Главная страница

«формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»



Название«формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
страница3/4
Дата18.04.2016
Размер0.59 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4

Задание 1. Определить тип высказывания по заголовку:

1. Встреча с белкой.

2. Чудесная елка.

3. Где ночуют птицы.

4. Зачем деревья сбрасывают листья?

5. Зимний лес.

6. Урок труда.
Задание 2. Сравнить три высказывания, объединенных одной темой, и определить тип каждого.
ДЯТЕЛ

1. Интересная птица - дятел. Целый день он по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, клювом по стволу постукивает, достает из-под коры насекомых. Часто на снегу под деревом много шишек валяется. Это дятел обедал - семена из шишек добывал.

2. Интересная птица - дятел. Сам он черный с белыми пестринками, а на затылке перышки яркие, красные. Ноги у дятла четырехпалые, приспособленные для лазания. Хвост крепкий, опущенный вниз, помогающий удерживаться на стволе.

3. Интересная птица - дятел. Но для чего ему нужен такой твердый клюв? Дятел устраивает себе дом в дуплах деревьев. Но не всякое дупло ему подойдет. Часто за одну весну пара дятлов выдалбливает несколько дупел, пока не выберет одно из них. А для этого дятлу нужен очень крепкий клюв.

V. Упражнения, направленные на формирование умения выражать свои мысли правильно с точки зрения норм литературного языка.
- подобрать слова, наиболее подходящие по смыслу, для построения предложений.

- составить словосочетания по вопросам.

- выделить словосочетания определенной структуры из предложения.

- составить предложение:

  • по вопросам.

  • по опорным словам

  • по сюжетной картинке

  • по серии сюжетных картинок.

- проанализировать структуру простых предложений и на этой основе создать свои предложения.

- распространить данные предложения, состоящие только из грамматической основы.

- отредактировать деформированные предложения.

- расположить данные предложения в нужном порядке.

- отредактировать высказывание, в котором ряд предложений имеет неправильное грамматическое строение.

- проанализировать предложенное высказывание с позиции нормы правильного литературного произношения слов.

- связать несколько данных предложений между собой, слегка изменив их грамматическое строение.

- отредактировать высказывание, в котором активно присутствуют так называемые "лишние" слова.
Задание 1. Составить три предложения о новогоднем разднике: повествовательное, вопросительное и побудительное.

Задание 2. Распространить предложения по вопросам.
ЗИМНИЙ ЛЕС

Хорошо в (каком?) лесу! Деревья стоят в (каком?) инее. Все засыпано (каким?) снегом. В (каком?) воздухе слышен каждый звук. Вот над головой пронеслась стайка (каких?) клестов.

(Какие?) ручейки (как?) бегут (где?).

Задание 3. Замените выделенные слова синонимами:

В лесу жила белка. У белки пушистый мех. У белки красивый хвост. Белка любит орехи.

Задание 4. Расположить данные предложения в нужном порядке.

Лакомились гостинцами зайцы и птицы.

Петя развесил на ветках бусы из рябины.

Ваня принес морковку.

Ребята нарядили в лесу елку.
VI. Упражнения, направленные на формирование умения лексически разнообразить устное высказывание.
- выбрать из ряда предложенных слов наиболее подходящие для использования в данном высказывании в соответствии с его целями, задачами и ситуацией общения.

- заменить, добиваясь точности словоупотребления, указанные слова в высказывании синонимами.

- составить синонимический ряд слов (по степени возрастания или убывания признака).

- выбрать из синонимического ряда слов наиболее уместные в данном контексте.

- составить тематическую группу слов к предстоящему высказыванию.

- оценить высказывание с точки зрения описания в нем противоположностей, указать пары слов-антонимов.

- найти (указать) слово, употребленное в несвойственном ему значении.

- заменить употребленный в высказывании фразеологизм синонимичным фразеологизмом (книжным или, напротив, разговорным в зависимости от стиля речи) или словом.

- заменить просторечные, диалектные слова в высказывании литературными синонимами.

- удалить слова, которые можно исключить без ущерба для выражения темы, основной мысли высказывания.

