|
Программа развития коллектива класса на 2008-2015 годы «Семь шагов к успеху»
ПРОГРАММА развития коллектива класса на 2008-2015 годы «Семь шагов к успеху» Актуальность данной программы: обуславливается тем, что государственный и социальный заказ, предъявляемый к школе, недвусмысленно обозначает необходимость обеспечения качественного воспитания личности, в условиях отдалённости наших «северных школ» от столичных мегаполисов. Нельзя сбрасывать со счетов дефекты школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу её потенциальной самореализации в будущем и точки приложения её сил в условиях высокотехнологического общества. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребёнка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и всё то, что с ней связано. Школа – как фактор, твёрдо определяющий, в каком направлении пойдёт развитие личности – познавательном или отягощённым грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Каждый ребёнок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Реализуя основную цель воспитания - формирование всесторонне развитой гармоничной личности, я встретила ряд противоречий:
Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению c учебным планом и режимом школы;
Между пассивным усвоением воспитанниками передаваемого воспитателем опыта, активной деятельностью воспитанников, организуемой воспитателем и созданием индивидуального творческого продукта;
Между активной деятельностью воспитанников без воспитателей и общей творческой бескорыстной и самоотверженной заботой членов общества о всестороннем развитии личности каждого из членов коллектива.
Поиски путей преодоления этих противоречий и привели меня к созданию необходимости разработки воспитательной Программы с 5 по 11 класс «Семь ступеней к успеху».
Проблемно-аналитическое обоснование программы: необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности к адаптации её в широком смысле слова, к её функциональным возможностям – это повседневная реальность современной цивилизации.
Миссия классного руководителя заключается в создании единого и сплочённого коллектива, формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности подростка. Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и эстетической деятельности, это заведение, воспитывающее настоящего гражданина. Я хочу, взяв детей в пятом классе, довести их счастливо до выпускного бала, не потеряв по дроге ни одного из них, чтобы каждый мой ученик с удовольствием учился, принимал активное участие во внеклассных мероприятиях, стремился к новому и интересному, любил свою семью.
В центре моей работы стоит ребенок, индивидуальность, то есть Я, поэтому в 2008 году, взяв пятый класс, я разработала свою воспитательную программу, которая называется «Семь ступеней к успеху».
Программа воспитания возникла потому, что передо мной постоянно возникали проблемы:
Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил к всестороннему и гармоничному развитию личности?
Как создать сплоченный детский коллектив, в котором каждый ребенок, прежде всего – гражданин своего Отечества, человек, который может помочь другому, может творить и хочет созидать?
Как осуществить единство умственного, нравственного, трудового, воспитания, то есть реализовать комплексный подход?
ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ Программа воспитания учащихся – это педагогическая система, состоящая из двух частностей: гуманистической этики и совокупности воспитательных идей.
Проработав в качестве классного руководителя более тридцати лет, я твердо решила для себя, что для решения педагогических задач нужен гуманный путь, когда учитель сотрудничает с детьми, сопереживает им, радуется с ними (хотя в начале своей деятельности я использовала и императивный путь, когда учитель сам решает педагогическую задачу, заставляя учеников делать то, что «необходимо для их будущего»).
Главным принципом воспитания я считаю принцип «Не навреди!»
Классный руководитель должен, прежде всего, направить, открыть в учениках, то, что им пока не известно, для того, чтобы накопить какой-то опыт.
Я считаю, классный руководитель должен:
Я работаю под девизом «Самое интересное и ценное в этом мире – человеческая личность». Известно, что цель воспитания – сформировать всесторонне развитую, гармоничную, цельную, физически и морально здоровую личность, способную реализовать себя в жизни, сделать все для благосостояния и развития своей Родины.
Может ли стать такой личностью человек не уверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий ничего и не желающий ничего менять, человек несчастный и пассивно плывущий по жизни? Естественно, нет! Но как научить ребенка не бояться трудностей, а преодолевать их; не отсиживаться в сторонке, а действовать; не ждать своего счастья, а самому делать себя счастливым? Это можно достичь, последовательно двигаясь к заветной цели.
Неслучайно определяющим словом является слово «Успешный». Я считаю, что успешный человек – это человек уверенный в себе, обладающий высоким уровнем образованности и культуры; быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям; инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью, потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией, умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях.
