Главная страница


Изложением 27 Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 27



НазваниеИзложением 27 Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 27
страница3/5
Дата18.04.2016
Размер0.76 Mb.
ТипИзложение
1   2   3   4   5

II. Формирование метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов при работе над сжатым изложением

  1. Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов


Упражнения на формирование умений учащихся восприятия и переработки информации

  1. Распространите информацию, приведенную ниже, включив в нее необходимые, с вашей точки зрения, смысловые блоки.

Толстой Л. Н. Анна Каренина: роман: в восьми частях. Части первая – четвертая. – Л.: Художественная литература, 1979. – 448 с. (Серия «Классики и современники»).

В романе «Анна Каренина» (1878) Л. Толстой через «мысль семейную» отразил жизнь русского общества в переломный период его развития.

В данный том включены первая – четвертая части романа.

  1. Переформулируйте данные ниже высказывания (упростите их), выделив в них главную информацию.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»); во-вторых, то, с чем сравнивается («образ»); в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»). (По Л. А. Введенскому, Л. Г. Павловой).

Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т. д. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и часто говорим: идет дождь, часы встали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер. (По Л. А. Введенскому, Л. Г. Павловой).

  1. Запишите данный текст в сокращенном виде, используя приемы исключения и обобщения в ходе передачи основной информации. Что, по вашему мнению, необходимо передать дословно?

…Никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, а и за человека-то не считают. Точно так же никто никогда не хвалил человека за то, что его слова понятны присутствующим: если это не так, его попросту презирают. Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развернуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую грозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво. (Марк Туллий Цицерон).

  1. Приведенные ниже фразы характеризуют разные жанры. Выпишите те фразы, которые имеют отношение к реферату.

Из исходного текста выбирается информация, представляющая ценность только для автора реферата;

отбирается объективно ценная информация;

вступление и заключение не нужны, главное – наличие основной части;

структура общепринятая: вступление, основная часть, заключение;

сообщается только о том, какие проблемы рассматриваются в исходном тексте;

не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста;

автор может постоянно высказывать свое отношение к изложенному в исходном тексте;

свое отношение автор может изложить в заключении;

автор может пользоваться только ему понятными сокращениями, значками, пометками, подчеркиваниями.

Упражнение на формирование метапредметных умений учащихся понимать текст и его структуру

Готовя девятиклассников к сжатому изложению, мы помним, конечно, что в основе всякой грамотной трансформации текста – понимание текста и его структуры. Поскольку сжатию обычно подвергается рассуждение, нужно, чтобы ученик прежде всего умел выделять основные его элементы – тезисы и доказательства, тогда он сумеет и сократить текст, оставив только основные мысли и указав связи между ними, и расширить, дополнив необходимыми аргументами, примерами и пояснениями. И если именно так видит свою задачу учитель, для него не лишним окажется текст, позволяющий проанализировать один из вариантов структуры рассуждения и предложить ряд полезных заданий.

Миф и сказка

Сейчас для большинства людей слово «миф» синонимично слову «сказка». Многие мифы говорили о происхождении мира или его части: горы или моря, растения или животного, орудия или обычая. Нечто похожее можно обнаружить и в сказках, в частности, сказки о животных нередко сохраняют объясняющую концовку и имеют характерные названия, например «Почему у зайца короткий хвост».

Но разница между мифом и сказкой очень существенна. Миф был наисерьезнейшей вещью – способом осмысления и объяснения мира. Он воспринимался как правда, более того – как истина. Сказка, в отличие от мифа, создается и воспринимается как «неправда», «побасенка» и рассказывается для развлечения слушателей. Если миф почти всегда связан с определенной местностью, то действие сказки происходит в «некотором царстве, в некотором государстве». События мифа имеют значение для всего мироздания – события сказки изменяют только судьбу ее персонажей. И, наконец, еще одно отличие, особенно важное для истории словесного искусства: миф разыгрывали в ритуале или передавали устно, и суть его не зависела от формы передачи; сказка же имела смысл, только если была хорошо рассказана. (По В. Николаенко).

Этот текст, по которому обычно наши девятиклассники пишут изложение в начале учебного года, мало пригоден для сжатия – мысли в нем и так сформулированы почти конспективно, - но зато очень удобен для анализа, который и стоит провести перед тем, как ученики займутся письменным пересказом.

В беседе, где, в зависимости от подготовленности класса, ведущую роль могут сыграть и ученики, и учитель, выясняется, что текст представляет собой сравнение двух понятий, между которыми есть общее, но которые нельзя смешивать, потому что различия между ними существенны. Сначала называется общее, а потом находятся различия. Спросим, сколько существенных различий названо в тексте (разумеется, их четыре), считает ли автор их равными по значению (нет, последнее выделено как самое важное); все ли мысли проиллюстрированы примерами (нет, пример только один – название «объясняющей» сказки в первой части).