- устранить неоправданные повторы в высказывании, используя близкие по значению слова.

- вставить в предложенное высказывание уместные изобразительные средства: эпитеты, сравнения т.п.

- создать собственное высказывание типа рассуждения, используя многозначные слова.
Задание 1. Игра "Хорошо-плохо": охарактеризовать данные предметы и явления с двух сторон - что в них плохого, а что хорошего.

Пример 1. Стакан - хорош тем, что прозрачен; а плох тем, что очень хрупок, может разбиться.

Пример 2. Лето - хорошо тем, что тепло, много фруктов, овощей и ягод, можно купаться в реке, у детей каникулы; плохо тем, что иногда бывает очень жарко, кусаются комары и мошки.
Задание 2. Удалить слова, которые можно исключить из предложения без ущерба для содержания.

  • На детской площадке гуляет много маленьких детей.

  • Липа пахнет запахом меда (=медом).

  • Незнайка был ленивым лентяем.

  • Мы с братом любим праздновать праздники.

Задание 3. Составить высказывание-рассуждение, используя многозначное слово "ключ".

Пример.

ЧТО ТАКОЕ КЛЮЧ?

Слово ключ имеет несколько значений. Во-первых, ключом мы открываем дверь. Во-вторых, ключом называется родник, бьющий из-под земли, источник чистой воды. В-третьих, ключи нужны любому мастеру, ремонтирующему машины, велосипеды, станки на заводе, то есть это специальные инструменты. Вот такое интересное слово - ключ!

VII. Упражнения, направленные на формирование умения контролировать собственную речь в процессе высказывания.
- исправить речевые недочеты предложенного высказывания.

- включить в высказывание слова или выражения, привлекающие внимание собеседника (например, "Знаешь, Лена, куда мы вчера ездили ....").

- оценить созданное высказывание с позиции удобства его восприятия слушателем.

- отредактировать предложенное высказывание, используя основные приемы выразительности устной речи: интонацию, паузы, логическое ударение, громкость, мимику и т.д.
Задание 1. Исправить речевые недочеты данного высказывания.

Шли мы однажды мимо заброшенного сада. Год был очень урожайный, поэтому на ветвистых ветках висело много спелых яблоков. Мы с ребятами подошли к самой красной яблоне. Мы сорвали по яблоку и поблагодарили щедрое дерево.
Задание 2. Исправь неточности и ошибки (лексико-стилистическое редактирование).
ЕЖИК И КОТ

Ежик куда-то торопился. Он потешно перебирал лапами. Вдруг ежик подметил кота. Ежик попыхтел и подкатил к незнакомцу. Кот захотел понюхать ежика, но уколол пятак и отвалил. От страха кот залез на дерево. Ежик презрительно хрюкнул вслед. А через минуту они дружно лопали хлеб с молоком. Это был кошачий ужин.

Рекомендации по коррекционной работе устной речи
Учитель в процессе обучения должен постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корригирующих звуков.

Учитель должен привлекать внимание учащихся к механизму образования звуков, фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.

Необходимо формировать навыки звукового анализа: умение узнавать звуки в разных положениях в слове, вычленять на слух, сравнивать данный звук с другими парными, упражняться в определении количества, последовательности звуков в слове и др.

Учитель должен фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, реагировать на него; следует упражнять детей в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах, использовать предметные и сюжетные картинки, практическую деятельность.

Необходимо обратить внимание детей на смыслоразличительную функцию словообразования и словоизменения, сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных слов, упражнять детей в моделировании слов с заданным смысловым признаком построения предложений из заданного набора слов, по заданной схеме, по предметно-практической демонстрации и др.

Несформированность связной речи снижает познавательные возможности учащихся, их мыслительную и речевую активность. Процесс формирования связной речи детей с ЗПР длителен и осуществляется в рамках каждого учебного предмета.

Необходимо обратить внимание:

- на целенаправленное обучение построению связного высказывания на практическом уровне в подготовительный период для создания необходимой базы для дальнейшей работы;

- на развитие представления о слове и предложении (составление предложений из 2-3 слов) с опорой на предметы, а затем сюжетные картинки с помощью установки связи слов в предложении; составление графической схемы предложения;

- на формирование практических представлений в связном высказывании (рассказе), для чего используются сравнения: рассказа и набора не связанных между собой предложений; рассказа и отдельной его части; рассказа и набора слов из него.

