2. Модели уроков по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов Тема: «Систематизация и обобщение знаний о структуре и лексических особенностях написания сжатого изложения». Цель урока: систематизировать ранее полученные знания об особенностях написания сжатого изложения, развитие практических навыков сжатия текста, формирование метапредметных умений учащихся воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свернутости.
Урок представляет собой лекцию учителя, по ходу которой ученики делают необходимые записи в тетрадях. Эти материалы в дальнейшем будут использоваться в практической работе.
Запись на доске: «Сжатое изложение»
Содержательная обработка прослушанного текста.
Языковая обработка.
Дать понятие термину «Сжатое изложение».
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющих проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст разными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи текста.
Для содержательной обработки текста необходимо определить структурно-композиционные особенности, видеть логику текста, выделить главное в каждой микротеме.
Основные приемы содержательной компрессии текста: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации, свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее), понимание главного и передача его своими словами.
Языковая обработка информации: сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста; лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами, сохранять функционально-содержательные особенности прослушанного текста, в том числе его структурно-композиционные особенности (абзацы).
Приемы сжатия текста.
1) исключение подробностей, деталей (удаление, исключение);
Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.
2) обобщение конкретных, единичных явлений (объединение, обобщение);
Однажды Анну Павловну в свой дворец пригласил сам Оскар II, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар II, шведский король, прислал за Анной Павловной роскошную карету.
3) сочетание исключения и обобщения (замена, упрощение).
В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. – Иностранные газеты называли выступления откровением нового искусства.
В своем тексте вы можете использовать либо один. Либо несколько приемов сжатия информации одновременно.
Существует также следующие способы сжатия материала:
- сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок… засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. – На другой же день приступила она к исполнению своего плана, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово.
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… - Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… все одел в белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! – Разыгрался пустынный ветер, взрыл снеговые степи, все одел в белый мрак. - разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились. На реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют прогалины.
- перевод прямой речи в косвенную;
Свернули с шоссе на проселок. Проехали еще с полкилометра.
- Дальше давайте своим ходом, - объявил шофер.
- Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик.
- Свернули с шоссе на проселок, проехали еще с полкилометра, а дальше шофер попросил пойти нас пешком, потому что до дома было недалеко.
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. – Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Домашнее задание. Выучить теоретический материал лекции учителя.
Урок 2. Урок закрепления полученных знаний Тема: «Обучающее сжатое изложение в 9 классе по тексту Е.А. Земской «Как делаются слова». Текст представляет собой пример научного (научно-популярного) стиля речи и дает возможность показать особенности сжатого пересказа научно-популярной статьи и закрепить знания учащихся по словообразованию. Изложение целесообразно проводить после изучения этого материала в 9 классе.
Как делаются слова
«Стройматериалами» слова являются словообразовательные морфемы языка (суффиксы и приставки), а также корни и основы слов. Путем их различного, но вполне определенного, подчиненного строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.
Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Как понимать это определение? Оно значит, что из всех значимых единиц языка (например, слов, предложений) морфема – наименьшая. Если мы будем ее дробить на более мелкие части, то уже значимых частей не получим. Действительно, морфемы состоят из звуков (одного или более), которые уже самостоятельного значения в слове не имеют. Что значит звук (б) в слове убежать? Ничего. А вот звук (у) имеет значение в этом глаголе, так как (у) не просто звук, а звук и одновременно морфема. У – глагольная приставка, обозначающая удаление.
В языке имеются такие словообразовательные морфемы, которые встречаются в составе существующих слов, но в образовании новых слов не участвуют. На основании этого различают два ряда морфем: суффиксы и приставки деятельные, активные, участвующие в образовании новых слов (продуктивные, как их называют языковеды), и бездеятельные, пассивные (непродуктивные), которые в образовании новых слов не участвуют, но имеют определенное значение и выделяются из состава слова. Примером деятельных в современном языке морфем могут быть суффиксы существительных –ик, -ник: ударный – ударник, выпускной – выпускник. Примеров бездеятельного может служить суффикс –ич: москвич, костромич. (210 сл.)
(По Е.А. Земской)
Предварительная работа
1. Объяснить значение слов, при необходимости обращаться к словарю: морфема, активный, пассивный (элемент).
2. Определить, как образованы следующие слова: отбежать, прибежать, убежать; барабанщик, газетчик, учитель; литературовед, языковед, стройматериалы.