Обратим внимание на то, какие языковые средства здесь использованы.

В первой части, где речь идет о сходстве, есть выражение «нечто похожее можно обнаружить и …».

Вторая часть открывается противительным союзом. Далее называются различия, причем языковые средства для их выражения не повторяются. Если все утверждения о мифе обозначим 1, а утверждения о сказке – 2, то схематически вторую часть можно изобразить так:

    1. (в отличие от …).

Если 1, то 2. (сложноподчиненное предложение с союзом «если - то»).

1 – 2. (бессоюзное предложение).

И, наконец, … (вводное слово, указывающее на то, что дальше следует последний элемент перечня), 1, 2 же… (сложносочиненное предложение с противительным союзом «же»).
Не беда, что ученики еще не знакомы с классификацией сложных предложений; учитель сам решит, полезно девятиклассникам услышать термины, которые будут освоены позднее, или это только запутает учеников и отвлечет от главного.

Схемы в процессе беседы можно изобразить на доске и в тетрадях.

Беседа и письменная работа обычно укладываются вместе в один урок.

Когда изложения проверены, удачи отмечены, а недочеты и ошибки обсуждены и осознаны, работа над текстом продолжается.

На дом ученики получают одно из двух заданий: 1) расширить исходный текст, дополнив его необходимыми примерами и пояснениями; 2) написать собственное сочинение на любую тему, но по изучаемой схеме, то есть сравнить два понятия, предмета, явления, назвав и общее между ними, и существенные различия (еще одно замечание: мы настоятельно советуем детям не употреблять существительное «сходство» во множественном числе, хотя словари такого запрета не содержат).

Упражнение на формирование метапредметных умений учащихся внутри текста

Продолжая подготовку к сжатому изложению, предложим ученикам упражнение для анализа логических связей внутри текста.

Еще раз подчеркнем: умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой необходимо, так как при пересказе помогает правильно, не исказив авторского замысла, передать содержание текста.

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, надо проделать следующие операции:

- восстановить смысловую связь между предложениями или абзацами;

- правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

- исправить нарушенную логику;

- подобрать вступление или заключение.

Подобные задания каждый учитель может составить сам, исходя из задач конкретного урока. Лучше всего начать с небольших и простых упражнений, потом перейти к более сложным, а работу с текстами, которые распечатаны на отдельных карточках, постепенно заменить работой на слух.

Известно, что характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и эквивалентные им синтаксические конструкции. Предложим ученикам такой текст, в котором они отсутствуют.
Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, они обменивались одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь. (По Н.Гранту)

Содержание высказывания в общих чертах понятно, но смысл его можно сделать более ясным, если подчеркнуть, что:

  1. первое и второе предложения, а также два последних связаны между собой причинно-следственными отношениями:

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег, потому что они обменивали одни товары на другие.

Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото, так как на него можно было выменять любую вещь;

  1. третье предложение иллюстрирует предыдущий тезис:

Когда-то купцы… обменивали одни товары на другие. Например, жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину;

  1. первый и второй тезисы противопоставлены друг другу:

Когда-то… Но постепенно.

Пояснить логическую структуру текста помогают специальные слова – сочинительный (но) и подчинительные (потому что, так как) союзы и вводное слово например, - которые в исходном варианте упражнения отсутствовали.

Предложим ученикам такое задание:

- объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

- найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

- запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2)

- кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

Допустим такой вариант сжатого изложения:

Раньше торговали, обменивая один товар на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.

Это же упражнение можно использовать и для работы на слух. Ученики, разделив страницу пополам, во время чтения текста в одну колонку кратко запишут тезисы, а в другую – примеры и доказательства, а потом графически – с помощью стрелок или скобок – покажут, как связаны между собой тезисы: какие из них можно объединить, какие – противопоставить, какой тезис проиллюстрирован. В получившейся схеме стоит указать слова, которые помогают выразить эти отношения. После обсуждения результатов ученики пишут сжатое изложение.

Упражнение на формирование метапредметных умений учащихся понимать текст и его структуру

Создание этого типа речи, как правило, затрудняет учащихся. Они недостаточно хорошо знают, как должны строиться такие высказывания, из каких структурных элементов они состоят и т. д. Поэтому в ходе работы над рассуждением важно сформулировать умения: выделять в тексте все компоненты рассуждения, понимать их значение в организации высказывания, а затем осознано воспроизводить их в собственной речи.

