|
Использование икт на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Лыжа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА.
Учитель биологии
МБОУ «ООШ» с.Усть-Лыжа
Кияшева Н.И. с.Усть-Лыжа
2014г
Оглавление
Стр.
Введение 3
1. Некоторые виды ИКТ, которые целесообразно использовать на уроках биологии 4
2. Мой опыт использования ИКТ на уроках биологии. 6
3. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для ученика 8
4. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для учителя 8
5. Эффективность использования в школьной практике электронно-методических материалов 9
Заключение 10
Список использованных источников 11
Введение
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.
Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
1. Некоторые виды ИКТ, которые целесообразно использовать на уроках биологии.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию. Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
Презентации на уроках изучения нового материала;
Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
Проведение практических работ.
При подготовке учащихся к ЕГЭ,ГИА
Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:
Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и химии, и биологии.
При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер.
И, конечно, самое главное — желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.
2. Мой опыт использования ИКТ на уроках биологии.
Сегодня я использую ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом:
1.Компьютер – средство наглядности;
Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. На сегодняшний день в кабинете биологии имеется хорошая медиатека учебных пособий:
Электронный атлас для школьника «Анатомия 8-9 классы»;
Электронные наглядные пособия «Биология «6-9 класс»;
«Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6-11кл.;
Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология»;
Мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека»;
Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 класс»;
Учебное электронное издание «начальный курс географии 6 класс»
Мультимедийный компакт диск «Природа России»
В работе я использую не только готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, а также создаю собственные презентации не только для конспекта урока, но и для внеклассных мероприятий, классных часов. При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики .
2.Компьютер – беспристрастный экзаменатор;
Осуществление контроля посредством ИКТ - использование онлайн тестов https://onlinetestpad.com/ru-ru/OnlineTests/Default.aspx, создание собственных тестов. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.
3.Компьютер – экскурсовод, лаборатория;
Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. Лабораторно-практические работы мы с учащимися проводим в виртуальной лаборатории, благодаря диску «Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6-11кл.», В ходе каждой лабораторной работы ученик поэтапно выполняет задания, и результаты сводятся в итоговую ведомость учета знаний.
Не всегда есть возможность провести на улице предусмотренные программой экскурсии. Тогда можно их провести виртуальную экскурсию, используя диск «Экология» [ДИСКИ, 3].
4. Компьютер – источник информации. (Использование internet-ресурсов)
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.
В своей работе широко пользуюсь следующими интернет-ресурсами:
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», https://window.edu.ru/
- «Российский образовательный портал» https://school.edu.ru/default.asp
- «Единая коллекция ЦОР» https://school-collection.edu.ru/
- «Завуч инфо» https://zavuch.info/
- «1 сентября» https://festival.1september.ru/
- «Социальная сеть работников образования» https://nsportal.ru/ 3. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для ученика
Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и: - способствует повышению познавательного интереса к предмету; - содействует росту успеваемости учащихся по предмету; - позволяет учащимся проявить себя в новой роли; - формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; - способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
4. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для учителя
Используя ИКТ на своих уроках, я нахожу ряд преимуществ, которые помогают мне в работе, а именно: - экономия времени на уроке; - глубина погружения в материал; - повышенная мотивация обучения; - интегративный подход в обучении; -возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; -возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; - привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Среди программных средств чаще всего использую Power Point , Excel, программные продукты по предметам. 5. Эффективность использования в школьной практике электронно-методических материалов
Использование в школьной практике электронно- методических материалов эффективно в плане изучения предметов, так как :
1. Реализуются новые цели образования: - организация самостоятельной продуктивной деятельности; - формирование информационной грамотности и компетентности; - индивидуализация процесса; - ценностно-смысловое определение учащихся.
2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет: -расширения возможностей доступа к образовательной информации; -совершенствования организационных форм и методов обучения,воспитания; -формирования умения самостоятельно приобретать знания; -визуализации представленной информации; -ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся; -развития творческого потенциала учащихся; -незамедлительной обратной связи; -одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний. Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Список использованных источников
1Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990г
2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998. 5
3. https://collegy.ucoz.ru/ статья " Использование информационных технологий в процессе обучения биологии
|
|
|