|
Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений Сообщение из опыта работы по теме
«Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений (тезисы)
Проблема формирования социально-значимых качеств личности, таких как доброта, взаимопомощь, взаимовыручка, толерантность, внимательность и др., остается актуальной в любые времена. Особенно важна она для подрастающего поколения, которое стоит перед выбором – что такое хорошо и что такое плохо? какому примеру следовать? на кого ориентироваться?
Ответы на эти вопросы можно найти в произведениях художественной литературы, которая является кладезью мудрости человечества, отражением многовекового опыта.
Наблюдение за поведением детей в группе показало, что дети любят слушать художественные произведения, имеют представления об основных нравственных нормах и качествах личности, но у большинства детей отсутствуют представления, что любой поступок является отражением качеств личности, которые влияют на взаимоотношения между людьми.
Оценка сформированности представлений о качествах личности проводилась на примере рассказа Л.Толстого «Два товарища» и в процессе наблюдений по следующим критериям: умение дать нравственную оценку личностных качеств и поступков персонажей; умение адекватно оценивать собственные поступки; умение соотносить положительный образец поведения из литературных произведений с собственным поведением.
Анализ полученных результатов показал, что: оценить поступки и дать характеристику персонажей могут 8 (52 %) детей, адекватно оценивают собственное поведение 3 (20 %) ребенка, и лишь 1 (7 %) ребенок соотносит собственное поведение с положительным примером.
Данные исследования определили цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений, и основные направления работы:
знакомить детей с лучшими образцами мировой литературы;
создать условия для формирования оценочных умений у старших дошкольников.
Отбор литературных произведений производился с учетом определенных требований. Так содержание произведения должно быть доступно пониманию детей, изложено лаконично и последовательно. В основе сюжета произведения должен лежать конфликт между персонажами. А вот решение конфликта может быть предложено как в самом произведении (на первых этапах обучения), так и оставлять простор для детского творчества.
Каждое занятие с детьми включало в себя различные формы деятельности, предлагаемые в определенной последовательности. Сначала создавалась мотивация предстоящей деятельности (предыстория) и знакомство с произведением. После ознакомления детям предлагалось дать характеристику главных героев, выявить противоречия или конфликт. Далее происходило отреагирование конфликтной ситуации, поиск путей ее разрешения в ходе проигрывания мини-этюдов, выстраивания диалогов, игровых ситуаций, в которых ребенок имел бы возможность выразить свое понимание ситуации и отношение к ней опосредованно, через принятие роли.
Например, знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы» мы организовали в форме решения проблемной ситуации, когда детям сначала было предложено высказать свое суждение о поступках каждого из мальчиков, доказать правильность своей позиции (без спросу брать нельзя, это нечестно), а затем представить, как бы они повели себя в подобной ситуации. Свои впечатления дети выразили в рисунках по теме произведения.
Во время чтения рассказа Л. Пантелеева «Трус» детям было предложено порассуждать на тему «Трус или жадина: что лучше?», после чего была организована игровая ситуация «Подарок для лучшего друга», в которой детям нужно было сначала нарисовать, какой подарок они сами хотели бы получить. Следующим было задание выбрать из нарисованных предметов подарок для своего друга, рассказать о своем выборе и пояснить его. Характерными были такие высказывания, как «мне самому нужно», «мне не жалко, но я лучше другой подарю», «у него, наверное, такой есть» и др.
На следующем этапе работы детей знакомили с произведениями, поступки героев которых имели неоднозначный характер. Например, после прочтения сказок «Морозко», «Хаврошечка», «Круть и Верть», мы подводили детей к пониманию того, какие качества социально одобряемы, а какие порицаемы, и предлагали ответить на вопросы: на месте, какого героя ты хотел ты бы оказаться? Почему? На кого из знакомых тебе людей похож тот или иной персонаж сказки?
Одним из эффективных приемов работы стал игровой тест «Лестница», который помогал выявить степень понимания детьми скрытого смысла предлагаемой ситуации на основе своего отношения к персонажу: нравится – не нравится, хороший – плохой, почему? Вызывали интерес у детей и викторины по прочитанным произведениям, а специально подобранные задания типа «назови храбрых», «кто умел лениться», «добрый как…» способствовали систематизации знаний детьми произведений различных жанров и умение дифференцировать персонажей на основе выделения наиболее значимого качества. Хорошим подспорьем в работе стали ситуации-фантазии, такие как «Что было бы, если бы …»: храбрый мальчик вдруг стал трусливым, серый волк из сказки «Красная Шапочка» стал добрым, ленивая девочка из сказки «Радивица и Ленивица» вдруг полюбила работу и т.д.
Конечно, формирование представлений о положительных и отрицательных качествах процесс долгий и трудоемкий. Но уже после года работы мы можем сказать, что положительное влияние литературы на детские умы – бесспорно. Ребята стали задумываться о том, как может их поступок повлиять на других людей или взаимоотношения с ними, в их речи появились обоснованные оценочные высказывания, значительно сократилось количество конфликтных ситуаций в группе. |
|
|