3. Анализ результатов ГИА- 9 в 2010 году по русскому языку учащихся 9 А класса МОУ СОШ №3 г. Смоленска Источник исследования:
Протокол проверки результатов
ГИА-9 в 2010 году
КОД ППЭ: 103
01 – Русский язык
Часть 1, С1.1. (сжатое изложение)
Максимальный балл – 7 баллов.
Всего учащихся, сдававших экзамен по русскому языку в новой форме, – 22 учащихся.
Получили:
7 баллов – 11 учащихся (50%);
6 баллов – 10 учащихся (45,5%);
5 баллов – 1 учащийся (4,5%).
Сравним с результатами сжатого изложения, проведенного в I четверти 2009-2010 учебного года.
Получили:
7 баллов – 3 учащихся (13,5%);
6 баллов – 7 учащихся (31,5%);
5 баллов – 12 учащихся (55%).
Критерии оценивания изложения
| БАЛЛЫ
| 3 балла
| 2 балла
| 1 балл
| ИК 1. Содержание изложения
Умение адекватно понимать прослушанный текст (максимальный
балл - 2)
| I ч.
| ГИА
| I ч.
| ГИА
| I ч.
| ГИА
|
|
| 4 уч-ся
(9%)
| 21 уч-ся
(95,5%)
| 8 уч-ся
(81%)
| 1 уч-ся
(4,5%)
| ИК 2. Сжатие исходного текста
Умение воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свернутости
(максимальный
балл - 3)
| 2 уч-ся (9%)
| 14 уч-ся
(64%)
| 12 уч-ся
(55%)
| 8 уч-ся (36%)
| 8 уч-ся (36%)
|
| ИК 3. Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения
Умение правильно излагать свои мысли соблюдая нормы построения текста (максимальный
балл - 2)
|
|
| 11 уч-ся
(50%)
| 19 уч-ся
(87%)
| 11 уч-ся
(50%)
| 3 уч-ся
(13%)
|
Если сформированы метапредметные умения и навыки девятиклассников, отработаны все этапы работы над сжатым изложением, сформированы навыки продуктивного интеллектуального труда школьника при создании вторичного текста, учитель может ожидать положительных результатов.
Сравним результаты сжатого изложения, проведенного в 9 классе А МОУ СОШ №3 в начале 2009-2010 учебного года (I четверть), с результатами, полученными на экзамене при проведении государственной аттестации.
Анализ результатов показывает, что систематическая работа при подготовке к сжатому изложению дает положительные результаты. В то же время сохраняется проблема формирования умений и навыков компрессии (сжатия текста). Основная причина не высокого количества учащихся, получивших высший балл на ГИА за сжатие исходного текста, - недостаточное количество часов, отведенных на работу по отработке данного вида умений и навыков в традиционной школе. Если в стандартах общего образования второго поколения сжатое изложение заложено в программу уже второго класса, то в традиционных программах сжатое изложение проводится с пятого класса, по одному-два изложения в год. Следовательно, необходимо спланировать работу так, чтобы работа над изложением не была «авральной», а должна идти в системе. Тем более что задания, предложенные в данной работе, позволяют их применение на всех этапах уроков разных видов.
Заключение Данная работа поможет учителю провести эффективную работу по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов.
Любая человеческая деятельность осуществляется сознательно и мотивирована желанием добиться определенной цели. Эта целеустремленность делает ее результативной.
Основа обучения любому ремеслу состоит не в механической передаче приемов и навыков от мастера к ученику по принципу «делай, как я», а в систематическом показе секретов работы и их вразумительном объяснении: как и почему именно так изделие связано.
То же самое можно сказать и о работе над изложением. Нельзя научить детей, если постоянно не показывать и не объяснять целей, условий, приемов, особенностей в применении метапредметных умений и навыков.
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. При правильной организации работы над изложением у учащихся 9-х классов развиваются способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, развивается мышление, активизируются интеллектуальные способности. Происходит формирование личности, заинтересованной в успехе, в процессе коммуникации.
В наш век информационные технологий произвели взрыв, который не только увеличил в десятки раз объем потребляемой информации, но и привел к ее быстрому старению и обновлению. Теперь список профессий обновляется каждые семь лет более чем наполовину и, чтобы быть успешным, человеку приходится за свою жизнь переквалифицироваться три-пять раз. Профессиональная успешность стала зависеть от умения ориентироваться, от инициативности, от умения справляться с проблемами, искать недостающие знания и другие ресурсы для достижения цели. Насколько успешным станет выпускник, во многом зависит от того, превратиться ли учеба в развитие, то есть появятся ли у него новые формы мышления, речи, действия.
