Главная страница


«Формирование образовательной среды доброжелательной к ребенку на уроках биологии»



Скачать 186.34 Kb.
Название«Формирование образовательной среды доброжелательной к ребенку на уроках биологии»
Дата17.04.2016
Размер186.34 Kb.
ТипКурсы повышения квалификации

Министерство Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

образования и науки Самарской области

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования


Итоговая работа

на тему: «Формирование образовательной среды доброжелательной к ребенку на уроках биологии».

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

(Вариативный блок)
ВБ:07.04.2014г. - 11.04.2014г.

«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении».

(наименование курсов)


Выполнила: Дорофеева Любовь Филипповна,

учитель биологии

МБОУ СОШ № 24 Куйбышевского района

г. Самары


Самара, 2014г.
Содержание.

Введение.___________________________________________________Стр. 3

  1. Основная часть_________________________________________Стр. 4

    1. Что такое школьная не успешность?______________________Стр. 4

    2. Образовательная среда._________________________________Стр. 6

    3. Оценка комфортной среды.____________________________Стр. 7

    4. Новый взгляд на личность как цель образования._________Стр. 8

    5. Что влияет на успеваемость в школе?___________________Стр. 9

1.6 Роль учителя в создании доброжелательной среды на уроке.Стр. 10


  1. Ожидаемые результаты__________________________________Стр. 11

  2. Выводы._______________________________________________Стр. 12


Список использованных источников.____________________________Стр. 13

Введение.

Тема, которую мы рассматриваем особо актуальна потому, что  образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием выживания цивилизации, преодоления её глобального экологического и духовного кризиса. В XXI веке, когда человечество переходит в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека.

Сегодняшние школьники уйдут на пенсию через 50-60 лет. Каким к тому времени будет мир, мы не знаем. Сегодня сложно предвидеть, даже каким он будет через 10-15 лет. Однозначно одно – сегодняшним детям в их взрослом будущем предстоит осваивать профессии, которых сегодня еще нет, предстоит жить в мире,  непохожем на мир сегодняшний.

Умение дифференцировать обучение перестанет быть отличительным признаком профессионального мастерства, оно станет естественной нормой, а учитель, не знающий, как использовать технологии для индивидуализации (персонализации) обучения, останется без работы.    Уйдет в прошлое организация классов по возрастному признаку, альтернативой им будут группы сверстников, объединенных общими интересами и обучением в определенной области. Благодаря виртуальным встречам и сетевому сотрудничеству, родители станут ближе к школе, и отпадет необходимость вечерних родительских собраний.  Профессиональное развитие станет бесплатным и более доступным, вследствие учительского сотрудничества и взаимодействия через профессиональные сети, которые станут альтернативой платным курсам и учреждениям повышения квалификации.

Целью нашей работы: разработка модели педагогической поддержки ребенка испытывающего трудности в изучении биологии через создание образовательных ресурсов доброжелательного отношения к ребенку.

Задачи:

1. Повышение мотивации ребёнка к обучению биологии с целью улучшения достижений в образовании

2. Предоставление хорошего физического и умственного развития обучающимся

3. Создание школьной модели доброжелательной среды.

4 Изучить теоретический материал по теме «Формирование образовательной среды доброжелательной к ребенку».

Принцыпы:

 Право на участие в деятельности школы и с

 Право на развитие

Ообщества

 Право на выживание

 Право на защиту

  1. Основная часть.

Необходимо выделить основные факторы, обусловливающие трудности в обучении школьников.

1. Биологические  факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают во время беременности матери (хронические инфекции, психические травмы, венерические заболевания), родовые травмы, влияние наследственных заболеваний, отягощенных алкоголизмом;

- психофизиологические, связанные с влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.

    1. Что такое школьная не успешность?

Ни для кого не секрет, что в школу приходят разные дети: по уровню развития и по подготовленности, по характеру и поведению, и учатся они, соответственно, тоже неодинаково: одни схватывают все на лету, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, При достаточном усердии большинство детей более или менее удовлетворительно осваивают программный материал.

