|
«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках и во внеурочное время» Педагогический проект
«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках и во внеурочное время»
Валерия Семис-ооловна Дамба –учитель русского
языка и литературы МБОУ СОШ с Эрзин
В современном, быстроменяющемся мире меняются и задачи образования. Сегодня выпускнику школы требуются такие качества, как инициативность, гибкость мышления, быстрая реакция на происходящие изменения в жизни. Роль учителя меняется, а вместе с ней меняются и формы и методы проведения урока. Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникативных технологий является одной из приоритетных целей образования.
На идею создания проекта и работу на осуществление его цели и задач натолкнули проблемы, встречающиеся в практике работы учителя русского языка и литературы в сельской школе. А они следующие:
невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы;
неумение выражать свои мысли и чувства, представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач;
учащиеся не проявляют интереса к изучению языка;
недостаточное внимание и уважение к своей родной культуре и истории.
Из этих проблем в свою очередь вытекают определенные противоречия:
-между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
-между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
-между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Актуальность.
Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта,
владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы.
Гипотеза.
Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им
значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,
выражать свои чувства и представления о мире различными способами,
свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
Цель проекта:
определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы
Задачи проекта:
определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
повысить результативность обучения;
включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах, и т. д.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроках и внеурочной деятельности
Методы исследования:
анализ проблемы исследования;
изучение психолого-педагогической, методической литературы;
проектирование педагогического эксперимента;
диагностика (обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование)
обобщение полученных результатов;
подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Этапы реализации проекта:
-предпроектный –подготовительный , стартовый (январь-сентябрь 2009)
-этап реализации проекта (сентябрь 2009-май 2012 )
-рефлексивный (июнь-сентябрь 2012)
-послепроектный (октябрь-декабрь 2012)
Способы реализации.
В проект входят следующие формы работы учащихся:
1. На уроках русского языка и литературы
2.Занятия кружка «Юные исследователи»
3.Ведение учителем факультатива «Нравственные проблемы в произведениях русских писателей»
4.Подготовка учащихся к олимпиадам
5.Краеведение (изучение этнокультурных особенностей народа). Оно подразумевает еще и работу по определенным концептам –семья, род, священные обряды, обычаи и традиции.
При работе над проектом используются методы и приемы таких современных образовательных технологий, как технология развития критического мышления, информационные технологии, исследовательская деятельность, проектные технологии, технология решения изобретательских задач.
Осваиваемые элементы компетенции:
Лингвистическая составляющая
| Правила правописания, словарный запас, грамматические явления. Правильное произношение, знание словообразования, владение терминологией в рамках выбранного профиля
| Социолингвистическая составляющая
| Умение использовать языковый материал в соответствии с контекстом. Умение представлять материал в виде, оптимальном для восприятия другими людьми.
| Социокультурная
составляющая
| Знание о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера общения. Умение воспользоваться знанием истории, культуры, традиций и обычаев. Ролевая форма представления произведения
| Дискурсивная составляющая
| Умение организовать речь. Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос. Умение поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения
| Стратегическая составляющая
| Умение ставить задачи, добиваться цели. Умение устанавливать контакт с собеседником.
| Социальная составляющая
| Заполнение анкеты. Умение поставить себя на место другого, способность справиться со сложившейся ситуацией
|
В основном работа шла на уроках и занятиях кружка и факультатива –больше свободы, нет ограничений, широкий охват, возможность выбора интересующего объекта (темы, произведения, понятия).
За этот период вместе с ребятами старались поработать над задачами проекта. Сделана стартовая диагностика знаний учащихся по предмету, нравственные категории и отношении их друг к другу, проблемам рода, семьи, родного края. Промежуточные результаты проекта –доклады учащихся отмечены сертификатами участия, грамотами и дипломами. Радуют их выступления на кожуунных и республиканских научно-практических конференциях. Вот те, которые добились результата в мероприятиях республиканского и всероссийского уровней.
Лопчатмаа Начын выступил на XIV республиканской НПК «Шаг в будущее», Ооржак Оюу заняла III место в XV республиканской НПК «Шаг в будущее» по литературе («Нравственный выбор человека в рассказе В.Солоухина «Мститель»), Кадин Анай-Хаак участвовала во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио», стала лауреатом Всероссийского конкурса учебных проектов («История и развитие рода сойонов»), Кур Долума выступила с докладом «Антропонимы жителей Эрзинского кожууна» на IV республиканской олимпиаде по школьному краеведению в рамках XV Всероссийской олимпиады «Отечество».
Встречаются определенные трудности, но они преодолимы. К концу учебного года подводятся итоги –сравнить диагностику: знаний, интереса к русскому языку и литературе, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. И, конечно, делаются выводы, что получилось, а чего нет, оправдал ли проект своих целей и задач.
Использованная литература:
1. Сост.Цветкова Г.В. «Литература 5-11 классы: проектная деятельность учащихся»,Волгоград, Учитель, 2011.
Журнал «Башкы», №4, 2004.
Статья Кузина В.В., Никитюк Б.А. «Экология души»
https://festival.1september.ru, свободный.
|
|
|