Следовательно, в основе учебного процесса должны быть положены ключевые компетенции, которые зафиксированы в Концепциях федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Например, умение самостоятельно мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); владение устной и письменной коммуникациями; способность учиться на протяжении жизни в личном, профессиональном и социальном контекстах; использование знаний в измененной ситуации, преобразование их.
В ходе формирования метапредметных умений и навыков учащихся происходит трансформация старых схем мышления и деятельности, и ученик занимает социальную позицию, которой у него не было.
В подтверждение этого стоит вспомнить мысль Л.С. Выготского о том, что школьный класс должен напоминать мастерскую, в которой на каждом уроке реконструируются и конструируются заново знания учащихся. Происходит это путем взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом и осмысления вновь полученных знаний. Немаловажную роль в этом процессе будут играть и уже играет метапредметная компетентность учащихся, без наличия которой подлинная активность учащихся в обучении невозможна.
Литература Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №2. Русский язык. // - 9. – 2010.
Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №3. Русский язык. // - 16. – 2010.
Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №3 (продолжение). Русский язык. // - 17. – 2010.
Гаибова В.Е., Чернявская А.П. К определению общих учебных компетенций старшеклассников. Инновации в образовании. //. – 5. – 2006.
Дезорцева Э. С. Система работы по развитию речи у школьников 5-8 классов Русский язык. //. – 4. – 2007.
Иванов Д. Компетентность – это знания, означающие умение действовать. Директор школы. //. – 4. – 2009.
Ивченко П. Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений Русский язык. //. – 5 – 1990.
Ипполитова Н.А. Вторичные тексты в учебной деятельности школьников. Русский язык. //. – 6. – 2010.
Капинос В. И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.:/Кн. для учителя/- М.: Просвещение, 1991
Куманяева А. Е. Изложение на выпускном экзамене /Учебное пособие/-М.: «Экзамен», 2006
Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984
Никулина М. Ю. Изложения по русскому языку: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
Основные результаты образовательных достижений учащихся PISA-2006. (Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007)
Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста /Пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 1978
Стандарты второго поколения . Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-е изд.-М:-Просвещение, 2010
Терентьева А. В., Орлова Н. П. Готовимся к экзамену по русскому языку в новой форме (9 класс): Пособие для учащихся – Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», 2008
Торопчина Л.В. Сжатое изложение на аттестационном экзамене по русскому языку. Русский язык. // - 7. – 2010.
Хаустова Д. А. Разные типы изложений Русский язык. //.- 3. – 2006.
Хаустова Д. А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).-М.: Издательство «Экзамен», 2010
Приложения Приложение 1 Формирование метапредметных умений учащихся определять цели предстоящей деятельности, последовательность восприятия и переработки информации при создании вторичных текстов Памятки – инструкции для учащихся
Большое значение для овладения правилами создания вторичных текстов имеют памятки-инструкции, которые помогают школьникам осознать основные этапы подготовки.
Приведем примеры таких памяток.
Чтобы представить прочитанный текст в виде тезисов, необходимо:
- выделить или сформулировать в каждом абзаце тематическое или смысловое предложение;
- исключить из содержания абзацев детализирующую информацию;
- сократить или переформулировать, если необходимо, содержание тематических и смысловых предложений
или
- выразить емко, ясно и точно главную мысль каждого абзаца и записать ее в виде тезисов – предложений, отражающих смысл прочитанного.
2. Чтобы законспектировать прочитанное, нужно:
- сформулировать тему, основную мысль текста, главную мысль каждого абзаца или обозначить смысловые вехи текста;
- добавить к главной мысли каждого абзаца (каждой смысловой части) примеры (если это необходимо);
- определить, какие части текста необходимо привести дословно; использовать сокращения слов, рисунки-символы, графические или условные обозначения.
3. Последовательность действий при написании реферата:
- указать библиографические данные: автор, название, издательство, год издания, количество страниц;
- прочитать и осмыслить исходный текст;
- продумать и написать вступление, указав в нем тему и сформулировав основную проблему, рассматриваемую автором;
- продумать, как можно изложить основной текст кратко, но с минимальными информационными потерями: что исключить? что обобщить?;
- продумать и написать заключение, выразив в конкретной форме свое отношение к прочитанному, порекомендовать книгу (статью) определенным категориям читателей;
- прочитать текст реферата, отредактировать его, внести необходимые поправки.
Как следует из вышеизложенного, обучение школьников созданию вторичных текстов имеет большое значение для организации учебной деятельности, для формирования важнейших умений, связанных с восприятием и переработкой информации, в том числе и учебно-научного характера.