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
Процесс воспитания по данной программе строится на основе сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций). Это позволяет создать для каждого:
Ситуацию развития;
Ситуацию успеха;
Особую среду общения и отношений;
Общее поле совместной деятельности.
Механизмами осуществления Программы «Семь ступеней к успеху» являются: Создание и функционирование органов самоуправления.
Создание творческих проектов (выпуск газет).
Участие в акциях.
Экскурсии на предприятия города.
Участие в интеллектуальных конкурсах.
Туризм (экскурсии на природу, походы).
Дебаты.
Классные часы-размышления.
Совместные праздники (дни рождения, семейные новогодние вечера), КТД.
Тренинги общения.
Праздники школьных традиций (общешкольные мероприятия).
Социальная поддержка каждого ученика силами самих учеников.
Этапы реализации Программы и их содержание Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 7 лет (5-11классы).
Сроки реализации программы:
Итак, в центре воспитательной программы «Семь ступеней к успеху» стоит «Я». На пути становления личности учащиеся проходят несколько этапов, которые разбиты по возрастным критериям. Процесс становления начинается с первого класса, поэтому ко мне ребята пришли, имея уже кое-какой багаж сотворения. С 5-го по 11-й класс этот процесс должен продолжаться, но в 11-ом классе он заканчивается. Но так как в идеале мы помогаем ребенку самоопределиться, сформироваться, то развитие личности не заканчивается никогда.
На этих этапах прослеживаются основные мотивы: во-первых, это Я – концепция; во-вторых, актуальность данной темы для ребенка на данном возрастном этапе.
Однако вся воспитательная программа не может быть сведена к одной только теме. Реализуется она в системе с основными направлениями воспитательной работы.
Я считаю, что строить воспитательную работу класса можно только опираясь на воспитательную программу школы. Чтобы моя воспитательная программа стала индивидуальным вариантом, я акцентировала свое внимание на:
Индивидуальной деятельности каждого своего ученика.
Индивидуальной педагогической помощи детям в разрешении их проблем.
Индивидуальном осмыслении школьником жизни и своего «Я» в этой жизни.
По-моему, целенаправленное формирование личности предполагает использование индивидуальных способностей ребенка, его конкретных физиологических и психологических качеств.
Я считаю, что становление личности происходит постепенно, то есть в процессе движения вверх. С пятого по 11-й класс ребят ожидает семь этапов становления, поэтому свою программу я назвала «Семь ступеней к успеху». Какими я хочу видеть своих выпускников?
Мой выпускник – это человек:
В воспитательной программе «Семь ступеней к успеху» главное – системный подход к формированию личности ребенка, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Я, строя воспитательную программу, опиралась на возрастные и целевые программы, на основании диагностики и поиска выбирала оптимальные пути решения воспитательных задач.
Для решения воспитательных задач необходимо сотрудничество классного руководителя с социально-педагогическими партнерами. Только системная работа классного руководителя с общешкольной программой и социально-педагогическими партнерами может дать положительный результат.
Ожидаемые результаты воспитательной работы в данном классе
Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
Знание истории города и округа.
Ощущение себя равноправным членом коллектива класса.
Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
Раскрытие собственной индивидуальности через: Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Основные направления деятельности с классным коллективом С 5 класса цель воспитания классного коллектива: формирование творческих способностей, развитие эстетического вкуса через сплочение классного коллектива и пропаганду здорового образа жизни.
Для достижения цели приоритетными являются следующие задачи:
Повышение мотивации к обучению.
Формирование потребности к самообразованию и самореализации.
Формирование самооценки учащегося на основе портфолио учебных достижений.
Формирование коллектива, где каждый осознаёт свою значимость и занимает свою социальную нишу.
Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом Образовательный период
| Задачи работы
| Способы реализации
| 5-8 классы
| 1.Осуществлять нравственное и духовное воспитание школьников.
2. Развивать интерес к родному краю, родной стране.
3. Воспитывать культуру общения, чувство патриотизма.
4. Учить школьников умению организовывать свой досуг.
5. Создание портфолио
| 1. Участие в интеллектуальных конкурсах
2. Экскурсии в музеи, на предприятия.
2. Посещение кинотеатров, театров.
3. Встреча с интересными людьми.
4. Организация вечеров отдыха.
5. Создание традиций.
6. Посещение библиотек.
7. Создание проектов.