Работа над изложением по тексту «Учение с увлечением»

9 класс

Учение с увлечением

На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

Учение с мучение – это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и этак, прикидывать – может, и получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянитесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!

И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон. (С. Соловейчик.) 201 сл.

Материал для учителя

Анализ текста

Предложенный для изложения текст взят из статьи Л. Ф. Талалаевой, см.: Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку. – м., 1986. – С. 97.

По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике. По типу речи – это рассуждение-объяснение, в котором раскрываются и оцениваются два понятия: учение с мучением и учение с увлечением. Понятия раскрываются субъективно – через описание состояния человека и его оценку этого состояния, поэтому в средней, объясняющей части рассуждения можно выделить фрагменты текста, имеющие типовое значение оценки и описания состояния человека. Состояние дается в динамике, описывается как процесс – отсюда в нем элементы повествования (Бродишь, бродишьНаконец откроешь…).

Рассуждение строится по схеме: тезис – сначала в форме общего утверждения (Есть два вида занятий…), которое затем конкретизируется в виде двух оценочных положений (1. Учение с мучением – дело известное и 2. Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье...?). Второе положение формулируется в виде цепи риторических вопросов (вопросов-урверждений). В конце делается вывод (Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон).

Текст имеет четкую логическую структуру и дает возможность проверить умение чувствовать речевую форму и сохранять ее при пересказе. Эмоциональная экспрессия текста, композиционное построение его на основе антитезы, широкое использование в нем изобразительно-выразительных языковых средств, характерных для художественной публицистики (наличие прямого обращения к читателю, риторических вопросов, восклицаний, лексических и синтаксических повторов, метаморфических выражений, инверсии, односоставных и двусоставных предложений со сказуемым, выраженным глаголом 2-го лица с обобщенным значением), позволяют показать учащимся на материале связного высказывания особенности функционирования в публицистическом стиле речи синтаксических конструкций, изучаемых в 8-м классе.

Текст имеет очень простую и ясную композицию: он состоит из двух контрастных частей – «учение с мучением» и «учение с увлечением». Составлять план в подобных случаях не обязательно: большую информацию о строении текста содержит типологическая схема.

Схема строения текста
















Общее утверждение







1-й тезис

Рассуждение




Описание состояния человека (с элементами повествования)







Оценка состояния







2-й тезис







Оценка состояния







Описание состояния человека (с элементами повествования)







Вывод – оценка действительности











Методические рекомендации

Материал рекомендуется для сжатого изложения с творческим заданием, которое может быть сформулировано следующим образом:

Дайте сжатый пересказ этого текста, но при этом сохраните его строение и стиль речи. Опираясь на собственный опыт учения, расскажите, какой из школьных предметов вы любите, легко усваиваете и что вам не дается и доставляет массу хлопот и неприятностей. (Естественно, что можно воспользоваться и примерами, выходящими за рамки обязательных школьных занятий.) Главное – опишите свое состояние, покажите, как вам мучительно учиться по принуждению, без интереса и какое это счастье заниматься любимым делом.

Упражнения на освоение приемов сжатия текста

  1. Упражнение на исключение второстепенной информации.

Исключением ученики занимаются уже на начальном этапе работы с изложением: во время первого чтения они, слушая текст, мысленно исключают из него доказательства и примеры, а в тетрадь записывают только тезисы. Однако полностью исключать примеры и рассуждения нельзя – они важный элемент логической структуры. Поэтому нужно тренироваться сокращать их, опуская частные подробности, или ссылаться на них.

Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли. (С. Волков)

Ответ:

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем – зайца, волка, турка.

Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун?

Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени, такие разведчики и получили прозвище пластунов.

А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун – не отрывая тело от земли.

Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят ______________________________, то сравнивают человека ___________________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. _________________________? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, ___________________, были способны ________________________, а передвигаясь, _____________________.

Заполняя пропуски, обратим внимание учеников на то, что из нескольких однородных примеров к первому тезису (прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки – зайца, волка, турка) в сжатом изложении лучше оставить один (так как они равноценны, то - любой); а сложное вопросительное предложение можно превратить в утверждение. Детали (во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени) в краткий пересказ, разумеется, попасть не должны.

Ответ:

Когда говорят, прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.

  1. Упражнение на обобщение частной информации

Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нужно, измените форму согласующихся слов):

  1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.

  2. Ремесленники, рудокопы, матросы поднялись против власти Трех Толстяков.

  3. С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись отдельные слова песенки.

  4. Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных лучах.

  5. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещателей, танцоров.