Но есть такие, которые сталкиваются в школе с непосильными для них требованиями. Программы общеобразовательной школы ориентированы на среднестатистического ребенка, имеющего определенный уровень психического развития и подготовки. Кроме того, в последнее время отмечается тенденция к усложнению школьных программ и ребенок с теми или иными проблемами, влияющими на его успехи в учебе и способность адаптироваться к школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении. Для многих детей темп и объем программы оказываются чрезмерными так количество детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы, по данным разных исследований, составляет от 15?40% от общей популяции детей школьного возраста. Насыщенная школьная программа не учитывает возможные значительные пропуски по болезни, весеннюю усталость, колебания работоспособности, несформированность произвольности у детей, не дает остановиться и передохнуть, восполнить возникшие по той или иной причине пробелы или просто укрепить недостаточно твердые знания. Результатом является рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также функциональных расстройств коррелирующих с общим снижением успеваемости, особенно на начальном этапе обучения.

Естественно, что неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, нарушая школьные требования, получает больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний и его постоянными спутниками становятся тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой или порицание и в результате формируется так называемая ориентация на неуспех.

Успеваемость школьника была и остается в числе существенных предпосылок для отрицательного отношения со стороны одноклассников, которые начинают негативно оценивать не только учебные успехи ученика, но и характер, и даже внешний вид, в классе постепенно формируется пренебрежительное к нему отношение. Зачастую школьные проблемы ребенка получают негативный резонанс в семье. Известно, что в младшем школьном возрасте учебные успехи, оценка ребенка учителем сильно влияют на отношение к нему родителей. Неудачи, низкие оценки болезненно переживаются родителями, вызывают у них дискомфорт и тревогу, которые в прямой или косвенной форме изливаются на ребенка. Бывает и так, что неудовлетворительная учеба ребенка становиться почвой для конфликтов между родителями, которые, каждый по-своему переживая проблему, склонны искать причину в неправильном воспитании? или недостаточном внимании? другого родителя. Семейные конфликты подобного рода травмируют ребенка, он ощущает себя причиной их возникновения, что только усиливает тревогу и неуверенность школьника, чувство вины возникает уже не только из-за полученных двоек или замечаний, но и из-за разлада между родителями. Таким образом, низкая успеваемость школьника становиться источником конфликтов, как между детьми, так и между взрослыми (педагогами и родителями).

Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка приводят к тому, что умственная деятельность учащегося снижается, падает его интеллектуальная продуктивность, школьник перестает полноценно использовать в учебе свои потенциальные возможности, а то и вовсе прикладывать усилия, не справляется с заданиями, которые были до этого ему вполне доступны все это проявления так называемой интеллектуальной пассивности. Кроме того, чувство страха и напряжения, которые часто сопровождают школьную  неуспешность  и парализуют познавательную активность учащегося, часто приводят к агрессии, направленной на окружающих и на самого себя или к депрессивным расстройствам: снижению общего фона настроения, замкнутости и апатии. Сферу самоутверждения ребенок начинает искать вне школы и дома, в асоциальной среде, а иногда в так называемом детском бизнесе. Так формируется замкнутый круг неуспехов, отрицательного отношения к себе и окружающим, приводящий к неврозам, депрессиям, нарушениям поведения, а если подобная ситуация сохраняется длительно к искаженному формированию личности.

1.2 Образовательная среда.

Образовательная среда это дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, воспитания И развития обучающихся.