Используются картинки, сюжет рассказа и сюжет отдельных предложений, графические схемы и предметные картинки.

Схема помогает учащимся целенаправленно воспринимать, затем анализировать и воспроизводить рассказ.

Рассказ: Таня шла в аптеку. Около аптеки она увидела щенка. Щенок подбежал к Тане. Она взяла щенка домой.

Задание: расположить представленные на наборном полотне картинки в той последовательности, в какой рассказывается о событии.

Весьма эффективно использовать упражнения, поданные в занимательной форме, например, такие:

1. "Найти ошибку". На наборном полотне выставлены в определенном порядке сюжетные картинки. Дети вместе с учителем устанавливают правильность расположения картинок. Затем учитель читает рассказ и "допускает ошибку" в изложении последовательности событий. Дети должны обнаружить эту "ошибку". Затем рассказ воспроизводится детьми.

2. "Найти лишнюю картинку". На наборном полотне устанавливают две-три сюжетные картинки, объединенные единой темой, также одну лишнюю. Предлагается найти лишнюю, восстановить последовательность событий и составить рассказ по ним.

3. Имеются два набора сюжетных картинок, которые смешаны. Детям предлагается разделить картинки на две группы по сюжету (что к нему относится) и составить по одному из наборов рассказа восстановив порядок картинок.

4. На наборном полотне выставлена серия сюжетных картинок. Дети восстанавливают их последовательность.

5. В один столбик написаны отдельные слова, например, Катя, дети, Миша. В другой - предложения, в которых отсутствует подлежащее: ___________ пошли в лес; _________ увидела рыбку; _________ собирал ягоды.

Задание: пользуясь словами из первого столбика составить целое предложение.

6. Незаконченные предложения дополнить с помощью сюжетных картинок.

Наступила __________.

Выпало много ___________.

Катя и Коля лепили ___________.

Саша и Маша каталась __________.

7. В первом столбике помещены незаконченные предложения, например:

Около дома __________; У Жени __________; На столе ____________; В лесу ________________.

В другом столбике даны слова: лыжи, ножи, лужи, ежи.

Задание: подобрать по смыслу недостающие слова.

8. Даны три-четыре предлога, например: под, над, около и отдельно предложения с пропущенными предлогами: _______ куста Ваня нашел гриб; __________кустами сидел ежик; ____________кустами летали осы.

Задание: к каждому предложению подобрать предлог.

Систематическая работа над оформлением высказываний, требование доказательности, обоснованности ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии устной речи учащихся, в обогащении ее сложными синтаксическими конструкциями.

Чрезвычайно важно приучать детей к точности в употреблении слов. Приемы работы над расширением словарного запаса, уточнение представлений учащихся о свойствах и действиях разнообразны, например:

1. всему классу предлагается подобрать подходящее слово, наиболее точно выражающее свойство или действие предмета.

2. Учитель называет несколько свойств, качества или действий, характерных для какого-либо предмета или явления. Учащиеся должны назвать это явление, указать его свойства или рассказать, какие действия оно производит. Например: вой, свист, дует, срывает, поднимает и т.д. - ветер.

3. Выбрать из списка слов те, которые наиболее точно выражают действия или состояние наблюдаемого объекта, например: дождь - моросит, идет, льет; снег - пошел, посыпал,, повалил; снежинки - падают, порхают, кружат, вьются.

4. Подобрать слова, соответствующие таким явлениям природы, как дождь, ветер, снег, метель: колючий, проливной, порывистый, сильный, сыплет, льет, кружит, дует.

5. Учитель дает начало рассказа, а дети его заканчивают, отвечая на поставленные вопросы.

