна, используя не только цвета конкретного предмета, о котором говорится в настоящий момент, но и другие возможные варианты данного признака;

  • контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких частей состоит игрушка;

  • силуэт предмета со знаком вопроса внутри - дети называют материал, из которого сделан предмет и его основные части (у машин кузов из металла, колеса - резиновые, сиденья - кожаные);

  • форма - дети называют форму, которую имеет сам предмет или его части (колесо, яблоко - круглые, огурец - овальный);

  • знак вопроса - называние предмета или объекта.

В ходе урока дети выбирают определенный предмет, рассказ о котором составляется коллективно, но каждый из детей рисует на собственном шестиклеточном бланке. Учитель на доске по одному полю заполняет пустые ячейки мнемотаблицы. Таким образом, каждый ребенок в ходе урока заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он может самостоятельно составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.

При обучении детей составлению рассказа по картинкам используют "Памятки", в которых даны планы описания картинок. После коллективного обсуждения картинки дети используют эти планы, некоторым учащимся удается самостоятельно описывать иллюстрацию. После выступления детей учитель читает, как образец, описание картинки сказочным героем Гномиком. Дети внимательно слушают, а потом еще раз пробуют свои силы при описании картинки.

Беседа по картинке на уроках русского языка, изобразительного искусства - это упражнение по развитию речи, предполагающее диалог между учителем и учащимися по вопросам, как правило, заранее составленным учителем и направленным на восприятие и понимание картины. Вопросы составляются учителем, таким образом, чтобы пробудить эмоции детей, поддержать их внимание и интерес к изобразительному искусству, активизировать умственную работу, что является одним из важнейших условий речевого развития школьников. В активном словаре младших школьников обычно мало слов для выражения различных эмоциональных состояний и их оттенков. Для работы по обогащению словаря изготавливаются карточки с названиями чувств и настроений. Дети также пользуются так называемыми словарями настроений.

Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития речи у детей, ее логической последовательности, образности, выразительности. Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы, в непринужденной обстановке учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять описательный и повествовательный рассказы, рассказ-загадку, рассказ-этюд и др. При обучении описанию очень эффективными оказались следующие примеры: создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребенка, использование музыки и поэтического слова. Например, учитель говорит: "Закройте глаза. Представьте, что мы снова пришли на прогулку в лес. Оглянитесь вокруг. Что каждый увидел, услышал, почувствовал? Вспомните, что особенно удивило, порадовало, восхитило каждого. С каким настроением вы выходили из леса?"

В работе используется достаточно новый прием для начальной школы - мини-образец. Что это такое? Это очень короткий эмоциональный рассказ учителя, своеобразный этюд-описание, который не приурочен непосредственно к теме рассказывания, но на предварительных этапах обучения неоднократно используется учителем. Особенностями этого образца является следующее:

а) учитель разрабатывает несколько мини-образцов к одной теме и систематически представляет их школьникам;

б) мини-образцы должны быть короткими, динамичными, образными, рассказывать о каком-то интересном событии или случае;

в) мини-образцы не должны занимать много времени и нести слишком много неизвестной детям информации;

г) учитель не заставляет детей повторить мини-образец, а лишь предлагает послушать интересную информацию.

Почему важно применять мини-образец? Во-первых, учащиеся получают пример краткого и яркого описания объекта (явления) действительности, во-вторых, знакомятся с интересными фактами из истории нашей Земли, а в-третьих, развивают познавательный интерес. Мини-образец помогает детям овладеть таким видом повествования, как рассказ-этюд. Рассказ-этюд - одна из разновидностей творческого рассказа о каком-либо предмете или явлении окружающего мира. Это своеобразная словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Главная отличительная характеристика этого вида рассказывания - краткость, образность, выделение наиболее яркого признака описываемого явления. Например, каждый ученик получает рисунок с изображением цветка анютины глазки (могут быть использованы и натуральные объекты) и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое словесное описание цветка. Затем описания сравниваются и коллективно определяется лучший рассказ-этюд.