Использование целого набора инструментов позволили исследователям выявить воздействие на обучение следующих факторов:

-отношение учащихся к школе и сверстникам,

-степень демократичности взамоотношений в классе,

-уровень терпимости,

-принятие учителем и учащимися разнообразия учеников,

-разнообразие учебных форм и стратегий,

-согласованность правил поведения,

-различные учебные средства, компьютеры и виртуальные среды обучения.
Исследования показали, что наличие климата взаимного уважения требуется для того, чтобы учащиеся шире использовали эффективные стратегии изучения материала и повышали чувство уверенности в своей способности успешно завершить учебные задания. Кроме того, когда учащиеся считают, что они получают эмоциональную поддержку и поощрения со стороны учителей, академическую поддержку от своих сверстников, они более успешно используют саморегулируемые учебные стратегии. В том случае, если больший акцент в обучении делается на получении оценки, чем на мастерство в достижении целей обучения, учащиеся чаще пытаются обмануть, смошенничать или списать материал, реже обращаются за помощью, избегают партнерства. В том случае, если акцент делается на обучение для решения контекстных задач, ученики демонстрируют более высокий уровень собственной эффективности, а также достигают более высокого социально-когнитивного развития, проявляют критичность мышления.
В отличие от изучения «климата в школе», исследования «культуры школы» являются гораздо более сложными. Е. Шайн (1999) категорически опровергает, что культура может быть оценена через опросы, утверждая, что эксперт не будет ни знать, что спросить, не быть в состоянии судить о надежности или правдивости ответов [8]. Д. Руссо (1990), с другой стороны, допускает, что такие количественные инструменты, как вопросники, могут использоваться в сочетании со структурированными интервью, для оценки организационной культуры [9]. Проводимые данными методами исследования показали, что школьная культура с характерными признаками общего видения улучшений, таких как сотрудничество и наставничество, является продуктивной. Данные характерные особенности культуры в школе помогают повысить успеваемость учащихся, изменить их чувства уверенности и принятия поддержки.
1.3 Параметры степени оценивания.
Планируем проводить по следующим параметрам:


  1. Доля учеников с позитивным отношением к школе.

2) Доля учеников, которые не согласны с тем, что им нравиться учиться в школе.

3) Доля учеников, уверенных в позитивном отношении к ним школы составляет

4) Доля учащихся, которые в случае возникновения у них проблем обратятся за

помощью к персоналу.

5) Доля учеников, боящихся ходить в школу.

6) Доля учителей, которые в случае возникновения у них проблем обратятся за помощью к персоналу.

7) Доля учеников, считающих, что все их права в школе соблюдаются.

8) Вопросы равенства.

9) Здоровая среда.

На основании проведенного анкетирования, спланировать защиту прав детей в случае выявления злоупотребления и отсутствия заботы, действуя в соответствии с национальным законодательством и процедурами по защите ребенка, включая обязательную отчетность. Роль школы в ситуациях, где есть необходимость в защите ребенка, не сводится к расследованию ситуации, но заключается в том, чтобы признать ситуацию и направить ее на рассмотрение в соответствующие агентства по оказанию услуг ребенку. ШДОР делают свой вклад в выявление, передачу на рассмотрение и оценку детей, нуждающихся в защите, включая детей, которые, возможно, перенесли страдания, испытывают страдания в настоящий момент, либо находятся в риске испытать страдания в результате значительного нанесения вреда. ШДОР имеют процедуры на местах для обеспечения быстрого и профессионального реагирования на случаи выявления или подозрения возможного ущемления прав ребенка».

1.4 Новый взгляд на личность как цель образования.
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:

 личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная

человеческая личность;

 личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

 личность – цель образовательной системы, а средство для достижения каких-либо

внешних целей; каждый ребенок обладает способностями, многие дети

талантливы;

 приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности

(доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.)

Гуманное отношение к детям включает:

 педагогическую любовь к детям;

 оптимистическую веру в ребенке;

 сотрудничество, мастерство общения;

 отсутствие прямого принуждения;

 приоритет положительного стимулирования;

 терпимость к детским недостаткам;

Демократизация отношений утверждает:

 уравнивание ученика и учителя в правах;

 право ребенка на свободный выбор;

 право на ошибку;

 право на собственную точку зрения;

 соблюдение Конвенции о правах ребенка;

 стиль отношений учителя и учеников.

Ученье без принуждения характеризует:

 требовательность без принуждения, основанная на доверии;

 увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

 замена принуждения желанием, которое порождает успех;

 ставка на самостоятельную и самодеятельность детей;

 применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

 отказ от ориентировки на среднего ученика;

 поиск лучших качеств личности;

 применение психолого-педагогической диагностики личности;

 учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

 прогнозирование развития личности;

Концепция доброжелательного отношения к обучающимся.

