|
Итоговая работа слушателя Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет сервиса» ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по программе
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку) тема:
Система здоровьесберегающих технологий как обязательное условие внедрения ФГОС в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов. Выполнил:
Гурова Светлана Геннадьевна,
учитель английского языка, МБУ лицей 67 Проверил:
Тольятти-2013 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
|
| | 2
| | 2
| Профессиональная проблема
| 2
| | 3
| Механизм преобразования образовательного процесса
| 8
| Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов
| 14
| Приложение 1. Мониторинговые исследования здоровья обучающихся
|
| Приложение 2. Ранговая шкала трудности общеобразовательных предметов
Приложение 3. Модель организации плана работы лицея на один учебный год
Приложение 4. Анкетирование обучающихся
Приложение 5. Анкета для родителей
Приложение 6. Уровни гигиенической рациональности урока
Приложение 7. Фрагменты презентаций по ЗОЖ
Приложение 8. Викторина по правилам дорожного движения «Светофорик»
|
Введение
Актуальность темы
За последние два десятилетия в нашей стране появилось большое количество общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназий и лицеев. Этот процесс вполне естественно происходит в ответ на требования современного общества к выпускникам как интеллектуально развитым и информированным во многих областях знаний.
Но сформировавшаяся система обучения и воспитания ведет к явному ухудшению психического и физического здоровья учащихся. Специфическими патогенетическими факторами для школьников являются факторы риска, связанные с организацией их воспитательно-образовательной деятельности: интенсификация учебного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, которые способствуют искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у обучающихся отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования.
Уклад жизни современного общества требует активного здорового подрастающего поколения, но в погоне за высокой образованностью подрываются фундаментальные основы для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье. Актуальность заключается в разрешении следующих противоречий:
- объективной необходимости формирования основ здорового образа жизни школьников и субъективной недооценки обществом ее роли в жизнедеятельности человека;
- потребности общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующего консерватизма в содержании методов обучения и воспитания.
Педагогическая проблема
При обучении детей в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов мы можем столкнуться с тенденцией ухудшения здоровья, психического неблагополучия.
Как в условиях интенсификации процесса обучения сохранить и преумножить здоровье обучающихся через существующие здоровьесберегающие технологии ?
Целью данного педагогического проекта является обеспечение условий эффективности использования здоровьесберегающих технологий по сохранению здоровья учащихся при обучении в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов.
Задачи:
• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Для достижения поставленной цели были сформированы основные направления исследовательской деятельности, а именно определены следующие этапы работы:
Изучение существующей системы здоровьесберегающих технологий в лицее
( базовой площадкой проекта является МБУ лицей 67 г.о. Тольятти Самарской области)
Анализ необходимых материально-технических условий для внедрения системы здоровьесберегающих технологий в лицее
Анализ состояния здоровья учащихся.( Приложение 1)
Анализ расписания в лицее по ранговой шкале трудности общеобразовательных предметов Сивкова 1,4 классах; по новой шкале, предложенной Степановой М. И., Александровой И. Э., Седовой А. С. В для 5-11 классов в 8,10 классах
( Приложение 2)
Разработка такой модели программы по формированию здорового образа жизни обучающихся, которая должна на основе задач здоровьесберегающей педагогики в свете внедрения ФГОС обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, обучить методам здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Оценка эффективность педагогической модели по разработанным критериям.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что формирование здоровья и развития обучающихся будет эффективным, если:
- педагогическая модель будет строиться на основе принципов комплексности, системности, поэтапности, природосообразности и социализации личности; формирование здоровья и развития школьников рассматривается как целостный процесс, учитывающий возрастные особенности субъектов процесса и их естественное развитие;
- внедрена в учебную деятельность педагогическая познавательно-развивающая технология на основе интеграции теории физического воспитания с педагогическими теориями развивающего и личностно-ориентированного обучения;
- сформирована у школьников мотивация к занятиям физической культурой в урочной и внеурочной деятельности; учтены планы индивидуально-типологических показателей здоровья, адаптационных возможностей параметров физического развития, психофизиологической готовности детей;
- создании атмосферы эмоционального комфорта, взаимной поддержки учителя и учащихся, доверительного отношения к возможностям школьника;
- обеспечивается постоянный педагогический и медицинский контроль, призванный своевременно отреагировать на изменения внутренних и внешних параметров подготовленности и физического состояния школьников;
- сохранение и укрепление здоровья школьников обеспечивается за счет повышения удельного веса занятий физической культурой (в основном и дополнительном образовании) и качества этих занятий; организации мониторинга состояния здоровья детей, улучшения качества питания школьников;
- включении родителей в организацию, проведение и анализ работы по внеурочной деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Объект исследования – сохранение здоровья учащихся в условиях интенсификации учебного процесса через личностно – ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся.
Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса по здоровьесберегающей технологии профессора Т. И. Шамовой. Анализ системы здоровьесберегающих технологий в лицее 67.
В здании лицея созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В структурное подразделение лицея входит детский сад «Русалочка», на базе которого обучаются учащиеся 1 классов, там расположены учебные кабинеты, игровая комната, кабинет информатики, столовая на 50 мест.
В лицее работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Общее количество посадочных мест- 200.
Количество обучающихся получающих питание – 1151 чел., что составляет 96 %.
Количество обучающихся получающих льготное питание - 37 чел. Обучающиеся начальных классов завтракают после первого урока. Обедают после шестого урока. Обучающиеся 5-11 классов завтракают после второго и третьего урока урока. Обедают после пятого-шестого урока.
В школе имеются два спортивных зала, тренажерный зал, на территории расположена современная спортивная площадка, оборудованная необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Учреждение работает в режиме 5-дневной рабочей недели для 1-5 классов и 6-дневной рабочей недели для 6-11 классов.
Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока – 40 минут, перемены между уроками – по 20 минут. Продолжительность урока в первом классе 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 – 2 минуты каждая и динамической паузы между 3 и 4 уроками. С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п.2.9.5. СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, на четвертых уроках используется не классно-урочная, а иные формы организации учебного процесса.
Содержание образования в лицее определяется программами на основе государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения на каждой возрастной ступени регламентируется учебным планом (разбивка содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком, и расписанием занятий, которое разрабатываются и утверждаются лицеем самостоятельно.
В лицее введено обучение по профилям в 10-11 классах.
Профили:
- физико-математический
- социально-гуманитарный
- гуманитарный
- биологический
- информационно-технологический
В дополнение к обязательным предметам могут вводиться специальные курсы- предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. Учреждение предоставляет дополнительные образовательные услуги по изучению специальных курсов и дисциплин в1-11 классах, хореографии в1- 4 классах, английскому языку в 1 классе.
При проведении занятий по трудовому обучению в 5-9 классах общего образования, иностранному языку во 2-9 классах общего образования допускается деление класса на две группы при наполняемости класса в 25 обучающихся. В старшем звене происходит деление на 2 группы по иностранному языку в профильных классах. На специальных курсах в10-11 классах по математике и физике происходит деление класса на подгруппы.
Анализ состояния здоровья обучающихся.
Анализ состояния здоровья лицеистов показал, что процент учащихся, имеющих хронические заболевания в период с 2006 по 2012 год увеличился по следующим показателям: на 3% -сердечно-сосудистые и дыхательных путей, на 1% - эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. Почти на 50% произошло увеличение количества обучающихся с заболеваниями нервной системы. Выявлены 4% от общего количества обучающихся с дефектами речи. За тот же период произошло незначительное уменьшение числа учащихся с ЛОР заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. На 10 % отмечено уменьшение количества хронических болезней выделительной системы. Мы полагаем, что все колебания, выраженные в процентном соотношении, близки к естественной норме. Но процент повышения количества обучающихся с заболеваниями нервной системы говорит о том, что налицо явные перегрузки, а такой ритм жизни предопределяет возникновение хронической усталости, неблагоприятный ход адаптационных процессов и нарушение физического развития.
Анализ расписания в лицее по ранговой шкале трудности.
Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу.
Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъёмом – в среду и пятницу или, во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузок в недельном цикле. Расписание во всех контрольных классах в лицее оценено как нерациональное (Приложение 2). Синим цветом на диаграммах отмечена нагрузка по плану, фиолетовым – фактическая нагрузка учащихся, которая включает в себя специальные курсы в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг. Все учащиеся испытывают перегрузки в начале недели, в среду отмечается наименьшая нагрузка в 1 и 8 классах, во вторник – в 10 классе, в четверг, наоборот, нагрузка набольшая в 3 из 4 контрольных классах, что не соответствует нормам распределения учебной нагрузки.
Механизм внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: (По данным Института возрастной физиологии РАО)
1. Стрессовая педагогическая тактика;
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5. Несовершенство существующей системы физического воспитания;
6. Интенсификация учебного процесса;
7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
На основе анализа рисков, существующих в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов и с учетов сновных групп здоровьесберегающих технологий была разработана педагогическая модель программы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Она также приведена в соответствие с определением Федерального Государственного Образовательного Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся.
Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.( Приложение 3)
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам .
• ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями ,направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Например , в лицее используемый в начальной школе учебно-методический комплекс «Перспектива» позволяет это сделать благодаря тому, что он разработан с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу этого УМК положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках УМК «Перспектива» задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
|
|
|