6. В процессе составления коллективного рассказа перед каждым учеником должна стоять задача дать свой, отличающийся от других ответ на вопрос учителя. Учитель должен предложить учащимся уточнить, дополнить предшествующий ответ, сказать о том же, но выразительнее, образнее, полнее, построить свой ответ по-иному, т.е. формировать у учащихся способность отбирать для коллективного рассказа наиболее подходящий вариант предложения (фразы) или целого высказывания. Учитель выбирает лучший вариант ответа, при этом приучает детей сравнивать с ним свой собственный ответ, что позволит им осознать, что одну и ту же мысль можно выразить разными словами, но в то же время более или менее точно, полно, логично, при этом учитель обязательно должен объяснить учащимся, почему выбранный ответ лучше, предложить поправить неудачный ответ, распространив предложение, подобрав эпитеты, синонимы, антонимы и т.п. Наиболее удачные высказывания можно использовать как образцы.

К ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца. Даже в неполных и неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребенку почувствовать, что его усилия не были напрасны. Такое отношение стимулирует у детей дальнейшую активность и уверенность в себе. При выборе заданий необходим индивидуальный подход с учетом уровня речевой подготовки учащихся. При прослушивании подготовленных рассказов необходимо предложить учащимся высказать свои замечания: соблюдена ли правильная последовательность, интересный ли получился рассказ, а если его было трудно слушать, то почему.

При обобщении и систематизации знаний об объекте, явлениях при роды и т.д. полезно использовать сюжетные картинки, таблицы, содержащие план рассказа или раскрывающие его основное содержание. Такие таблицы обычно учащиеся составляют совместно с учителем. В процессе работы над составлением наглядного пособия (таблицы) у учащихся формируются умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы по результатам наблюдений - все это совершенствует навыки построения высказывания и связного последовательного рассказа.

ПАМЯТКИ
1. Описание неодушевленного предмета
План

1. Какой предмет изображен на рисунке?

2. Какого цвета этот предмет или его части?

3. Где находится это предмет?

4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый....; свойства: красивый, полезный).

5. Для чего используется этот предмет?

6. Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
2. Описание растения
План

1. Какое растение изображено на рисунке?

2. Какого цвета это растение или его части?

3. Где оно растет?

4. Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
3. Описание животного
План

1. Какое животное изображено на рисунке?

2. Какого цвета это животное или его части?

3. Что оно делает, его поза?

4. Где находится это животное?

5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный.....).

6. Какая у него морда?

7. Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
4. Описание сюжетной иллюстрации к сказке, сюжетного рисунка (изображен один персонаж)
План

1. Кто изображен на рисунке (из какой он сказки)?

2. Что он делает, о чем он думает, говорит, поет?

3. Его возраст.

4. В какой позе он нарисован (какой момент из сказки изображен на рисунке)?

5. Какое у героя лицо(морда)?

6. Какое у него настроение, какой характер?

7. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья)?

8. Где находится этот персонаж?

9. Какое время года изображено на рисунке?

10. Что нарисовано ближе всего к тебе?

11. Что находится в центре картинки?

12. Что ты видишь на заднем плане?

13. Какие краски использовал художник?

14. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

15. О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок?

Нетрадиционные приемы развития устной речи
1. "Шкатулка сказок".

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: "Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи! Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановит сказку. Достали красный - это костер, желтый - цыпленок. Сказку можно начинать: "Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру". Достали черный кружок - это туча. "Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем , он и погас". Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок - он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошинка.
2. "Узнай меня".

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, части, для чего , что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льется». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.
3. «Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения: выпал снег; Поезд отправляется в 12 часов; Волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или не бывает.
4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке, друге и т.д.
5. «Собери поезд».

На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-нибудь связь. Класс «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Дольше поедет поливочная машина, так как и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» - повторяет связи между предметами.

Игры с мячом


  1. Игра «Горячий – холодный».

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный», «противоположный».

Ход игры. Учитель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Учитель Дети

горячий холодный

умный глупый

веселый грустный

острый тупой

глубокий мелкий и т.д.


  1. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Учитель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч учителю, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна».


Учитель

Дети

Солнце – что делает?

Светит, греет

Ручьи – что делают?

Бегут, журчат

Снег – что делает?

Темнеет, тает

Птицы – что делают?

Прилетают, вьют гнезда, поют

Капель – что делает?

Звенит



1   2   3   4