Главная страница

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Программы элективного курса «Филологический анализ литературного произведения»



Скачать 32.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Программы элективного курса «Филологический анализ литературного произведения»
Дата13.04.2016
Размер32.19 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего обра­зования (2004), Программы элективного курса «Филологический анализ литературного произведения» составлена на основе   методического пособия «Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения». (Автор методического пособия Чертов В.Ф..).

Данный курс предназначен для учащихся 10 класса. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку. Занятия предполагается вести параллельно урокам русского языка.

Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникает при изучении синтаксиса и являются всегда актуальными.

Учебная цель курса – осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе.

Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся, меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических. Культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

Курс рассчитан на 17 часов. Занятия организуются по 1 часу в неделю в течение второго полугодия.

Содержание программы.


  1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.

  2. Назначение пунктуации – «держать текст». (К.Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка. Точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.

  3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.

  4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.

  5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.

  6. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.

  7. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.


ЛИТЕРАТУРА.

Для учащихся.

  1. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.-М.: Дрофа, 2000

  2. Лингвистический энциклопедический словарь /под.ред.В.Н. Ярцевой.-М.: Советская энциклопедия, 1990.

  3. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка.-М. 2003.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М. 2003.

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Справочник по пунктуации: управление в русском языке. -М.: Эксмо-Пресс,1998.

Для учителя.

  1. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначения. -М., 1979.

  2. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. -М.: Дрофа, 2000.

  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений. -М.: Дрофа, 2002.

  4. Современная русская пунктуация: сборник..-М., 1979.

  5. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование. -М., 1988