является актуальной, для каждой школы.

Значение школы заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полное развитие индивидуальных особенностей каждого учащегося, свободу, раскрепощенность,

Продуктивное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса, психологический комфорт, высокий творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности. Максимально раскрыться индивидуальные способности ученика могут только в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания и доверия.

В гуманной педагогике Школа – это очаг духовности, мастерская

человечности, законодательница качества жизни, дарительница света и мощи знаний, хранительница культуры и языка, сеятель духовного и доброго.

1.5 Что влияет на успеваемость в школе?

Британские ученые провели эксперимент, длившийся на протяжении трех лет, целью которого было выяснение того, что же оказывает влияние на успеваемость детей в школе. В эксперименте участвовали более трехсот семей.

Результаты эксперимента показали, что наибольшее влияние на успеваемость детей в школе оказывают отношения в семье. И те дети, которые растут в семьях, где царит доброжелательная атмосфера, где они не слышат постоянных скандалов между родственниками, особенно, между мамой и папой, гораздо лучше учатся в школе, чем их сверстники из неблагополучных семей.

Естественно, что такие факторы, как раннее развитие ребенка и обучение его письму, чтению и простым математическим операциям, также оказывают влияние на успеваемость, но отношения между родственниками, все-таки стоят на первом плане. Очень важно, чтобы в семье царила обстановка доверия и проблемы решались на семейных советах, а не каждый член семьи решал свои проблемы самостоятельно. В таких семьях ребенку особенно тяжело.

Также отрицательно влияет на ребенка школьное окружение.

Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса старшеклассников на уроках биологии являются следующие:

  1. Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач.

  2. Обеспечение разнообразия видов учебной деятельности школьников.

  3. Акцентирование внимания на теоретической важности и практической значимости получаемых на уроках биологии знаний и умений.

  4. Установление связей нового материала с уже известными знаниями, полученными на предыдущих уроках.

  5. Предложение школьникам трудного, но посильного материала.

  6. Использование многообразия форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.

  7. Обсуждение на уроках новых и интересных научных фактов.

  8. Эмоциональность учителя, его увлеченность биологией.

  9. Использование на уроках активных форм, методов и приемов обучения (поисковая или эвристическая беседа; постановка и разрешение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение наблюдений и опытов; дискуссия по актуальным проблемам современной биологии и др.)

  10. Реализация на уроках биологии межпредметных связей с химией, физикой, математикой, историей, географией и др.

  11. Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, располагающее к диалогу.

Для достижения успешного результата обучения биологии необходимо:

  • Работа учащихся с любимыми привлекательными объектами;

  • связь с близкой детям ситуацией, с собственным опытом, наблюдениями в природе за изучаемыми объектами;

  • включение речевой и другой учебный материал в интересную для детей деятельность;

  • снятие, устранение или облегчение непреодолимой трудности; создание условий при котором дети достигают успеха;

  • содействие преодолению трудностей и достижению положительного результата;

  • положительное отношение педагога к работе с детьми.

1.6 Роль учителя в создании доброжелательной среды на уроке:

  1. Личная заинтересованность учителя, вера в успех работы, разъяснение словами ее интересности.

  2. Внимание к ответу каждого ребенка, привлечение каждого ребенка к работе.

  3. Доброжелательное отношение к детям, к их успехам, желание им помочь добиться хорошего результата.

  4. Подбадривание, похвала, подчеркивание каждого достижения со стороны педагога: общественная оценка результата достигнутого ребенком, вызывающая и усиливающая переживание радости успеха.

  5. Пробуждение педагогом инициативы детей; принятие им различных предложений детей; организация работы, при которой предложения как бы идут от детей чувствующих себя инициаторами и творцами предстоящей работы.