3. Распределить словосочетания в соответствии со способом выражения главного слова, составить предложения с данными словосочетаниями: строгая закономерность; соединения слов; значимая часть; дробить на части; самостоятельное значение; бездеятельный суффикс; не участвовать в образовании (слов).
4. Обозначить орфограммы в словах: участвовать, чувствовать, приставка, суффикс.
Цель урока.
1. Формирование умения сжимать научный текст.
2. Закрепление умения раскрывать основную мысль текста.
3. Формирование метапредметных умений учащихся создавать вторичный текст
Ход урока
1. Постановка задачи урока.
Учитель говорит о том, что ребята уже знакомы со сжатым изложением художественного текста. Задача урока – учиться сокращать научный текст. Это умение очень важное, так как им часто придется сжато передавать информацию, данную в учебнике, научной статье.
2. Вступительная беседа.
В ходе беседы ученики вспоминают, с какими стилями речи они знакомы (разговорным, научным, художественным, деловым), говорят о том, где они встречались с научным стилем речи (в учебниках, в научно-популярных книгах о русском языке, о математике и т. д.); коллективно называются известные шестиклассникам признаки научного текста. Учитель демонстрирует одну из научно-популярных книг о русском языке (Земская Е. А. Как делаются слова). Школьникам предлагается подумать, о чем может быть книга с таким названием. Вспоминают, что раздел учебника, где изучается этот материал, называется «Словообразование». Затем сообщается, что для сжатого изложения взят отрывок из книги Е. А. Земской.
3. Чтение текста.
Учащимся предлагается прочитать текст про себя, посмотреть, все ли слова понятны, назвать те особенности статьи, по которым можно сказать, что перед ними научный текст.
4. Анализ текста.
1) Языковой комментарий.
Комментирует учитель, ребята наблюдают особенности текста, приводят примеры.
- Задача автора – сообщить читателю определенную информацию о том, из чего строятся слова. Поставленная задача определяет содержание и особенности использования языковых средств. Но автор старается изложить материал доступно, популярно. Перед нами научно-популярный текст. Этим можно объяснить употребление в переносном значении слова стройматериалы, оно берется в тексе в кавычки («материалы, из которых делаются слова»); живой характер изложения (использование разъясняющих повторов, вопросительных предложений).
Вместе с тем в тексте видим характерные особенности научного стиля:
- определение языковедческих понятий : морфема, продуктивные и непродуктивные морфемы.
- использование слов, выражений, терминов из области науки о языке («элемент языка», «подчиненного строгим закономерностям соединения морфеем», «значимая часть», «различают два разряда морфем», «имеют определенное значение и выделяются из состава слова»; «морфема», «приставка», «суффикс», «корень», «основа», «продуктивный», «непродуктивный»).
2) анализ структуры текста и составления плана.
Предлагается: 1) прочитать снова текст и выделить в нем основные смысловые части (таких частей можно выделить три: словообразовательные морфемы, определение морфемы, продуктивные и непродуктивные морфемы); 2) еще раз просмотреть все части и определить, на какие вопросы даны в них ответы.
В результате коллективной работы ученики составляют следующие вопросы к каждой части.
Первая часть
Из каких «стройматериалов» делаются слова?
Каким путем создаются новые слова?
Вторая часть
Как определяют языковеды морфему?
Как понимать это определение?
Третья часть
Все ли морфемы участвуют в образовании слов?
Какие два разряда морфем различают?
Затем выясняется, как автор связывает предложения внутри каждой части и между частями, какие слова и словосочетания для этого используются (словообразовательные морфемы – наименьшая значимая единица языка – корни, суффиксы, приставки – два разряда морфем).
5. Повторное чтение текста по частям и их сжатие.
Прежде всего предлагается подумать, где может потребоваться сжатый вариант изложения этого текста (например, на уроке русского языка при повторении раздела «Словообразование»).
Затем ученики пересматривают вопросы к тексту, обосновывают, что можно исключить или объединить, и составляют план сжатого изложения.
Примерный план
Из чего и как делаются слова?
Что такое морфема?
Продуктивные и непродуктивные морфемы.
Работа по сжатию каждой части идет коллективно, выясняется, что можно (нельзя) исключить, обобщить, почему.
Первая часть должна ввести слушателей в курс дела, надо, чтобы все было им понятно, поэтому сокращения очень незначительны (исключаем несколько слов). Учитель показывает образец сжатого изложения первой части, он заранее записан на доске.