Приложение 2 Формирование метапредметных умений учащихся создавать вторичный текст. Памятка для учащихся
Как подготовиться к написанию изложения
1.Подготовьте таблицу, для того чтобы сделать запись во время первого чтения текста учителем.
План-опора
| Глаголы-опоры
| Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы
|
|
|
| 2.В колонке План-опора запишите:
- слово или выражение – начало абзаца.
Например. Как-то раз…; Однажды летом…; Почему Волга… .
- словосочетанием то, о чем шла речь в первом абзаце текста.
Например. Однажды летом…; Как-то раз мы с друзьями… .
Цель записи. Вы запомните начало каждой красной строки и не допустите нарушений логической связи микротем текста, его абзацев.
3.В колонке Глаголы-опоры запишите:
- глаголы и глагольные формы, составляющие основу предложения;
Внимание! Не нужно записывать словосочетания, достаточно восстановить в памяти только глагол (глагольную форму): именно они «подскажут» развернутый контекст, содержание предложения в целом.
Например. Выглянуло, пошел.
- разворачивая предложение первый раз, восстанавливая его структуру и содержание, задайте вопросы: Кто (что) совершает действие?;
Например. Выглянуло (что?) солнце. Пошел (что?) дождь.
При первом восстановлении ваша запись будет такой: «Выглянуло солнце, пошел дождь».
- восстанавливая содержание предложения второй раз, задайте вопросы обстоятельств и дополнений к глаголу-сказуемому: где? зачем? почему? с кем? когда?;
Например. выглянуло (как?) неожиданно,
выглянуло (откуда?) из-за туч и т. п.
- восстанавливая предложение в третий раз, задайте вопросы определений к существительному-подлежащему: какой? чей?;
Например. неожиданно выглянуло из-за туч осеннее солнце.
- располагайте запись глаголов в колонке в соответствии с границами первого (второго и т. д.) абзаца;
- глаголы одного предложения перечисляйте при помощи запятых. Предложение закончилось – ставьте точку.
Например. Выглянуло, пошел. (1 предложение.) Посыпался. (2 предложение) Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. (3 предложение)
Так будет выглядеть в таблице на этом этапе
План-опора
| Глаголы-опоры
| Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы
| Однажды летним утром
| Выглянуло, пошел. Посыпался. Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. Заулыбались, защелкали, растревожили.
|
| 4.В колонке Образные средства… в соответствии с первым абзацем текста изложения запишите:
- эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии и др. образные средства, которые передают особенности языка художественной (публицистической, научно-популярной) прозы;
Например. Серебряными каплями (эпитет).
- постарайтесь записывать образные средства так, чтобы расположение записи во второй колонке совпадало с расположением записи в третьей колонке;
Например. Глаголу застучали соответствует эпитет серебряными каплями.
Так будет выглядеть запись в таблице на следующем этапе
План-опора
| Глаголы-опоры
| Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы
| Однажды летним утром
| … Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. …
| Серебряными каплями
| - постарайтесь записать в третьей колонке термины, сопутствующие текстам публицистического стиля речи (географические, политические, экономические).
Например. ландшафт, масштаб, плоскогорье, низменность; президент, кворум, общественно-политический строй; финансы, заработная плата, дивиденды и др.
- необходимо записать даты, числа, имена собственные.
Например. Древняя Греция, Юсуповский дворец, Поволжье, тысяча девятьсот семнадцатый год и др.
5.Восстановите текст на черновике, используя запись в таблице, и подготовьтесь ко второму прослушиванию, чтобы дополнить запись.
6.Чтобы не допустить повтора слов с одним и тем же значением, подберите контекстуальные синонимы к местоимению он (она, оно…), обозначающему главного героя рассказа, текста, очерка. Для этого нужно задать вопросы по тексту:
Например. Как зовут героя рассказа (текста, очерка)?
Какова основная черта его характера, раскрываемая в отрывке (недотепа, хвастун, лежебока, смельчак, сорвиголова, герой и т. д.)?
Каков род деятельности, занятий героя отрывка (путешественник, журналист, исследователь, ученый и т. д.)?
Если это не человек, то кто это? (животное, насекомое, пресмыкающееся, птица, водоплавающее, пернатое, собака, пес, чудовище.)
Используйте метонимию.
Например. солнце – огненное светило, Митя – отважный летчик и т. п.
7.Помните, что предложения и абзацы должны связываться по смыслу и лексико-грамматически. Используйте (если это необходимо и возможно) в начале нового предложения
- слова начала, развития, завершения повествования (действия): затем, потом, однажды, когда-то, внезапно, неожиданно и т. п.
- слова рассуждения: во-первых, во-вторых, значит, наверное, например, итак.
|