Темы рассказов-этюдов соотносятся с изучаемым в данный момент программным материалом, предлагаются школьникам в любой части урока в качестве речевой разминки, после обсуждения текста учебника или в процессе беседы.

Чтобы задача развития речи была представлена школьникам в непроизвольной ситуации как интересное творческое задание, я провожу на каждом уроке развития речи и окружающего мира речевые разминки. Обычно это первый структурный элемент урока, особенно эта часть важна в первом и втором классах. Речевые разминки могут решать следующие конкретные задачи развития речи:

а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

б) формировать умения и навыки участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.);

г) развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.

Одним из самых интересных упражнений, которые используются в речевых разминках, - те, которые решают задачу ознакомления детей со значением различных мимических выражений, жестами, элементами пантомимы. Для этого используется иллюстрированный материал: рисунки разных выражений лиц (удивление, радость, печаль, восторг, страх и пр.), графическое изображение поз и жестов. От класса к классу задания усложняются. Например, учащиеся первого (второго) класса получают задание определить, какое настроение у данного персонажа, с какими событиями может быть связана реакция человека.

Дети с интересом разыгрывают самые разные пантомимические сценки: показать, как вы прощаетесь с улетающими птицами; изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке, показать: вы рассердились на кошку. Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке. Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам - траву и цветы и т.п.

По - разному и в разных ситуациях учащиеся выполняли и такие упражнения, в которых они должны были учитывать различное настроение, характер собеседника, например, разговор с расстроенным (капризным, рассерженным) человеком (3-4 класс). Все это, безусловно, обогащает словарный запас, развивает последовательную, логичную образную речь.

Система коррекционной работы учителя по формированию навыков построения связного речевого высказывания у учащихся 1 - 4 классов.
Для прочного и полноценного формирования коммуникативно-речевых умений в области развития связной устной речи учащихся начальных классов необходима стройная система упражнений, которая, во-первых, способствует более прочному усвоению теоретических сведений, а во-вторых, отражает уровень сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся в области создания собственных устных высказываний.

Следует отметить тот факт, что отдельное упражнение, направленное на отработку определенного умения, не сможет выполнить поставленной задачи - закрепить и довести до понимания каждого ученика данное теоретическое знание о каком-либо речевом явлении. Для этого необходимо применение этого упражнения в комплексе с другими упражнениями, раскрывающими суть данного явления, но уже с другой стороны. Все упражнения должны находится в тесной взаимосвязи, опираться на предыдущие и "делать шаг вперед".

Развивая связную речь детей с ЗПР, требуется система упражнений, к которым предъявляется ряд требований:

1. Упражнения должны составлять органическую часть всего процесса обучения, естественно сочетаясь с восприятием и закреплением учениками нового материала.

2. Упражнения должны иметь четкую целевую установку: учитель всегда должен знать, для чего он водит то или иное упражнение и чему оно в итоге научит детей.

3. При выборе системы упражнений необходимо определять этапность работы над закреплением изученного материала, которая заключается в постепенном наращивании трудности и использовании на каждом новом уроке нового и более сложного дидактического материала.

4. Необходимо также разнообразие видов упражнений в процессе обучения следует использовать все доступные данному возрасту виды работ, разнообразные по степени самостоятельности и творческой активности.

5. Поскольку речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок, важно вести данную работу очень кропотливо, систематически и планомерно.

Все упражнения распределяются на семь групп в соответствии с теми основными умениями, которые необходимо сформировать у младших школьников.

I. Упражнения, направленные на формирование умения ориентироваться в ситуации общения.
- определить цель и задачи данного высказывания.

- определить адресата высказывания.

- определить ситуацию создания высказывания.

- сопоставить задачи данного высказывания и его содержание на предмет их соответствия.

- выбрать наиболее подходящий тип и стиль предстоящего высказывания в соответствии с его задачами и адресатом.

- отобрать наиболее уместный языковый материал для создания высказывания в целях оптимального решения его задач.