«Стройматериалами» слова являются словообразовательные морфемы языка: суффиксы, приставки, а также корни и основы. Путем их различного, но подчиненного строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.
Затем текст стирается и записывается учениками самостоятельно.
При сокращении второй части обосновывается, что определение понятия «морфема» необходимо оставить, а его разъяснение следует сократить; примеры также исключаются. Те выражения, которые берутся прямо из текста, подчеркиваются. Обращается внимание на обобщающее словосочетание «значимые единицы» и на необходимость его раскрытия (значимые единицы – это слова, предложения).
Устно составляются и обсуждаются сжатые изложения второй части. Затем текст записывается. Необходимо разъяснить постановку знаков препинания в предложении с однородными членами:
Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Это значит, что из всех значимых единиц языка: слов, предложений – морфема – наименьшая.
Работая под руководством учителя над сокращением третьей части, ученики приходят к выводу, что целесообразно, чтобы сократить текст, объединить сведения, данные в первом и втором предложениях, исключив повторения и сделав некоторую перестановку. Примеры, иллюстрирующие основную мысль, также исключаются. Далее предлагается примерный образец сжатого изложения третьей части.
в языке имеются продуктивные словообразовательные морфемы, активно участвующие в образовании новых слов, и морфемы непродуктивные, которые в образовании новых слов не участвуют.
Учитель зачитывает образец сжатого пересказа этой части, затем пишется изложение.
6. Проверка изложений.
Учащимся предлагается прочитать свое изложение, посмотреть, связаны ли между собой части, все ли будет понятно читателю, исправить ошибки и недочеты.
Урок 3. Урок обучению тезирования в 9 классе по тексту «Значение письменной речи» Тема: «Составление тезисов». Работа над составлением тезисов и конспектов
Тезис – основное положение, кратко излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Для того чтобы составить тезисы статьи, необходимо выделить те главные положения (мысли), которые выдвигает автор.
Ученики после внимательного аналитического по своему характеру чтения выясняют, какие вопросы поднимает автор рассматриваемой статьи, и дают на них ответы, используя текст. Тезисы могут быть оформлены в виде цитат или переданы своими словами.
Работа над тезисами по прочитанному готовит к составлению тезисов сообщения, доклада и т. д.
Конспект – это сжатое изложение содержания статьи. Конспект всегда включает тезисы, предполагает их развертывание, разъяснение. Для большей четкости при составлении конспекта целесообразно использовать цифровые знаки, которые позволят выделить отдельные части и указать на иерархию этих частей относительно друг друга.
Урок обучения тезированию в 9 классе
В 9 классе завершается курс русского языка, обобщаются, систематизируются знания, полученные в 5-9 классах. Изучается раздел «Общие сведения о языке».
Предлагаемый для работы текст «Значение письменной речи» привлечет внимание учащихся к письменной форме речи и ее значению, будет способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучению языка.
Тема урока: Составление тезисов.
Значение письменной речи.
На протяжении многих тысячелетий (около полумиллиона лет) люди пользуются устной речью – самым древним способом общения. Потребность в письме возникла сравнительно недавно: звуко-буквенное (алфавитное) письмо существует не более 3 000 лет, а первоначальные формы письменной речи появились 6-8 тысяч лет тому назад.
Письменность – одно из самых существенных культурных завоеваний человека. Казалось бы, письмо играет в истории человеческого общества подсобную, техническую роль – помогает передавать следующим поколениям накопленные знания, достижения науки и культуры. Однако без письма было бы невозможно то огромное культурное развитие человечества от каменного до атомного века, которое сделало современный мир таким, каким он ныне является. И на самом деле, как бы могли накапливаться знания, если бы они не закреплялись, не фиксировались при помощи человеческого гения – использование огня, изобретение гончарного круга или колеса, лука, бумеранга или капкана, ткацкого станка и т. п. – могло быть передано другим людям лишь непосредственно из рук в руки, из уст в уста. Поэтому прогресс человеческих знаний, прогресс техники шел чрезвычайно медленно, а до многих уголков земного шара так и не доходили важнейшие достижения человеческого разума. Дело в том, что устная речь ограничена во времени (нельзя произнесенное услышать хотя бы через минуту) и в пространстве (речь говорящего воспринимается другими людьми на небольшом расстоянии). Письмо же преодолевает эти ограничения устной речи. «без письма язык остался бы лишь мгновенным орудием общения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время» - так лаконично и образно определил значение письма известный языковед России позапрошлого столетия академик Я. К. Грот.
