|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черчетская средняя общеобразовательная школа Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черчетская средняя общеобразовательная школа
Выступление на районном методическом объединении учителей ОРКСЭ
«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках ОРКСЭ»
Учитель Головачёва
Лариса Сергеевна Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. Слайд 1
К ним относятся:
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Слайд 2
Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на:
• изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);
• формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;
• ориентация на исследовательскую работу школьников;
• ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;
• использование межпредметных связей.
В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка и внедрение информационных компьютерных технологий в учебный процесс как средства обогащения творческой деятельности учащихся и самого педагогического процесса.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Главными целями обучения (как традиционного, так и с использованием компьютера) являются развитие, формирование широкого круга представлений, знаний и умений. Слайд 3. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах: целенаправленности; научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности учащихся; наглядности; прочности; доступности; учет в обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника; коллективный характер обучения; выбор оптимальных форм, средств и методов.
Урок должен мотивировать к поиску информации. Электронные ресурсы, новые информационные технологии, различные средства и методы обучения являются своего рода инструментами, путями решения, мини-лабораториями, мини-коллекциями и позволяют проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке. Идеология индивидуальной проектной работы и групповой тоже играет существенную роль в образовательном пространстве каждого ученика, в его развитии и становлении.
Внедрение информационных образовательных ресурсов является одним из направлений в моей педагогической практике.
Урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. К примеру, подача новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой она проводится на традиционном уроке. Получение учащимся новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР, работе с информационными ресурсами: Интернетом, словарями, энциклопедиями и т. д.
Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы? Во-первых, для меня использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и образовательные интернет-ресурсы.
При условии систематического использования электронных мультимедиа-учебников в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения учащихся с разноуровневой подготовкой.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
ЭОРы на моих уроках служат для получения первоначальных знаний и умений, которые затем закрепляются, развиваются. Использование мною ЭОРов – это один из видов домашней работы, которую использую, чтобы дать основу для совместной работы в аудитории или проверить знания учащихся.
Использование мною ЭОР на уроках ОРКСЭ можно представить схемой:
Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках: слайд 5
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
- Контроль за умениями, навыками учащихся
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Я применяю на уроках электронные образовательные ресурсы в разных формах: слайды 6-13
Во-первых, это сопровождение объяснения материала презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. В основном это направление основано на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достичь мне на уроках?
- Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путём участия ребёнка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций – опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
- Визуализация учебного материала;
- Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;
- Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
- Разнообразие форм предоставления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
- Стимулирование воображения школьников;
- Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Не единожды использовала в практике посещение виртуального музея. Для этого использовала сайт Государственного музея истории религии - https://gmir.ru/expo/obzor/. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приёмами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Во-вторых, использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет.
Применяю ЭОР на уроках ОРКСЭ на различных этапах урока:
ЭОР на этапе актуализации знаний:
ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении использую мультимедийные кроссворды, краткие викторины.
Конец формы Стараюсь проявлять творчество при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где нахожу необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как почти на каждом уроке использую презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника.
ЭОР дают большие возможности для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Я стараюсь научить ребёнка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями, показать как среди обилия информации в Интернете находить нужную информацию, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные. В домашнем задании для обучающихся, у которых есть возможности выхода в Интернет, использую задания типа:
Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека,
Найдите иллюстрации к материалу «Священные сооружения различных религий».
Используя дополнительную информацию Интернет, приготовьте проектную работу «Священные книги религий мира», «Храм в жизни верующих», «Религия и искусство».
Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных народов мира.
Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на таких уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность. Положительный эффект от использования в образовательном процессе ИК средств обучения сегодня очевиден многим, потому что они позволяют:
1. используя разнообразные формы работы, активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке,
2. выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения,
3. наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка,
4. формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность,
5. идти в ногу со временем.
Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
При работе со средствами ИКТ осуществляется процесс индивидуализации, так как предоставляется право выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.
Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.
Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам ОРКСЭ;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся. |
|
|