  6. Эти рудокопы и эти грязные ремесленники не имеют ружей, пистолетов и сабель. А у гвардейцев есть пушки.

  7. Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голосок, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы.

  8. Воздушные шары, красные, синие, желтые, казались великолепными. Каждому хотелось иметь такой шар… Но чудес не бывает! Ни одному мальчику, самому послушному, ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара. (Ю. Олеша)

Видно, что почти во всех предложениях однородные члены могут быть заменены местоимениями или наречиями со значением все, всякий, везде (никто, ничто, никакой, нигде). Но лучше, если ученики потренируются в подборе таких обобщающих слов, которые передают смысл фразы более точно и не противоречат контексту. Возможные варианты стоит обсудить в классе.

Ответ:

1.Многие // все горожане // все жители города. 2. Все бедняки // весь бедный рабочий люд. 3. Отовсюду // Со всех сторон // И справа и слева // Из каждого дома // Из всех окон. 4. Разноцветные парики // Парики всех цветов радуги // Парики всех возможных цветов и оттенков. 5. Всех цирковых артистов // всю цирковую труппу. 6. У рабочих нет никакого оружия. 7. Самые разнообразные звуки // очень много маленьких звуков. 8. Разноцветные воздушные шары. Ни одному ребенку.

Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся выделять микротемы текста

Прочитайте текст

Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны?

Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам – самоосвобождением.

Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических книгах – самоосвобождением.

Когда ребенка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растет вроде беспризорного, - он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). Когда ребенку приходится освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю независимость, внешнюю свободу – чтобы сменить ее, как уже говорилось, на зависимость от сверстников. Для него свобода – лишь разменная монета: здесь добыл, там продал. Самоосвобождения не происходит.

Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. Одно дело – освобождаться от мелочных родительских запретов, другое – от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.

С. Соловейчик

Задания

1. Какова цель автора данного текста? Выберите правильный ответ.

А. Обратить внимание родителей на воспитание своих детей.

Б. Открыть новое слово в педагогике.

В. Представить и раскрыть противников подростков.

Г. Ответить на вопрос о том, почему одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны.

2. Какую информацию можно устранить без ущерба для понимания текста?

3. Подберите наиболее подходящий синоним к слову добывание.

А. Добыча.

Б. Получение.

В. Нахождение.

4. Объясните разницу значения слов раскованны и распущенны. Сделать это вам поможет информация для справки.

Для справки

Раскованный – свободный и непринужденный в обращении с людьми, в поведении.

Распущенный – 1. Недисциплинированный, своевольный. Р. ученик.

2.Развратный, безнравственный. Р. нравы.

5. Сформулируйте микротему каждого абзаца в виде следующей таблицы

№ абзаца

Микротема

1.




2.




3.




4.




6. Подчеркните предложения с однородными членами.

7. В каких из них ряды однородных членов можно заменить обобщающим словом? Произведите такую замену. Что-нибудь изменилось?

Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся соблюдение в речи основных лексических норм русского языка

Наступление грозы

Приближался вечер, а вместе с ним в неподвижном воздухе чувствовалось томительное созревание грозы. Она ниоткуда не шла, она как бы сама собой зарождалась над амфитеатром города, среди мечетей и минаретов. Когда со скрежетом поползла вверх стопудовая якорная цепь, а затем перегруженный пароход осел ниже ватерлинии и стал медленно поворачиваться не рейде, солнце уже потонуло в грозовых тучах. Сделалось так темно, что в каюте и салонах зажгли электричество. Из люков дохнуло горячими запахами кухни и машин.

Слова для справок:

Ватерлиния – линия по борту, до которой судно погружается в воду при нормальной осадке.

Рейд – водное пространство у морского берега, удобное для стоянки судов.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Амфитеатр – в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом.

Мечеть – мусульманский храм.

Минарет – башня при мечети, из которой муллы призывают на молитву.
Это один текст из семнадцати (по количеству учеников в классе). Задание написано на доске для всех одно, а тексты у ребят разные. На следующем уроке происходит обмен текстами, таким образом один и тот же ученик знакомится со всеми текстами.

Задания могут быть разными, например, при повторении спряжения глаголов задание может быть таким: Выпишите из текста 5 любых глаголов, определите их спряжение, к каждому глаголу подберите по 1-2 однокоренных слова.

На обратной стороне листа с текстом ученик пишет свою фамилию и имя, чтобы на следующем уроке ему не попался этот текст.

В самом начале работы обращаем внимание детей на то, что слова, которые объясняются после текста, надо постараться запомнить, т.к. в конце работы каждый обменивается текстом с соседом по парте, чтобы проверить друг друга.

