Главная страница

Использоавание опорных схем на уроках химии в средней школе



Скачать 71.49 Kb.
НазваниеИспользоавание опорных схем на уроках химии в средней школе
Дата18.04.2016
Размер71.49 Kb.
ТипРеферат

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ташелка

муниципального района Ставропольский

Самарской области


VII окружная научно-практическая конференция педагогов

«ОТК-2014. Образование. Технологии. Качество».


«ИСПОЛЬЗОАВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Выполнила: учитель химии

первой квалификационной категории

Лобачева Ирина Николаевна

2014

Содержание

1. Введение стр. 3 - 4

2. Основная часть: изложение материала, используемые стр. 4 - 7

приемы и методы

3. Заключение: выводы, практическая значимость стр. 7

4. Ссылки на источники информации стр. 8

Введение

В настоящее время средняя школа отягощена рядом проблем, вызванных ростом объема информации и «обязательного минимума» необходимых знаний, сокращением инвариантных часов, отведенных на преподавание естественных наук, разрозненностью, неудовлетворением познавательных потребностей учащихся. Отношение учащихся к химии как к науке оставляет желать лучшего. Почему же наука, так необходимая человечеству, не вызывает интереса у учеников? На мой взгляд, неинтересно то, что трудно, непонятно. Поэтому перед учителями химии стоит проблема: как обеспечить качественное обучение в этих нелегких условиях, устранив при этом зубрежку, систематически осуществлять взаимосвязь с другими науками. Как сделать, чтобы учащиеся преодолевали возникающие при обучении трудности, проявляли самостоятельность, активность, чувствовали поддержку со стороны учителя? Очень важно, чтобы учитель владел методическими приемами, обеспечивающими индивидуальный подход к каждому ребенку, творчески относился к поиску методов обучения, был чутким, внимательным человеком, способным обнадежить, успокоить ребенка, придать уверенность в своих силах и научить преодолевать трудности.

Взяв на вооружение такие принципы дидактики, как фиксация внимания учащихся на главном (свертывание и схематическое изображение информации), наглядность, эмоциональное окрашивание объяснения, обучение обобщениям схематизации, я успешно применяю на уроках химии различные опорные схемы. Считаю также, что используемая технология ориентирована на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества часов химии и усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. 

Цель

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. 

  • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

  • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

  • Повышение интереса к изучаемому материалу. 

Задачи: 

  • Научить учащихся выделять в любом текстовом материале основные понятия, которые должны быть усвоены.

  • Научить учащихся составлять опорные конспекты  и схемы, переходя от частного (фрагмент урока) к общему (место урока в теме), выявлять логическую взаимосвязь  между ними.

  • Облегчить усвоение материала, представив его в компактной, краткой форме, удобной для записи и усвоения. 

Основная часть

В основе  технологии лежит идея опоры. К особенностям этой технологии относятся определенная закодированность учебной информации, возможность выделения этапов в изучении материала, применение различных форм организации учебной деятельности школьников, проявление творческих приемов выражения учебного материала в символах и рисунках, организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.

 Роль опорных схем заключается в том, что они учат детей выделять главное и основное в объемном текстовом материале. Приучают отыскивать и устанавливать логические связи между разными частями конспекта или схемы. Помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, способность к анализу. Раскрывают творческий потенциал, развивают память, индивидуальные способности, логическое мышление учащихся через символы, значки, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Опора упрощает процесс запоминания новых терминов. Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей. Использование мной опорных схем на уроках химии позволяет нам с учениками повторять и закреплять изученный материал, систематизировать и обобщать учебный материал с целью углубления и даже опережения обучения. На начальных этапах обучения учащимся 8 класса предлагаю схемы в готовом виде, опорные схемы служат для обобщения пройденного материала, который может быть представлен крупным блоком. В старших классах поощряю их к самостоятельному составлению. Схемы играют роль опоры при решении задач, составлении формул, уравнений, составлении опорных конспектов. Применение элементов этой технологии помогает учащимся лучше ориентироваться в предмете, они легко находят необходимую им информацию, не боятся повторения, в 11 классе легко возобновляют свои знания по неорганической химии. Учащиеся старших классов способны использовать полученные навыки составления схем и на других предметах. Хочу привести лишь некоторые примеры схем, которые я успешно использую на своих уроках уже давно. Считаю целесообразным и достаточным (думаю, что многие со мной согласятся) на первоначальном этапе 8 класса использовать вот такую небольшую схему классификации неорганических веществ. Приложение 1.