Я развиваю интерес учащихся к изучению биологии за счет создания в кабинете биологии живого уголка. У меня в кабинете есть аквариум. В аквариуме  живут моллюски,  маленькие – гуппи. Ребята с удовольствием кормят рыб, меняют воду в аквариуме и наблюдают за жизнью рыб и моллюсков. Лабораторные работы  по изучению простейших, водорослей, моллюсков, рыб проходят с большим интересом. Вся наглядность живая. Ребята берут водоросли и рассматривают в микроскоп, что вызывает у них большой интерес. Практически у всех учащихся есть компьютеры и выход в Интернет. Они много смотрят научно популярных фильмов о животном и растительном мире, но рассказать затрудняются.

У многих ребят дома живут хомяки, морские свинки, кошки, собаки, попугаи и т.д.

Наблюдая за жизнью этих животных, учащиеся активно обсуждают поведение и повадки данных животных. Ребята делятся впечатлениями о своих животных и о животных, которых они видели по телевидению или во время посещения зоопарка, или отдыха на природе.

В нашем классном живом уголке большое количество цветов. Под моим руководством учащиеся ухаживают за цветами, поливают, удобряют, рыхлят, пересаживают, то есть приобретают первичные трудовые навыки по цветоводству. Большое количество цветов дает возможность с большим интересом проводить лабораторные работы по курсу биологии (растения). Все живые натуральные объекты и дают возможность развивать познавательный интерес у учащихся к биологии. Для проведения лабораторных работ мною составлены опорные схемы с доступным описанием хода работы. Выполнение задания вызывает у учащихся интерес, так как учащиеся практически самостоятельно могут ответить на все вопросы.

Для повышения результативности обучения предмету применяю индивидуальные задания по карточкам, работа с компьютером, составление диаграмм, проектов. Проектной деятельностью с детьми приходится заниматься во внеурочное время, при этом тесно сотрудничаю с родителями. При такой организации дети чувствуют заинтересованность их работой и успехом со стороны взрослых. Дети поощряются оценками, сертификатам, дипломами, грамотами. Педагогически запущенные дети при этом чувствуют себя успешными.

  1. Ожидаемые результаты.


В результате всего вышеизложенного выделились основные условия при которых формируется благоприятная среда для обучающегося, а именно:
а) очеловечивать среду вокруг ребенка;

б) проявлять творящее терпение;

в) принимать любого ребенка таким, какой он есть (не ломать его волю);

г) строить отношения сотрудничества с ребенком (я – тоже ученик, а он -учитель);

д) преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;

е) проявлять преданность и искренность в отношении ребенка (единственный защитник детства – учитель).

Личность воспитывается личностью, любовь – любовью, доброта – добротой.

Любовь может погасить ненависть, но ненависть не в состоянии породить любовь.

Воспитание происходит только в условиях духовной общности.

Улыбка укрепляет дух. Ребенок должен быть убежден, что

он всем нужен и интересен.



  1. Выводы


А) Повышение мотивации ребёнка к обучению биологии происходит через повышение интереса к предмету (живой уголок, ИКТ, дополнительная литература, самостоятельные работы с живыми объектами и т.д.)

Б) В результате повышения мотивации к предмету повышается умственное развитие обучающихся и сохраняется их психологическое и физическое здоровье.

В) Новая модель обучения дает право на выживание, на защиту, на развитие, право на участие в деятельности школы и сообщества.

Г) На основе изученного материала по вопросу «Формирования образовательной среды доброжелательной к ребенку составлен план действия по мониторингу и обучению школьников, направленные на создание комфортной психологической и физической среды обучаещемуся.

Список использованных источников

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997. - 176 с.

Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998.

Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.


Учителя и школы, доброжелательные к детям. Веб страница ЮНИСЕФ [электронный ресурс] / URL: https://unicef.org/cfs/index_RisingVoices.htm .- [дата обращения 01.09.2011]

Руководство по школам доброжелательного отношения к ребенку. ЮНИСЕФ [электронный ресурс]. март 2009 г. / URL:https://unicef.org/education/index_focus_schools.html - [дата обращения 01.09.2011]
Шокурова Н.В. Лекции СИПКРО, 2014г.