|
Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе Учитель музыки моу сош №93 Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе
Учитель музыки МОУ СОШ №93
Степанова Татьяна Леонидовна
Содержание:
1.Введение
2.Ценностные ориентиры в начальной школе
3.Типы педагогического проектирования
4Понятие Универсальные учебные действия, его компоненты, функции и задачи
5.Виды УУД
6. Критерии оценки УУД
7. Познавательные УУД
8. Моделирование УУД
9. Место УУД в общеобразовательной программе
начальной школы
10. УУД и успешность обучения в начальной школе
11 Пример УУД
I Вступление
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, при создании условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Основу универсальных учебных действий (УУД) составляет учебно-деятельностный подход.
УУД призваны конкретизировать требования к результатам образования и дополнить традиционное содержание образовательно – воспитательных программ.
II Основные задачи и направления развития системы образования
Приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры
Понимание и уважение ценности иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества.
Формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.
Активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, культур, религий и государств в современную эпоху.
Готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к др. людям, коллективизм.
Уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства , возможность человека быть самим собой и и принимать самостоятельные решения в любых жизненных ситуациях.
III Базовые ориентиры:
Требования к образованию личности, семьи и общества
Основная цель: мотивация к обучению, познание и творчество в течении всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций.
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора.
Формирования основ художественного мышления.
Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека.
Готовность детей к обучению в школе включает в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка. Психологическая готовность определяет его эмоционально – личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.
Именно интеллектуальная готовность ребенка предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно – логического мышления. Именно уроки музыки способствуют развитию этих навыков
IV Понятие «Универсальные учебные действия» (его компоненты, функции, задачи)
В широком значении термина «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:
1.Познавательные и учебные мотивы
2.Учебную цель
3.Учебную задачу
4.Учебные действия и операции
Функции УУД :
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, сравнивать учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Задачи УУД :
Определение основных результатов обучения
Построение содержания учебных предметов
Определение функций, содержания и структуры УУД для каждого возраста
Выделение возрастно – специфической формы и качественных показаний сформированности УУД в отношении познавательного и личностного развития учащихся.
Определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды УУД
Разработка системы типовых задач для диагностики сформированности УУД на каждом этапе образовательного процесса
Разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование УУД.
V. Виды УУД:
Виды УУД- это четыре основных блока:
Личностный, регулятивный , познавательный, коммуникативный.
1.Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) - действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию
Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.
Смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен знать и представлять себе какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.
Нравственно-этическая ориентация – исходит из социальных и личностных ценностей.
2.Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) - действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
3. Познавательные универсальные действия (Общеучебные, логические) -постановка и решение проблемы. Исследовательские действия(поиск информации, исследование), переработка и структурирование информации, формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов дедуктивного интеллекта. Работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления.
4. Коммуникативные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В основу базовых универсальных УУД в каждом виде - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – положена концепция структуры и динамики психологического возраста и теория задач развития , что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные УУД, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются в определении умения учиться для основного общего образования.
VI Критерии оценки формирования УУД
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Основой УУД является общение со сверстниками, взрослыми в семье, учителями. Интеллектуальный уровень развития ребенка будет виден в УУД. Дети наученные и умеющие мыслить, думать, рассуждать – покажут высокий уровень УУД.
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:
1.Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе
2.Формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения
3. Обеспечение учащихся необходимым материалом, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений.
4. Организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества (Работа парами, группами и т.д.)
Показатели сформированности УУД является:
1 .Понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем
2. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материала
3. Форма выполнения учебных действий
4. Степень развернутости
5. Самостоятельное выполнение или нет
6. Различение способа и результата действий
7. Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль
8. Умение планировать работу до её начала
9. Адекватность и дефферинцированность самооценки
10.Умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины её успеха, неуспеха.
VII Познавательные УУД.
Решение заданий и сравнение элементов рассмотрим на предмете «Музыка»:
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема ответа на вопросы базируется на сформированности логического и творческого мышления – умение сравнивать выделять общее и различное, устанавливать аналогии.
Общий прием решения задания включает:
Тип задания
Способ решения задания
Владение предметными знаниями (понятиями, терминами, определениям, логическим приемам)
При изучении предмета музыка используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки.
При выполнении заданий по музыке в раб.т. и уч-ке есть некоторые компоненты общего приема:
Анализ текста задания
Установление отношений между услышанным музыкальным отрывком и вопросом или заданием
Проведение сравнения между вопросом или заданием и услышанным музыкальным материалом
Ответ на вопрос или выполненное задание
При выполнении заданий и ответов на вопросы на уроке «Музыка» конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от её особенностей, а наоборот, с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной информации.
VIII Моделирование, как УУД на уроках музыки.