По такой схеме удобно готовиться к ОГЭ в 9 классе и к ЕГЭ в 11классе. Естественно, что размеры схем должны быть такими, чтобы учащиеся их хорошо видели с последней парты.

В современных условиях для этих целей целесообразно и удобно во всех отношениях использовать проектор, так как основные схемы темы должны постоянно быть перед глазами учащихся. Я использую проектор, так как к маленьким и большим схемам, составленным мной по различным темам курса, мы возвращаемся по несколько раз на разных этапах урока.Уже проверено, что это удобно, наглядно, служит верно на любом этапе урока: для изучения нового материала, для повторения, для закрепления и особенно для обобщения и подготовки к любому виду мониторинга. Предлагаю используемую мной схему по теме «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ», которая мне успешно служит ни один год. Приложение 2.

Можно полностью уроки выстраивать с использованием маленьких и очень крупных схем, при этом вести постоянное обсуждение и давать определенные комментарии по каждому элементу схемы.

Например, по теме «АМИНЫ» в 10 классе, на первоначальном этапе объяснения материала и знакомстве с данными органическими веществами предлагаю небольшую схему их классификации. Приложение 3

При изучении темы: «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ» в блоке «Типы реакций» мной предлагается маленькая, но очень естественная схема. Используя ее, мы для каждого предложенного типа приводим с ребятами соответствующие примеры. Приложение 4. Далее при изучении, а затем уже при закреплении темы «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ» схема значительно расширяется и дополняется новой информацией. Приложение 4а. Работа по опорным схемам, комментированное управление помогают учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать, так как схема – опора мысли ученика, опора его деятельности. Бесспорно то, что опорная схема подкрепляет словесную форму изложения материала наглядно-образным его видением. Данные схемы обеспечивают привлечение внимания даже слабых учащихся, высокую работоспособность, энергичный темп урока.

Вся: и простая, и тем более сложная, но необходимая информация «читается» по схемам. Схемы различного вида позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся. Вот по такой схеме я начинаю изучение нового материала по теме: «АЗОТ» в 9 классе, а затем по ней же провожу урок повторения. Разбираю каждый элемент, появляющийся постепенно на экране. Приложение 5. Предлагаю еще несколько схем, которыми пользуюсь на уроках. Приложение 6

Заключение
Итак: использование опорных схем на уроке позволяет мне сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, для самостоятельной работы, для выполнения упражнений, для развития навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ. Но главное то, что такие схемы не следует “зазубривать”, их надо понимать, с ними надо работать. Абсолютно уверена, если на уроках постоянно обращаться к одним и тем же схемам, то учащиеся рано или поздно их запомнят. Мое мнение: метод опорных схем – это верный способ получения глубоких знаний.

«Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок».

(Леонардо да Винчи)

Литература:

1.  Варрава Н. Э. Химия в схемах и таблицах. М.:ЭКСМО,2012

2.  Габриелян О. С. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2009

3.  Габриелян О. С. Химия 9 класс. М.: Дрофа, 2009

4. Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. Москва: изд. МПГУ, 2003

5.  Обобщающие таблицы и опорные схемы по химии https://nsportal. ru/shkola/khimiya/library/obobshchayushchie-ttablitsi-i-opornye-skhemy-po-khimii

6.  Технологии визуализации учебной информации https://ntfmfkonf. ucoz. ru/publ/problemy_i_perspektivy_ispolzovanija_innovacionnykh_tekhnologij_v_uchebnom_processe_shkoly/rol_metodov_vizualizacii_uchebnoj_informacii_v_obuchenii/15-1-0-147