8. Участие в акциях
| 9-11 классы
| 1. Расширять кругозор школьника.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Знакомить с историей родного края. России.
4. Осуществлять помощь в выборе профессии и жизненном самоопределении
| 1. Сотрудничество со службой занятости, организация встреч с представителями разных профессий.
2. Экскурсии в университеты, институты.
3. Посещение библиотеки.
4. Беседа с представителями военкомата.
5. участие в создании проектов.
| Организация воспитательной работы СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучение воспитанности учащихся строится по направлениям: Внешний вид учащегося (одежда, причёска, мимика, позы и т.д.).
Физическое и психическое здоровье.
Поведение ребёнка в разных видах деятельности.
Качество участия в деятельности, организуемой в классе и школе.
Взаимоотношения с учителями, с родителями, со сверстниками, незнакомыми людьми.
Ценностные ориентации.
Отношение к самому себе.
Формы воспитательной работы Заявленная цель воспитания определила не только его содержательное направление, но и включение в воспитательный процесс адекватных данной цели форм работы. Среди них:
Цикл этических бесед (с 5-го по 9-й класс) с целью нравственного воспитания учащихся, формирования общественно значимых ценностей, воспитания активной жизненной позиции.
Система экскурсий по городу, региону, стране как средство воспитания любви к своей Родине, знакомство с её историческим прошлым и настоящими, культурными и природными богатствами.
Лекторий «Учить учится», предполагающий развитие интеллектуальных способностей детей, формирование общеучебных навыков, культуры умственного труда.
Цикл бесед и практических занятий «Здоровье» (с 5-го по 7-й класс), формирующих здоровый образ жизни.
Цикл социальных тренингов для учащихся с проблемами в развитии.
Цикл занятий по профориентации учащихся (с 5-го по 9-й класс).
Участие в спортивных общешкольных соревнованиях.
Походы, подвижные игры в походах.
Участие в предметных неделях, декадах.
Участие в научно-практических ученических конференциях.
Игры-дебаты, ролевые игры.
Турниры смекалистых, семейные интеллектуальные встречи.
Встречи с ветеранами войны и труда.
Участие в школьных фестивалях солдатской песни.
Акции в помощь ветеранам.
Походы, экскурсии по историческим и памятным местам.
Уроки мужества.
Трудовые десанты.
Дежурство по классу и школе.
Традиционные для класса внеклассные мероприятия: «23+8», «День именинника», «Новогодний огонёк».
Литературные вечера.
Творческие конкурсы.
Посещение театров.
Совместные (дети и родители) поездки.
Цикл бесед по охране окружающей среды.
В классе предполагается сформировать следующие традиции:
Создание проектов «Газета – классный час»;
Создание проектов «С днём рождения»;
Акция «Посылка солдату»;
Акция «Ветеран живёт рядом»;
Акция «Дорогою добра».
Организация самоуправления Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Цель классного самоуправления – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности
Высший орган самоуправления – классное собрание.
По моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя. Талантливые дети – талантливы во всем. Класс является активным участником всех мероприятий и конкурсов, проводимых в школе. Это подтверждает портфолио класса.
Структура самоуправление
Работа с родителями Управление реализацией программы «Семь степеней к успеху» осуществляется не только через классного руководителя, но и с помощью родителей. Потому, что одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг другу, честности, правдивости, доброты, сознательного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия и родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.
Программа предусматривает: Работу родительского комитета.
Поиск родителей-спонсоров для проведения классных и внеклассных мероприятий.
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня, правил для учащихся.
Выработку и реализацию единых подходов к воспитанию каждого ребёнка.
Повышение авторитета родителей.
Соблюдение принципов педагогической этики.
Основными формами работы с родителями являются: составление социальных паспортов учащихся, лекции, практикумы, консультации психолога, праздничные вечера, дни открытых дверей, родительские собрания, телефон доверия, анкетирование родителей, организация родительского самоуправления.
Критерии оценки эффективности реализации Программы Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
Уровень сформированности классного коллектива.
Уровень вовлеченности обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Модель выпускника в контексте Программы «Семь ступеней к успеху» Качества данной модели я частично позаимствовала из модели выпускника Международного бакалавриата старшей школы «Дипломная программа», которые созвучны с целью моей Программы.
Модель выпускника – это качества личности выпускника школы.
Воспитательная программа «Лестница успеха» дает возможность
|
|
|