Работа над сжатым изложением как средство формирования метапредметных умений и навыков учащихся В педагогике традиционно выделялись общеучебные умения – умения, обладающие свойством широкого переноса, которые используются при решении широкого круга задач по различным предметам:
познавательные (умение самостоятельно приобретать знания);
практические (решение задач);
организационные (умение планировать работу);
умение проводить самоконтроль;
оценочные умения (умение оценить результат).
Развитие общеучебных умений, конечно же, является важной целью образования. Но для того, чтобы выпускник соответствовал был успешен и конкурентноспособен в практической жизни, этого недостаточно.
Именно поэтому необходимо уметь мобилизировать в любой ситуации полученные знания и опыт.
Совокупность общих учебных умений и умений принимать решение и предвидеть возможные результаты называется метапредметной компетенцией.
Под метапредметной компетенцией в Концепции федерального государственного образовательного стандарта второго поколения понимаются освоенные обучающимися на базе одного, или нескольких, или всех учебных предметов способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблемы в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Русский язык является основой развития мышления, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Все содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного общения (коммуникативной установки, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению, передаче информации;
умение сопоставлять и сравнивать речевые выражения с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью сжатости (план, пересказ, аннотация, конспект);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей, жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждение актуальных тем;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы идр.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Немаловажную роль в формировании метапредметной компетенции играет сжатое изложение.
Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме). В школьных условиях – это письменный пересказ текста.
Пересказ – самое распространенное задание, с которым сталкивается ученик средней школы. Ежедневно – письменно или устно, на русском языке или иностранном – школьники пересказывают самые разнообразные по содержанию, объему и форме подачи тексты: главы из художественных произведений, параграфы из учебника, отрывки из энциклопедий; передают «своими» словами условия математических задач или упражнений по русскому языку.
При этом чаще всего от ученика требуется не подробная, полная, дословная передача содержания, а изложение сути, главной, существенной информации. Очевидно, что умение сжать излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьников, а навыки краткого пересказа и интерпретация текста необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и вузе.
К сожалению, целенаправленным формированиям этих межпредметных навыков занимаются только на уроках русского языка и литературы. А ведь в процессе работы над текстом у школьников формируются важные метапредметные умения и навыки: анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других.
Анализ исходного текста, его темы, основной мысли, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся коммуникативные умения (умения связной речи). Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задач, темы, основной мысли.
Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру, организованную по определенным логическим законам. Знание структуры текста помогает правильно выделить существенную информацию и передать ее, сохранив логику авторской мысли. Чем проще и яснее структура текста, тем легче выполнить требование – пересказать его сжато.
Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает и не нарушает логики исходного текста (то есть создавать вторичный текст).
Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста, используя приемы компрессии текста.
При выполнении задания первой части экзамена учащиеся должны продемонстрировать многие надпредметные умения и навыки:
верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
правильно выделять микро- и макротемы;
владеть навыками компрессии (сжатие текста);
логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.
Уже при первом прослушивании текста ученики должны понять содержание; определить стиль и основной тип речи, тему и основную мысль текста; продумать его возможный заголовок; выявить количество и последовательность микротем и в черновике, на основе микротем, составить план изложения.
Следовательно, изложение учит целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, то есть воспроизведению его в форме изложения.
В процессе подготовки к экзамену учителю необходимо проводить содержательно – композиционный анализ текста, направленный на то, чтобы помочь школьникам понять и запомнить его содержание.
Воспроизвести авторскую речь (тип речи, стиль, особенности лексики и грамматического строя речи) помогает языковой разбор текста. При его проведении рассматриваются наиболее выразительные слова и конструкции, важные для передачи темы и основной мысли; на основе анализа структуры текста определяется схема его строения (выявляется, из каких типовых фрагментов – повествование, рассуждение, описание – состоит изложение); определяются способы связи предложений; выделяются микротемы (очень важно, чтобы количество микротем в экзаменационной работе соответствовало их количеству в прослушанном тексте); выявляются стилевые особенности высказывания, его жанровая специфика.
Особое внимание обращаем на то, что мы пишем сжатое изложение. Девятиклассники должны владеть методикой использования разных способов сжатия текста.
Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, сжатое изложение довольно сложно для учеников, поэтому к данному виду работы их надо готовить.
Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачами и условиями обучения. Углубленная работа над текстом, его анализ повышают читательскую культуру учащегося.
Различные по содержанию тексты расширяют кругозор, обогащают учащихся новыми знаниями об окружающем их мире.
Изложение (устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать тексты на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно.
В основе изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работы, обучающих через подражание; изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление.
Работа с образцами художественных текстов благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, учит чувствовать образ.
Экзаменационное изложение - это не только показатель усвоения учениками знаний и навыков работы с текстом, но и оценка труда учителя по обучению восприятия текста, вниманию к слову, стилю, композиции.
Учитель при обучении сжатому изложению должен формировать следующие умения:
вычленять главное в информации;
сокращать текст разными способами;
правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Все многообразие текстов можно разделить на две большие группы – первичные и вторичные.
Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные представляют собой результат переработки первичного (исходного) текста и являются в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное, другими словами, результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста.
Примером вторичного текста является, в частности, изложение, в основе которого лежит воспроизведение содержания исходного текста.
Умение создавать вторичные тексты носит метапредметный характер. Известно, что написание рефератов, планов, конспектов, различного рода пересказы (изложение, устный ответ на уроке, экзамене), письменные ответы на вопросы проблемного характера, подготовка отзывов, написание сочинения – все это и многое другое является составной частью обучения школьников и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.
