Главная страница


Использование икт как средство повышения предметной мотивации обучающихся в процессе изучения нового материала Татчин У. В. г. Сургут



Скачать 75.06 Kb.
НазваниеИспользование икт как средство повышения предметной мотивации обучающихся в процессе изучения нового материала Татчин У. В. г. Сургут
Дата18.04.2016
Размер75.06 Kb.
ТипДокументы

Использование ИКТ как средство повышения предметной мотивации

обучающихся в процессе изучения нового материала

Татчин У.В.

г. Сургут

Важной проблемой преподавания математики является создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития. Использование компьютера на уроках позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Обучать на основе прогрессивных методов значит обучать методам приобретения знаний.

Все эти факторы обусловливают важность внедрения ИКТ в систему образования, поскольку, во-первых, основной задачей школьного образования является подготовка учащихся к жизни в современном информационном обществе, а во вторых, грамотное применение средств ИКТ в образовательном процессе способно существенно повысить его эффективность.

В предметном обучении компьютер и функционирующие на его основе средства ИКТ могут быть использованы в следующих вариантах:

— непосредственно для выполнения различных вспомогательных вычислений;

— для наглядности (например, построения графиков);

— для осуществления автоматизированного контроля (самоконтроля) знаний;

— для поиска и выборочного использования различного дополнительного материала (при подготовке к уроку либо для расширения кругозора учащихся);

— для выполнения учащимися домашних и творческих заданий;

— для выполнения работ путем использования виртуальных лабораторных установок;

— для повышения мотивации обучающихся с применением игровых и занимательных программ.

Однако при всем этом важно отметить, что многие современные средства ИКТ не разрабатывались специально для нужд образования, поэтому отдельной задачей учителя нередко является предварительный анализ дидактических свойств таких средств ИКТ и разработка методики их применения в учебном процессе.

Применение компьютерных технологий способствует изменению всего процесса преподавания, позволяет реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современные условия требуют изменения формы общения учителя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность обучения. Роль классной доски, как традиционного инструмента преподавания математики, уменьшается. Ее функции берет на себя интерактивная доска, мультимедийные демонстрации, динамические рисунки, дающие возможность повторить объяснение, обращая внимание учеников на те моменты, которые вызывают затруднения. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.

Что же такое информационные технологии?

Под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видео-средствами), информационными технологиями и информационной продукцией. Эти действия правительства отражены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Основными факторами применения новых информационных технологий являются: педагогическая компетентность возможностей информационных технологий ; критическая самооценка собственной деятельности по использованию информационных технологий; первоочередная значимость мотивов применения ИТ, подготовленность пользователя (педагога и ученика) к их применению.

Между учителем и учеником складываются «субъект- объектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующие активность и инициативу, самостоятельность. В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный. Для первого характерно непосредственное взаимодействие обучающихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучающимся, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения обучающимся контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени; данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели различных обучающихся по решению одних и тех же заданий или показатели одного и того же обучающегося за определенный промежуток времени. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения – как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т.д.

В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановлюсь на некоторых из них.

I. Объяснение нового материала. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия.






II. Решение задач. На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учеников решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем в последнем случае обучающийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.

III. Контроль знаний. При контроле использую тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ». Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от обучающегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его из числа предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе умения переключаться на английский язык и набирать формулы с помощью специальных программ. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение к обучению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Цифровые образовательные ресурсы представляют собой элементарные модули (фрагменты текста, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации и интерактивные модели). ЦОР доступны российским учителям и учащимся бесплатно через специально организованные интернет-хранилища.

Для реализации своей темы самообразования я в системе использую ресурсы сайта ФЦИОР. Он объединяет электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Модули переписываются на свой компьютер, а затем применяются в нужные моменты учебного процесса по той или иной теме. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС- плеер. По математике размещено 1443 модуля.
Представляю один из модулей, который относится к информационному модулю для изучения теоремы о сумме углов треугольника в 7 классе. Он состоит из четырех сцен.

Первая сцена содержит формулировку и доказательство теоремы о сумме углов треугольника. Все чертежи наглядные и четкие. При использовании интерактивной доски у учителя есть возможность записать свое доказательство или воспользоваться доказательством, приведенным в модуле.

Вторая сцена дает классификацию видов треугольников, далее дается определение внешнего угла треугольника, формулировка и доказательство теоремы о внешнем угле треугольника. Весь материал размещен со звуковым сопровождением.

Для закрепления материала представлены практические модули, которые содержат задания разного уровня сложности. При работе с модулем ведется статистика выполнения заданий без обращения к подсказке. При условии, что обучающийся выполняет задания индивидуально, учитель имеет возможность проверить самостоятельность выполнения заданий и объективно выставить оценку.



Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • облегчает процесс усвоения материала обучающимися;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор обучающихся;

  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;

  • идет более полное усвоение учебного материала;

  • обучающиеся стремятся получать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.

Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Используемая литература

  1. Гриценко В.И./Сущность информационных технологий. М: Просвещение, 2006г.

  2. Селевко Г.К./Энциклопедия образовательных технологий. Т.2. НИИ школьных технологий,2006г.

  3. «Математика» Приложение к «Первое сентября», №22,2010г.