- оценить мотивы создания данного высказывания.

- составить собственное высказывание, исходя из целей и задач общения в конкретной ситуации.
Задание 1. Составить задачи данного высказывания и его содержание на предмет соответствия. Цель высказывания: поздравить друга с днем рождения.
Пример 1. Я поздравляю тебя с днем рождения: сегодня тебе исполнилось 7 лет. Я очень рад, что мы с тобой дружим, с тобой всегда интересно. Я знаю, что ты любишь книги, поэтому я решил подарить тебе новую книгу о приключениях Незнайки.

Пример 2. Привет, Саш! Это тебе. Ой, как много у тебя подарков! Классная машинка! Дай поиграть, а? Да, я забыл, с днем рождения!
Задание 2. Составить высказывание-объяснение основных правил дорожного движения своему младшему брату.
Пример. Для того чтобы безопасно перейти дорогу по пешеходному переходу, надо обязательно выполнять указания светофора. Если "горит" красный человечек, ты должен спокойно стоять на тротуаре. Как только "загорится" зеленый человечек, быстро переходи на другую сторону дороги.

II. Упражнения, направленные на формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.
- определить тему высказывания.

- определить границы темы высказывания.

- отобрать фактический материал, соответствующий теме высказывания.

- расположить отобранные факты в порядке их значимости для автора высказывания.

- сравнить несколько высказываний и определить, какие из них на одну тему.

- сравнить несколько предложенных тем и выбрать одну, наиболее подходящую данному высказыванию.

- составить собственное высказывание на данную тему.

- сформулировать, исходя из мотивов общения, собственную тему и составить по ней высказывание.

- озаглавить высказывание в соответствии с темой.

- сформулировать основную мысль высказывания.

- озаглавить высказывание в соответствии с основной мыслью.

- определить содержание текста по заголовку.

- сравнить несколько предложенных заголовков высказывания предложения, не соответствующие теме высказывания.

- составить высказывание, раскрывающее предложенную основную мысль.

- отредактировать устное высказывание с позиций применения основных выразительных средств (интонация, основной тон, громкость, темп, логическое ударение, паузы).

- сопоставить близкие по содержанию темы высказываний.

- указать слова, словосочетания, предложения, противоречащие его основной мысли.

- назвать различные формулировки основной мысли данного высказывания.

- составить собственное высказывание по готовому началу, в котором отражена основная мысль.

- определить "звучание" картины. (Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?")

- " Вхождение" в картину. ("Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?").

- определить тему картины. (" Что вы видите на этой картине?")

- сопоставить основную мысль картины с пословицами.

- сравнить картины, близкие по теме (это позволяет детям находить отличия в похожем).

- сравнить картины, сходные и контрастные по настроению.
Задание 1. Сравнить несколько вариантов заголовков высказывания и выбрать наиболее удачный.

Весной к нам прилетают перелетные птицы. Одни птицы вьют гнезда в кустах, на деревьях, другие - на земле. А есть птицы, у которых гнезда в дуплах деревьев. Для таких птиц можно и самим домики построить. В таком домике скворец, синица и воробей жить могут.

Заголовки: "Перелетные птицы", "Домики для птиц", "Птицы-наши друзья", "Весна".
Задание 2. Определить тему и основную мысль высказывания.

Жарким летним днем ребята сидели на мосту. Они весло разговаривали, смеялись. Вдруг одна девочка покачнулась и упала в реку. В ту же секунду Миша бросился вслед за ней. Он вытащил маленькую девочку на берег. Малышка была спасена.
Задание 3. Определить одну ли тему будут раскрывать высказывания с такими заголовками: " Красиво зимой в лесу", "Интересно зимой в лесу". Составить высказывания с такими заголовками.

III. Упражнения, направленные на формирование умения отбирать и систематизировать материал к устному высказыванию.
- составить тематический словарь к будущему высказыванию.

- выбрать из предложенной группы слов и выражений наиболее подходящие для раскрытии темы предстоящего высказывания.