Изобретение телефона, радио и звукозаписи дает в настоящее время возможность передавать устную речь на расстояние и хранить ее записи в течение длительного времени. Но и в наши дни письменная форма речи сохраняет ряд преимуществ перед устной речью, которые заключаются, например, в обозримости письменного текста (трудное место в книге можно прочесть несколько раз), в возможности обдумывать, совершенствовать написанное. Кроме того, пишущему нет необходимости пользоваться сложной аппаратурой.
(В. Г. Ветвицкий)
Предварительная работа
Учащимся предлагается выполнить следующие задания:
1. Пользуясь Словарем русского языка С. И. Ожегова, записать значения слова письмо. (1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2. Умение писать. 3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.)
2. Раскрыть, что означает положение «Язык – средство общения».
3. Разобрать по составу следующие слова: устная, письменная (форма речи), звуко-буквенное (письмо), звукозапись, невозможно.
4. Сделать синтаксический разбор предложения: Письмо – это отражение (фиксация) речи с помощью графических знаков.
Цель урока. Формирование метапредметных умений учащихся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости.
Ход урока
1. Постановка задачи урока.
Учитель говорит о том, что на уроке предстоит учиться составлять тезисы, приводит примеры того, как важно уметь подготовить тезисы прочитанного, которые позволят в сжатом виде представить значительную по объему информацию.
Акцентируется внимание восьмиклассников на том, что умение тезировать потребуется как в процессе обучения, так и в последующей производственной и общественной деятельности. Ставится задача составить тезисы текста «Значение письменной речи».
2. Вступительная беседа.
На этом этапе дается определение тезисов как особого вида сжатой передачи информации. Обращается внимание на оформление тезисов (своими словами или цитатой из текста).
Подчеркивается, что тезисы, как правило, приходится составлять, когда мы работаем над учебной, научной, общественно-политической литературой.
3. Чтение текста (текст роздан учащимся.)
Перед чтением предлагаются задания: 1. Прочитать текст про себя и выделить в нем смысловые части. 2. Ответить на вопрос: «В каком значении употребляется слово письмо в данном тексте?».
4. Анализ текста.
Учащиеся говорят о том, что слово письмо употреблено в значении «фиксация речи с помощью графических знаков», и отвечают на вопросы учителя:
- О чем говорится в тексте?
- Соответствует ли главная мысль текста заголовку?
- Сколько смысловых частей можно выделить в тексте? О чем говорится в каждой части? (Обращается внимание на то, что третья и четвертая части текста объединены общей темой – преимущества письменной речи перед устной.)
Коллективно выясняется коммуникативная задача автора – показать значение письма в развитии человеческого общества. Сделать это надо доступно, вызвать интерес к изучению истории письма. Текст является образцом научно-популярного стиля. Логичность, доказательность сочетаются с живостью, образностью изложения.
5. Составление тезисов.
Учитель еще раз напоминает о том, что составить тезисы – это значит выделить в тексте смысловые части, определить главную мысль каждой части (что утверждает автор) и записать основное положение каждой части. При этом для большей четкости целесообразно использовать цифровые обозначения.
На доске заранее написана первая часть текста и его основная мысль (тезис): «Устная речь – самый древний способ общения; письмо существует не более 3000 лет». Учитель просит прокомментировать, как им проведено сжатие этой части текста. (Оставлено только основное положение, все уточнения, разъяснения, которые даются в этой части, исключены.)
Над остальными частями текста работа идет коллективно. Учащиеся используют разные способы сжатия информации: объединение и обобщение.
6. Запись тезисов в тетрадь.
Примерные тезисы текста «значение письменной речи»
1. Устная речь – самый древний способ общения; письмо существует не более 3000 лет.
2. Письменность – одно из самых существенных завоеваний человечества; без письма было бы невозможно развитие человечества от каменного до атомного века.
3. Письменная речь имеет преимущества перед устной:
- Письменная речь преодолевает ограниченность устной речи во времени.
- Письменная речь обозрима, она дает возможность обдумывать, совершенствовать написанное.
7. Чтение тезисов (при необходимости их обсуждение).
8. Задание на дом: подготовить сжатый пересказ текста, развернув тезисы. (Тексты остаются у учащихся для выполнения задания.)
|