|
Интеграция дошкольного и семейного воспитания в процессе работы семейного клуба «Друзья природы» Интеграция дошкольного и семейного воспитания в процессе работы семейного клуба «Друзья природы».
Авторы: Железняк Н.П., старший воспитатель МБДОУ № 38,
Безденежных О.В., воспитатель МБДОУ № 38
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
(К. Станиславский)
Компонент культуры в экологическом образовании (под образованием мы понимаем обучение и воспитание осознанно-ответственного отношения к миру) имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Его необходимо использовать для включения в имеющуюся у каждого ребенка систему ценностей (мама, дом, игрушки) разнообразных объектов природы и духовно-нравственных человеческих качеств (доброта, мудрость, сострадание).
Это означает приобщение ребенка к общечеловеческой культуре, формирование ценностных ориентации не только на мир природы, но и на мир в целом.
Экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в детское учреждение. Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.
Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый социум [1].
В своей работе мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию. К ним относятся: нетрадиционные родительские собрания,
экскурсии;
праздники,
участие родителей в конкурсах, выставках.
Наиболее эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В группе «Смородинка» МБДОУ № 38 «Рябинушка» работает семейный клуб «Друзья природы» в рамках экологического просвещения родителей, обучения их методам взаимодействия со своими детьми. Проводится 6 заседаний клуба в год в период с апреля по октябрь. Тематика бесед и консультаций семейного клуба:
Срок проведения
| Темы бесед и консультаций
| Краткое содержание
| Апрель
| Крылатые доктора
| Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать птицам; каким кормом можно кормить.
| Май
| Пусть цветут травы!
| Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.
| Июнь
| Поклонись ягодке
| Поговорить о ягодах марийских лесов, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана
| Июль
| Сокровища леса
| Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу
| Август
| Экскурсия в дендросад совместно с родителями
|
| Сентябрь
| Зеленая аптека
| познакомить с лекарственными травами нашего региона
| октябрь
| итоговая встреча
| круглый стол по вопросам работы семейного клуба «Друзья природы»
|
Ожидаемые результаты от работы семейного клуба:
Повышение экологической культуры родителей;
Взаимосвязь дошкольного и семейного воспитания;
Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования.
В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Педагогами оформляются информационные стенды, где размещается информация экологического содержания. Регулярно в группе проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам и к праздникам.
Педагоги группы большое внимание уделяют чтению литературы о природе, окружающем мире. Родители оказывают помощь в подборе художественных произведений и систематическому обновлению уголка художественной литературы.
В заключении хотелось бы еще раз сказать, о том, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения . Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей. Список литературы:
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
|
|
|