- разделить предложенный тематический набор слов и выражений на группы в зависимости от типа предстоящего высказывания.

- проанализировать тематический словарь будущего высказывания с позиции его стилистического оформления и удалить "лишние" (неуместные) слова.

- составить наброски плана предстоящего высказывания.

- сгруппировать собранный материал в соответствии с планом высказывания.

- определить, в каком из предложенных отрывков высказывания дан материал для описания предмета, действующих лиц, времени и места события.

- найти в отобранном материале для высказывания слова и предложения, которые помогут раскрыть основную мысль, избежать повторения слов.

- определить, что в приведенных материалах противоречит основной мысли, "вычеркнуть" ненужное, добавить необходимое, учитывая тему и основную мысль высказывания.

- составить высказывание по картинке (коллективное собирание материала).

- составить рабочие материалы будущего высказывания на основе организованных учителем специальных наблюдений (например, "Падают листья").

- сделать наброски анализа в ходе высказывания другого ученика (последовательность анализа: содержание речевое оформление звуковая выразительность).
Задание 1. Составить графический план рассказа "Игрушка - грузовик".

1. Цвет - Какого цвета игрушка?

2. Форма- Какой игрушка формы?

3. Мячи - Какого игрушка размера?

4. Контур машины - Назови детали игрушки.
Игрушка "Грузовик"

(Примерный рассказ по таблице)
Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары, руль, сиденья, стекла... Кабина у грузовика металлическая, колеса резиновые, ока стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.
Задание 2. Составить графический план рассказа "Как выращивают хлеб"

1. Лопата - Вскопать землю

2. Гряда - Посадить зерна

3. Солнце, лейка - Свет и вода

4. Сноп - Собрать колосья

5. Мельница - Смолоть зерно

6. Хлеб - Что пекут из муки
Как выращивают хлеб

(примерный рассказ по таблице)
Для того чтобы вырастить пшеницу, нужно вскопать землю (вспахать поле). Затем посеять зерно. Чтобы выросли хлебные колосья, необходим свет и дождик. Когда осенью колосья вырастут и созреют, пшеницу убирают (собирают в снопы, обмолачивают). Зерно везут на мельницу, чтобы смолоть из него муку. В пекарне из пшеничной муки пекут белый хлеб, булочки, печенье, а из ржаной муки - черный хлеб, краюшки, хлебцы.
Задание 3. Составить план предстоящего высказывания на тему:

Пример 1. Встреча Нового года.

Пример 2. Белка.


IV. Упражнения, направленные на формирование умения строить высказывание в определенной композиционной форме в зависимости от типа и стиля речи.
- определить тип высказывания по заголовку.

- задать вопрос к тексту и определить его тип.

- сравнить три высказывания и определить тип каждого.

- назвать отличительные особенности каждого типа высказывания.

- определить цель данного повествования, описания или рассуждения.

- расставить в нужной последовательности "перепутанные" части высказываний разных типов.

- восстановить деформированные высказывания (если высказывание состоит из разных структурных частей, взятых из описания, рассуждения или повествования).

- составить высказывание данного типа по структурной схеме.

- составить сказку по опорным словам и предложенной схеме.

- составить высказывание по предложенному началу (или концу).

- найти сравнительный оборот в описании и заменить его синонимичным, используя слова: как, словно, как будто.

- вставить в рассуждение слова, выражающие уважительное отношение к собеседнику.

- определить стилистическую окраску данного типа высказывания.

- определить по стилистическому оформлению высказывания его автора и адресата.

- указать сферу использования данного высказывания.

- выделить структурно-смысловые части высказывания данного стиля.

- составить высказывание на одну и ту же тему, но в разном стилевом оформлении.

- проанализировать языковое оформление высказывания каждого стиля, указать их отличительные черты.

- исправить стилистические недочеты каждого высказывания.

- составить высказывание определенного стиля.

- проанализировать уместность создания высказывания данного стиля в соответствии с конкретной ситуацией общения.
1   2   3   4