|
Взаимодействие ч доу и семьи в период адаптации детей к детскому саду
Статья на тему:
«Взаимодействие ЧДОУ и семьи в период адаптации детей к детскому саду»
2015
«Взаимодействие ЧДОУ и семьи в период адаптации детей к детскому саду» Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей возможно исключительно при условии отработанной системы взаимодействий дошкольного учреждения и семьи.
О трудностях данного направления работы педагоги ЧДОУ знают не понаслышке. Зачастую возникает недопонимание между педагогами и родителями в связи с тем, что современные родители испытывают недостаток свободного времени и не всегда компетентны в вопросах теории и практики дошкольной педагогики и психологии. В последнее время дошкольные образовательные учреждения являются теми центрами, которые оказывают непосредственную помощь родителям в вопросах обучения и воспитания детей. Перед специалистами ЧДОУ ставится задача повысить качество жизнедеятельности ребенка раннего возраста в условиях общественного воспитания и семьи. В раннем возрасте ребёнок имеет определенные специфические особенности, характеризующиеся чрезвычайно обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к непривычным условиям проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать этот период с всесторонней комплексной поддержкой. В решении данной задачи задействованы все службы дошкольного учреждения: заведующая, методист, педагог-психолог, воспитатели, медицинская служба, музыкальные руководители.
Адаптация - это сложный механизм приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, который имеет два спектра: биологический и психологический. Наиболее трудная перестройка организма с большим количеством негативных сдвигов в детском организме происходит в начальной стадии адаптации. По мнению педагога Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его родителей. Четкий режим дня, длительное отсутствие близких родственников, новые требования к поведению, тесное общение со сверстниками в группе, незнакомое пространство создают стрессовую ситуацию для ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время и определенные усилия для того, чтобы подстроиться к новым жизненным обстоятельствам. Залогом сохранности здоровья и психики в этот момент является четкая, продуманная работа воспитателей, психологов и медиков, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимосвязь с родителями.
Для снижения напряженности острого периода адаптации в детском саду функционирует система поддержки семьи в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основными принципами работы являются:
Партнёрство и диалог между педагогами и родителями детeй;
Уважение к личностям воспитанников и его родителей;
Открытость и компетентность участников педагогического процесса;
Творческая самореализация педагогов, родителей, детей.
Модель организации работы сотрудников дошкольного учреждения с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду строится по следующим направлениям: 1. Просветительская деятельность.
2. Консультирование родителей по вопросам подготовки ребенка к поступлению в ЧДОУ и непосредственно в процессе адаптации.
3. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ данных о здоровье ребенка, о его интересах, сбор данных о семье, потребностях и запросах родителей).
4. Привлечение семьи ребенка к активному участию в деятельности ЧДОУ (совместное создание предметно-развивающей среды, игровое взаимодействие родителей и детей, досуговые формы организации общения)
Как показывает педагогическая практика, ни одна, даже самая лучшая инновационная образовательная программа не сможет обеспечить стойких положительных результатов, если ее задачи не решаются в тесном взаимодействии с семьей воспитанников детского сада, если в дошкольном образовательном учреждении отсутствует творческое сообщество "дети – родители – педагоги".
Показателем результативности взаимодействия специалистов ЧДОУ и родителей является наличие родительской активности в проводимых в детском саду мероприятиях, уменьшение количества претензий со стороны родителей, осознание родителями своей доминирующей ответственности в обучении и воспитании ребёнка. |
|
|