Главная страница


II. Пояснительная записка



Скачать 403.84 Kb.
НазваниеII. Пояснительная записка
страница2/2
Дата13.04.2016
Размер403.84 Kb.
ТипПояснительная записка
1   2


IV. Содержание курса



Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание тем

Из них развитие речи

Из них контр работы




Введение

1










Раздел1

Я и моё детство

13

В первом разделе помещены произведения разных писателей о детстве и биографии этих писателей. Рассматривается место автобиографической и мемуарной литературы в словесном искусстве, а также способы изображения человека в эпическом и лирическом произведениях данного типа.

2

1ч. Входной контроль

Раздел 2

Я и Я

24

Второй раздел знакомит с эпическими и лирическими произведениями русских и зарубежных авторов, поднимающими важные нравственные проблемы: долга, совести, чести. Предусмотрены уроки литературоведческого анализа эпического текста.

2

1ч. Рубежный контроль

Раздел 3

Я и другие

11

Третий раздел в художественной форме рассказывает о взаимоотношениях личности и общества, рассматривает многообразные связи человека с окружающим миром. Углубляется следующие литературоведческие понятия: «конфликт», «трагическое в искусстве», «литературный герой».

1




Раздел 4

Я и мир: вечное и преходящее

17

Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Грина, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского и др. анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора. Данный раздел содержит также поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста.

2

1ч. Итоговый контроль




Обобщение

3

Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом. Совершенствовать навыки выступления с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

1







Резервный урок

1










Итого




70




8 (4+4)

3 (2+1)



V. Требования к уровню подготовки учащихся 7-го года обучения

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей

• основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать сочинения разных жанров на литературные темы

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Анализ, сравнение, сопоставление, классификация

  2. Самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  3. Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  4. Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  5. Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  6. Умение воспринимать звучащую речь

  7. Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

  8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.

  9. Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Организация самостоятельной работы учащихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.

Виды и формы работы учащихся.

-создание собственных проектов с последующим составлением рекламных буклетов, слайд-шоу и т.д.

-составление аннотаций и отзывов на книгу;

-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);

-проведение семинарских занятий;

-проведение лабораторных работ по анализу текста;

-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);

-сочинения различных видов и жанров.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект:

для учащихся

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 7 класс. – М.: Баласс, 2010.

для учителя

1. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.

Дополнительная литература для учителя

3. Аркин, И. И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика [Текст] : кн. для учи­теля / И. И. Аркин. - М. : Просвещение, 2008.

4. Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературу в школе [Текст] / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русской! языка и литературы).

5. Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцирование^ подхода к учащимся [Текст] : книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М. : Вербум, 2004.

6. Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко II Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. ~ С. 88-95.

7. Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Во­логда, 1984.-С. 84-93.

8. Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев // Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. - М.: Просвещение, 1958. - С. 5-50.

9. Демиденко, Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы / Е. Л. Демиденко. - М. : Дрофа, 2006.

10. Дорофеева, М. Г. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе [Текст] / М. Г. Дорофеева [и др.]. - СПб., 1998.

11. Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Ни­колаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).

Средства обучения. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Экран.

3. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII—XIX вв.».

2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».

4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В.И.Даль).

5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).

Репродукции:

1. Набор репродукций «Русская живопись».

2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:

1. М. Ю. Лермонтов. 2. Н. В. Гоголь. 3. Ф. М. Достоевский.

Альбомы раздаточного материала но литературе:

1. М. Ю. Лермонтов.

2. Л. Н. Толстой.

3. Н. В. Гоголь.

4. Ф. М. Достоевский.

Комплексные справочные издания на СВ, ВУВ: СВ «Мифы Древней Греции».
Дополнительные ресурсы:

  1. Конспекты уроков для учителя литературы: 7 класс. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2008

  2. Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»

  3. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

  4. Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (7 класс)

  5. Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»

  6. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

  7. Компакт- диск «Репетитор по литературе. Кирилл и Мефодий, 2009»

  8. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»

  9. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

  10. Репродукции картин, иллюстрации к произведениям.


VII. Список литературы

1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.

2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.

4. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010

4. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.

5. Образовательная программа по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.
Список Интернет-ресурсов

Федеральный портал «Российское образование» https://edu.ru

Российский общеобразовательный портал https://school.edu.ru

Российский портал открытого образования https://openet.edu.ru

Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» https://neo.edu.ru

Информационно-образовательный портал Тюменской области https://tmn.edu.ru/

Учительская газета https://ug.ru

Газета «Первое сентября» https://ps.1september.ru

Газета «Литература» http://lit.1september.ru

Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org

Олимпиады для школьников: информационный сайт https://olimpiada.ru

Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследов. и творческих работ учащихся https://unk.future4you.ru

Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании https://edu-all.ru




1   2