|
«Формирование учебно познавательной компетенции на уроках математики посредством применения современных технологий» Выступление на тему:
«Формирование учебно – познавательной компетенции на уроках математики посредством применения современных технологий»
Садунина Е.В.,
учитель математики 1 квалификационной категории
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением. К сожалению, как показывает анализ результатов итогового тестирования учащихся 9, 11 классов за несколько лет, многие выпускники школ не только не обладают данными качествами, но и плохо подготовлены к сдаче ЕГЭ по математике, а значит, и к поступлению в высшие учебные заведения, и к успешному продолжению образования в вузах.
Решить мне эту проблему помогает компнтентностный подход в образовании.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации и образовательного процессов и оценки образовательных результатов. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется не суммой знаний, умений и навыков, а умением решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний (О.Е.Лебедев).
Компетентностный подход предполагает формирование учебно - познавательной компетенции.
Уже много лет преподавая курс математики в школе, я пришла к выводу, что именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, ведь она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
Работая с научно-методической литературой по данной теме, я узнала, что учебно-познавательная компетенция имеет сложную структуру. Существуют различные точки зрения на ее компонентный состав. Одни ученые выделяют в ней только учебный компонент (Коряковцева Н.Ф), другие - познавательный (Щукина Г.И.), а третьи - учебно-познавательный (Хуторской А.В.). На мой взгляд, обе составляющие этого вида компетентности важны, поэтому не следует выделять отдельно учебный и познавательный компоненты, а необходимо рассматривать их в совокупности, поэтому я остановилась на определении учебно - познавательной компетенции по Хуторскому А.В. Исходя из определения, которое он дает, значение учебно-познавательной компетенции можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Учебно - познавательные компетенции по Хуторскому А.В., - это умения:
ставить цель;
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, планировать, анализировать, рефлексировать, давать самооценку познавательной деятельности;
решать учебно - познавательные проблемы;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным критериям; устанавливать причинно - следственные связи;
самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности;
Исходя из определения, которое он дает, значение учебно-познавательной компетенции можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Обеспечивая формирование учебно-познавательной компетентности я опиралась на принципы:
1.Принцип актуализации метапредметных основ содержания образования.
Определение учебно-познавательной компетентности как ключевой, предполагает, что она относится в целом к общему содержанию образования, ко многим социальным сферам, обладает определенной универсальностью
2. Принцип личностной ориентации содержания образования предполагает направленность на индивидуализацию образования учащихся с учетом их интересов и склонностей.
3. Принцип усиления методологической составляющей содержания образования направлен на обеспечение универсальности и концептуального характера получаемых знаний, изучения основных теорий, законов, принципов, понятий, возможности самостоятельного применения полученных знаний в новых ситуациях.
4. Принцип обеспечения практической ориентации общего среднего образования предполагает формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения, навыки в реальной жизни для решения практических задач.
5. Принцип усиления содержания образования деятельностного компонента требует определения основных видов и способов учебной деятельности, связанных не только с конкретными образовательными областями, отдельными предметами, из разделами, но и универсальных для многих школьных предметов способов приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, т.е. так называемых общеучебных умений.
Для формирования учебно - познавательной компетенции на уроках математики я применяю технологии в зависимости от типа урока :
ТИП УРОКА
| ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
| Комбинированный урок
| ИКТ, технология ОкуневаА. А.
| Урок сообщения новых знаний
| ИКТ ,УДЕ, технология проблемного обучения
| Урок повторения
| Технология Шаталова В.Ф .
| Урок закрепления знаний
| ИКТ, технология Хазанкина А.Г.
| Урок систематизации изученного материала
| Икт, метод проектов, технология Окунева А.А
| Для формирования учебно - познавательной компетенции на уроках математики я выделила 4этапа
1-этап - вводно -мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках математики создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы.(используется технолгия проблемного обучения
2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности (технология Окунева)
3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. Технология Хазанкина А.Г
4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами , приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
Таким образом, можно говорить о том, что формирование учебно-познавательной компетентнции осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.