Вместе с тем обучению навыкам создания вторичных текстов не уделяется должного внимания. Задания, связанные с написанием тех или иных разновидностей вторичных текстов, в процессе учебной деятельности используются, но обучающий компонент при этом не реализуется, что, вероятно, обусловлено ошибочным мнением о легкости создания вторичного текста: берешь исходный текст и пересказываешь его, или выписываешь из него необходимые положения, или составляешь план, озаглавливая абзацы, и т.п.
На самом деле создание вторичных текстов базируется на развитии целого ряда коммуникативных умений. Прежде всего – на умении читать (слушать), то есть реализовать в процессе чтения различные цели и использовать различные приемы, обеспечивающие глубокое проникновение в содержание статьи, книги, учебника, научно – популярной литературы и т.п.
Но даже если исходный текст воспринят полно и адекватно, то при создании вторичных текстов возникают трудности, которые обусловлены рядом причин, например, незнанием законов жанра прежде всего вторичного текста, неумением правильно использовать средства языка и речи при оформлении содержания высказывания. Но главная причина связана с тем, что при создании вторичного текста не всегда учитывается их специфика.
Основная черта вторичных текстов – смена авторства, а значит и смена коммуникативной задачи. Осознать и реализовать свою коммуникативную задачу после прочтения (прослушивания) того или иного текста – вот первый шаг к созданию вторичного текста. Характер коммуникативной задачи определяет содержание всех остальных этапов создания вторичных текстов.
Рассмотрим, каким образом может быть организована работа, направленная на обучение школьников созданию аннотаций, рефератов, тезисов.
Эти вторичные тексты также характеризуются метапредметной направленностью, а их жанровые особенности во многом сходны: содержание первичных текстов воспроизводится кратко (в сокращенном виде); в основе создания текста лежат определенные приемы работы с исходным текстом; вторичные тексты оформляются с помощью соответствующих средств.
Чтобы написать тезисы, необходимо выделять в тексте тематические (они называют тему каждого абзаца) и смысловые (они раскрывают главную мысль абзаца) предложения.
Кроме того, необходимо научиться исключать из содержания детализирующую информацию, сокращать или переформулировать (обобщать) содержание тематических и смысловых предложений.
Умение формулировать тезисы обеспечивает успешность работы по созданию конспекта. Конспект – это особый вид текста, в основе которого лежит переработка содержания первоисточника (исходного текста) с целью выявления, систематизации и обобщения значимой для второго автора информации.
В ходе конспектирования читающих фиксирует основные положения исходного текста, что позволяет восстановить его содержание без обращения к первоисточнику.
Конспектирование основано на использовании многих приемов, характерных для процесса тезирования. При этом в конспектах запись главной мысли каждого абзаца дополняется примерами, вопросами, замечаниями.
Сравним признаки аннотации и реферата.
Аннотация – краткая характеристика произведения печати (содержание, характеристика, направленность и т.п.).
Цель ее – информировать читателя о той или иной книге, статье.
Реферат – краткое и вместе с тем полное изложение содержания исходного текста.
Цель – сообщить читателю о содержании источника, чтобы читатель мог понять, нужно ли изучать то или иное произведение более подробно.
Таким образом, аннотация и реферат разновидности вторичных текстов.
При обучении школьников созданию вторичных текстов используются следующие виды заданий:
Анализ вторичных текстов (содержание; наличие тех или иных смысловых частей; способы предъявления информации).
Распространение аннотаций, дополнение их определенными смысловыми частями.
Сравнение различных разновидностей вторичных текстов (аннотаций и рефератов, тезисов и конспектов).
Сокращение (сжатие) текста или его фрагментов с использованием приемов исключения и обобщения в ходе передачи основной информации.
Выделение ключевых слов, смысловых и тематических предложений в исходном тексте.
Переформулирование смысловых и тематических предложений в абзацах исходного текста с целью их сокращения, обобщения информации и т.п.
Анализ приемов сокращения текстов (рисунки, опорные конспекты, формулы и т.д.).
Создание вторичных текстов с учетом ситуации общения и особенностей коммутативной задачи (оформить стенд, написать реферат, составить тезисы, конспект).
В заключение подвести итоги, каким образом их написание повлияло на усвоение содержания параграфа.
Примеры таких заданий приведены в разделе «Дидактические материалы».
В итоге у выпускника должны быть сформулированы следующие метапредметные умения и навыки работы с информацией:
отбор содержания для ответов на вопросы и подготовке сообщений;
осмысление прочитанного (прослушанного);
использование информации при решении проблемных задач;
свертывание и творческая переработка информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую;
критический анализ и оценка;
передача информации другим (создание вторичного текста).
Это позволит ему стать конкурентноспособной личностью, готовой к самообразованию, саморазвитию, самоопределению и творческому преобразованию окружающего мира, нацеленным на успех в любой сфере деятельности.
Независимо от того, какие способы выбирает учащийся для выделения основного содержания текста, предъявленного для прослушивания, сжатое изложение должно соответствовать следующим методическим требованиям:
сохранение последовательности;
наличие предложения, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части (микротемы);
установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
использование уместных, точных лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Намеченный в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и реализованный в материалах ЕГЭ компетентностный подход отразился и в содержании экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации выпускников IX-х классов.
Работа проверяет лингвистическую компетенцию (знания о языке и речи, умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом).
О степени сформированности языковой компетентности говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетентность проверяется на уровне владения учащимися навыками речевой деятельности.
Компетентность не может быть определена через сумму знаний и умений. Обладать совокупностью компетенций – значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт, а для этого школьника надо «учить учиться» перерабатывать полученную информацию.
|