Для успешного обучения в начальной школе на уроках музыки должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Использование знаков и символов музыкальных терминов
Зная эту символику – правильно считывать информацию
Умение использовать эти наглядные модели
В 4-5 классах – умение строить схемы, читать «с места» или умение спеть, прохлопать любой (согласно возрастной группе) ритмический рисунок
Вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Работа с текстовым материалом.
Работа с наглядным материалом
Пример задания УУД
Преподавание музыки на принципах развивающего обучения.
Тема урока — «Танец».
Было дано задание детям простучать остинатный ритм «ти-ти-та» (две восьмые — четверть) под музыку «Польки» С. В. Рахманинова. Необходимо добиться слаженного исполнения ритмического рисунка на музыкальных инструментах, смены динамики, попадания хлопками на сильные доли, ускорения и замедления темпа и т.д. Цель всего этого действия— передать характер польки. Здесь формируется познавательные и коммуникативные УУД Все заняты, всем интересно, дети стараются, все со стороны, что называется, «смотрится и слушается». Ведь ребенок знакомится и овладевает понятиями и вступает в сотрудничество со сверстниками.
Как известно, коренное и самое существенное отличие учебной деятельности от всякой другой (особенно от учебной «работы») в том, что она протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления и для нее характерно такое преобразование материала, которое вскрывает в нем внутренние существенные связи и отношения. Их выявление позволяет школьникам проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие истины». Такое творческое преобразование материала протекает как процесс реального и мысленного экспериментирования с целью проникновения в сущность всякого музыкального явления, события, факта, прослеживания в нем взаимосвязи общего и частного. Имелось ли в приведенном примере все это? Да и возможно ли эти «высокие критерии» перенести на такой незначительный для постижения искусства прием?
Дело в том, что этот «незначительный» прием как раз очень характерен для уроков музыки: именно с пропеванием мелодий, с игрой на детских музыкальных инструментах, с исполнением музыки в движении и многочисленными притопываниями и прихлопываниями обычно и связывается собственно «деятельность» ребенка.
— Но что, собственно, «делал» ребенок?
— Пел, стучал, играл, топал, пританцовывал...
— Что он узнал и на каком уровне протекало его мышление?
— Узнал, что размер польки как вида танца — 2/4, определил сильную долю в такте, а если еще и сравнил польку с маршем на предмет сходства и различия — то усвоил определенное теоретическое музыкальное знание...
— А о чем он думал, что при этом переживал?.. Боялся, что не попадет в долю, старался играть вместе со всеми, следил за своей партией, назвал отличительные черты марша и польки, выбрал инструмент согласно характеру музыки, пытался сыграть быстро-медленно, тихо—громко?.. при выборе музыкального инструмента формируются познавательные, коммуникативные знания.
Ребенок постоянно делал по большей части то, что его просил учитель, т. е. старался хорошо выполнить «учебное задание». А переживал всего лишь удовлетворение от реализации своей потребности взять в руки инструмент и что-то «сделать» на нем.
А если с самого начала, но по-другому, — когда учитель ничего не показывает? Дети взяли инструменты, чтобы играть польку... попробовали... Что получилось'? А что нужно сделать, чтобы получилась полька? И вот тут в ответах детей надо «поймать» хотя бы намёк на то, что сначала надо узнать, как в музыке появилась полька, танец вообще.
После этого состоялся разговор о природе явления: о том, почему человек начал танцевать (выражать себя в движении) — это его человеческая потребность. И здесь уже легко перейти к тому, что эмоциональные состояния человека могут быть разные, условия жизни (ситуации) тоже различны, — значит человек и выражает себя в движении в различных ситуациях по-разному: в различных ритмах, темпах, характере движений (резкие—плавные) и т. д. В рассуждениях (а они достаточно краткие) дети сами приходят к выводу: полька — это определенное эмоциональное состояние человека, которое лучше всего поддается выражению в том-то и том-то. И это состояние, обычно связанное с радостным ощущением жизни, конечно, не могли не увековечить композиторы всех эпох. С. В. Рахманинов в их числе.
Вот теперь начинается непосредственно исполнительское творчество детей, выражающееся как конкретизация того или иного (но обязательно собственного для ребенка в данный момент) эмоционального состояния в языке музыки. И сама предуготовленность к исполнению первых звуков — уже творческий акт!
Этот пример наглядно демонстрирует, как внешняя занятость ребенка на фоне «гладкого» общения с учителем под «сопровождение» музыки, когда всем радостно и интересно, как яркий (но внешний) результат затмевает процессуалъность этого действия, в которой только и может быть отражена сущность детского развития. Конечно, процесс присутствует и здесь, но какой?.. Репродуктивный.
Метод моделирования художественно-творческого процесса.
Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр, различать военные, игрушечные, спортивные, траурные марши, найти его общие (для всех маршей) черты, констатировать использование его в музыкальных произведениях в той и иной роли (для тех или иных целей) и т.д. Но можно, и нужно, как того требует развивающее образование, построить «наоборот» (от всеобщего к единичному): рассмотреть всеобщее отношение — жизнь-музыка, в их диалектическом взаимовлиянии выделить всеобщее основание, ставшее природой марша вообще, - ритмическая организация человеческой деятельности. Марш объединение, преодоление, это слитая воедино энергия действия многих, — и все это в «спрессованном» виде заключено в одной-двух интонациях.
Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей,ЧТО ты сделаешь?
— Крикну, созову всех...
— Ну, кричи, созывай... Все услышат твои призывы?
— Тогда возьму трубу, сыграю зов...
Ребята «выращивают» интонацию зова как необходимость собрать всех вместе.
— Итак, все прибежали. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь, а все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу...
— Надо сочинить марш...
Творческий эксперимент заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков вырастить обобщенную ритмо-интонацию, а затем и марш как музыкальное произведение определенного жизненного назначения.
Детям разных возрастных групп предлагалось послушать три фрагмента из фортепианных сочинений и определить, какие два из них более созвучны, родственны друг другу.
Это были в первом варианте: «Баркарола» П. И. Чайковского. «Ноктюрн b-moll» Ф. Шопена и его же «Ноктюрн ?-moll». Сложность задания заключалась в том, что все три фрагмента имели много общего, формально являлись музыкальными высказываниями на одну тему: спокойный темп, лиричность содержания - задумчивость, погруженность в себя. Только человек, способный к внимательному вслушиванию в музыку и тонкому различении нюансов человеческих состояний сможет почувствовать, что третий фрагмент, в отличие от первых двух, содержит интонации, траурной маршевости.
Во втором варианте школьникам игрались фрагменты из Финала Сонаты № 14 Л. Бетховена, его же «Аппассионаты» (тоже Финал) и «Экспромта-фантазии» Ф. Шопена. За общей для всех фрагментов яркостью звучания, возбужденностью, выраженным внешним драматическим началом в первых двух слышится энергия подлинно бетховенской воли, напора, а у Шопена это энергия иного рода — энергия лирической страстности.
Анализ работы УУД
Результаты УУД можно определить во многих направлениях. Отметим главные.
Во-первых, урок с использованием УУД показал: чем меньше ребенок, тем он ближе к истокам, началам человечества, тем рельефней у него проявляются генетические родовые свойства человеческой психики, не отягощенные различными штампами восприятия и азами «беспомощной выученности». Малыши интуитивно схватывают сходство и различие фрагментов по обобщенной интонации! В этом проявляется главнейшее свойство человеческой психики — способность целостно воспринимать явление в интегративном единстве эмоциональной и интеллектуальной оценок.
Во-вторых, заставляют задуматься об исключительно важном, можно сказать, ключевом моменте для содержания музыкального образования уже в практическом плане: с чего начинать изучение музыки в дошкольном возрасте (естественно, и в начальной школе)? С элементарных песенок и инструментальных миниатюр, которые уже апробированы в практике и потому кочуют из одного сборника в другой как «доступные возрасту», или с самого начала воспитывать у детей полноценный опыт восприятия музыки глубокой, серьезной, т. е. классической музыки, которой достоин современный ребенок?
Кстати — о психологии современного ребенка. Доказано, что он представляет собой «всезнайку», готового ответить на любой вопрос, но при малейшем затруднении сразу теряет к вопросу интерес. Размышляя, не может развить свое суждение (не умеет «длить» мысль).
Естественно, что самая первая проблема, с размышлений над эрой ребенок начинает музыкальное образование в школе, — это «Как создается музыка». Современный школьник знает, что композитор сочиняет музыку, поэт — стихи, художник рисует и т. д. Но что за этим стоит, его мало интересует. Обычный ответ — «музыку создает композитор» — чаще всего устраивает и ученика, и учителя, и проблема фактически снимается, так и не развернувшись.
С этим и призван бороться метод моделирования художественно-творческого процесса: каждый ребенок ставится в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор-творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для них?...
Выпускник получит возможность научиться:
Реализовать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Раздел «Музыка в жизни человека»
Планируемый результат: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;
Выявлять настроение и чувства человека, выраженные в музыкальном произведении;
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и т.д.)
Примеры заданий
Музыкальные произведения для прослушивания
П.И. Чайковский. Утреннее размышление. Осенняя песнь:
Д.Д. Шостакович. Романс:
Э. Григ. Танец Анитры;
С.В. Рахманинов. Итальянская полька;
В. Моцарт. Соната ля-мажор. III часть. Rondo alla turca;
Ж. Бизе. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Умение: распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений
Задание базового уровня
Послушай музыкальное произведение. К какому жанру его можно отнести? Назови автора этого произведения.
Дополнительное задание повышенного уровня
Вспомни и назови музыкальное произведение такого же жанра, услышанное тобой в классе или на концерте
Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; даже слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение. Такое направление эстетического воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и исполнять назначенное, соглашаться с тем, что было сделано до них. приучать свой вкус к старым, условным образцам...». |
|
|