У такого вида работы много преимуществ:

- за несколько уроков один ученик получает возможность поработать со всеми текстами;

- работа с текстом позволяет ученику расширить свои знания;

- словарный запас ребят пополняется не только современными, но и устаревшими словами. Кроме того, ученики знакомятся с лексическими средствами выразительности русского языка;

- возникает чувство гордости за то, что сосед по парте делает текст, с которым «я работал первый»;

- повышается концентрация внимания, т.к. не все ученики могут правильно списать текст с образца;

- повышается орфографическая и пунктуационная грамотность учеников.

В качестве средства контроля можно выбрать словарный диктант. Контроль проводится только в конце работы с блоком текстов, когда каждый ребенок поработал со всеми текстами.

Опыт показал, что дети охотно включаются в работу. При такой работе они узнают много новых слов

Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

На уроках русского языка вы анализируете один текст одного автора. Мы предлагаем задание посложнее: работу с «псевдотекстом», в котором смешались два текста двух разных авторов.

Псевдотекст

- Прочитайте текст.

Вечером блеснет наконец-то озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, - ночь, полная звезд. Когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна… На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы… Всю ночь костер то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и почему боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни.

- Наверное, вы догадались, что в этом тексте соединены отрывки из двух разных произведений. Попробуйте их найти.

- Прочитайте тексты, которые у вас получились. Что вы можете сказать об особенностях каждого из них?

Задания:

1. Каким настроением проникнут каждый из текстов?

2. Какой видит ночь Чехов? А какой – Паустовский? Чье восприятие ночи вам ближе и ближе и почему?

3. Какие краски и звуки ночи услышали писатели? Найдите и подчеркните их в тексте.

4. Раскройте смысл сочетаний слов природа настороже. Подумайте, почему природа находится в таком состоянии. Ответьте словами А. П. Чехова.

5. Подумайте, почему «жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни». Приходилось ли вам испытывать такое состояние? Напишите об этом.

Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся адекватного понимания сообщения

Текст 1

1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

(А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей.

(Б) «Вначале было слово», сказано в Священном писании.

(В) Слово соединяет в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.

(Г) И, значит, Слово не даром дано человеку.
Задания

1. Выберите вариант ответа:

1) БГАВ; 3) АВБГ;

2) ГАВБ; 4) ВБГА.

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

1) суверенность; 3) разъединенность;

2) независимость; 4) автономность.

3. Какое слово неправильно разбито на морфемы:

1) сказан-о; 3) процесс-е;

2) свят-о; 4) с-плач-ива-ют?

4. В каком слове на месте пропуска пишется е?

1) в написани…; 3) на площад…;

2) в обител…; 4) на площадк…

5. Какой частью речи являются слова прошлое, настоящее, будущее в предложении В:

1) именами существительными;

2) причастиями;

3) словами категории состояния.

6. Какие предложения простые?

1) А; 3) В;

2) Б; 4) Г.

Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся соблюдение в речи лексических норм языка

Задания, которые помогают учащимся воспитывать вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте.

Осенняя росинка

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

(М. Пришвин)

Какие слова показались вам необычными, незнакомыми? Догадались ли вы, что они означают? Каково их лексическое значение? Почему именно эти глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы.

Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти строки? Почему?

Как, по-вашему, почему иная росинка … весь день просверкает на листе?

Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?

Подчеркните грамматические основы предложений. Чем первое предложение отличается от остальных?

Сделайте морфемный разбор слова росинка и определите значение суффикса.

Объясните написание слов с разделительным мягким знаком.

Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас затруднило?

Упражнение, формирующее метапредметные умения учащихся адекватно понимать информацию письменного сообщения

Притча о цветке

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед жизненной силой тех, кто породил ее».

Но никто не услышал этого, а по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

(О.М. Безымянская, С.А. Лукьянов.)

1.Какова основная мысль текста?

А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира;

Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты;

В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому;

Г) Человек должен быть благодарным за доставленное счастье.

2.Каковы тип и стиль речи текста?

А) Художественный, описание;

Б) Публицистический, рассуждение;

В) Публицистический, повествование с элементами рассуждения;

Г) Художественный, повествование.

3.Что собой представляет последнее предложение текста?

А) Тезис;

Б) Вывод;

В) Мораль.

4.В каком предложении заключена основная мысль текста?

А) Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного;

Б) Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее;

В) За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы.

5.Какие средства выразительности использованы в тексте?

А) Эпитеты и гиперболы;

Б) Метафоры и эпитеты;

В) Эпитеты, олицетворение, перифраза;

Г) Инверсия, эпитеты.
1   2   3   4   5