Один из приемов, которым я пользуюсь в своей работе, - это применение схем и знаковых моделей учебного материала .(технология Шаталова В.Ф )
На первом уроке перед началом изучения любой большой темы ученик получает логико- смысловую схему изучения нового материала, где изображены основные разделы темы и связи между ними. Это помогает ученику понять логику изучения всей темы и систематизировать свои знания.
В результате этого я добиваюсь следующего :
учащиеся видят, что деятельность учителя спланирована вперед;
по этой схеме ученик учиться ставить цель, учиться планировать, проводит рефлексию своей работы;
учащиеся вкратце знакомятся с содержанием большой темы, с терминами, которые им предстоит усвоить;
учащиеся узнают, что все части большой темы связаны между собой и последовательность их не случайна, а обусловлена этими связями;
учащиеся получают установку на схематизацию, на листочке бумаги изложен план большой работы, и они приобретают опыт чтения схемы;
демонстрация включенности каждого из изучаемых фрагментов темы в упорядоченную структуру, позволяет систематизировать знания учащихся.
Ученик по этой схеме может самостоятельно, с помощью учебника, изучить материал, и если он пропустил урок, то он понимает, какой раздел необходимо изучить самому.
Работа с таблицами, схемами требует умения анализировать и обобщать, и в результате этого знания учащихся становятся осмысленными и системными.
Применение ИКТ на уроках для меня стало средством формирования учебно-познавательной компетенции
Основные черты урока с применением ЦОР:
1) создаётся и поддерживается высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
экономится и целесообразно расходуется время урока.
Мною выбрана следующая технологическая схема урока:
контроль опорных знаний, умений, навыков (8 мин.);
постановка целей, усвоение новых знаний (20 мин.);
закрепление полученных знаний (10 мин.);
домашнее задание (2 мин.);
На уроках использую на уроке элементы проектного метода обучения. Очень важно, чтобы учащиеся усвоили, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы - нет деятельности.
Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, он позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Ведь именно творческие, активные люди, способные на самореализацию, оказываются востребованными во всех областях нашей многогранной жизни. Во время работы над проектом у учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей. Этот метод предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Мини - проекты мои ученики начинают создавать уже на средней ступени обучения. Созданы следующие мини – проекты: «Десятичные дроби и действия над ними», «Метод координат». «Алгебраические неравенства», «Производная», «Область определения», «Как решать логарифмические неравенства», «Решение показательных уравнений и неравенств», «Логарифм», «Степени и корни». Этими разработками учащихся пользуются при сдаче ЕГЭ
При изложении нового материала пользуюсь технологией технологией УДЕ П. Эрдниева.
На уроке закрепления использую технологию Хазанкина Разбираем "ключевые задачи" по теме, способы их решения. Учимся распознавать такие задачи. После разбора "ключевых задач" пытаюсь организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы их решения: ими можно пользоваться и на уроках и на контрольных работах. Наиболее способные ребята, хорошо усвоившие решение таких задач переходят к решению нестандартных задач. Выделение "ключевых задач" позволяет уделить время на решение более интересных задач и на проведение уроков решения "одной задачи" различными методами. Ребята с удовольствием работают на таких уроках, они учатся анализировать обобщать, сравнивать.
Иногда на уроках используются элементы игровой технологии. В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. Пытаюсь использовать это при проведении дидактических игр на некоторых уроках, особенно в 7-9 классе.
Например, игра «Математическая рыбалка» при проведении устной работы или «Математическая эстафета» при решении квадратных уравнений различного вида.
Результат данной работы отражён в мониторинге формирования учебно - познавательной компетенции, который позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Данные мониторинга говорят о том, что к концу 8 класса в результате систематической работы я получила положительную динамику формирования учебно - познавательной компетенции (по таким параметрам как умение ставить цель урока, планирование, оценка собственной деятельности, умение сравнивать, классифицировать)
Вывод: с применением в обучении приемов формирования учебно - познавательной деятельности с применением элементов современных технологий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога) уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования школьника в целом.
И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношениями между учителем и учениками и многим другим. |
|
|