Главная страница

Изложением 27 Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 27



НазваниеИзложением 27 Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 27
страница5/5
Дата18.04.2016
Размер0.76 Mb.
ТипИзложение
1   2   3   4   5

3. Анализ результатов ГИА- 9 в 2010 году

по русскому языку

учащихся 9 А класса МОУ СОШ №3 г. Смоленска


Источник исследования:

Протокол проверки результатов

ГИА-9 в 2010 году

КОД ППЭ: 103

01 – Русский язык

Часть 1, С1.1. (сжатое изложение)

Максимальный балл – 7 баллов.

Всего учащихся, сдававших экзамен по русскому языку в новой форме, – 22 учащихся.

Получили:

7 баллов – 11 учащихся (50%);

6 баллов – 10 учащихся (45,5%);

5 баллов – 1 учащийся (4,5%).

Сравним с результатами сжатого изложения, проведенного в I четверти 2009-2010 учебного года.

Получили:

7 баллов – 3 учащихся (13,5%);

6 баллов – 7 учащихся (31,5%);

5 баллов – 12 учащихся (55%).

Критерии оценивания изложения

БАЛЛЫ

3 балла

2 балла

1 балл

ИК 1. Содержание изложения

Умение адекватно понимать прослушанный текст (максимальный

балл - 2)

I ч.

ГИА

I ч.

ГИА

I ч.

ГИА







4 уч-ся

(9%)

21 уч-ся

(95,5%)

8 уч-ся

(81%)

1 уч-ся

(4,5%)

ИК 2. Сжатие исходного текста

Умение воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свернутости

(максимальный

балл - 3)

2 уч-ся (9%)

14 уч-ся

(64%)

12 уч-ся

(55%)

8 уч-ся
(36%)

8 уч-ся
(36%)




ИК 3. Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения

Умение правильно излагать свои мысли соблюдая нормы построения текста (максимальный

балл - 2)







11 уч-ся

(50%)


19 уч-ся

(87%)

11 уч-ся

(50%)

3 уч-ся

(13%)


Если сформированы метапредметные умения и навыки девятиклассников, отработаны все этапы работы над сжатым изложением, сформированы навыки продуктивного интеллектуального труда школьника при создании вторичного текста, учитель может ожидать положительных результатов.

Сравним результаты сжатого изложения, проведенного в 9 классе А МОУ СОШ №3 в начале 2009-2010 учебного года (I четверть), с результатами, полученными на экзамене при проведении государственной аттестации.

Анализ результатов показывает, что систематическая работа при подготовке к сжатому изложению дает положительные результаты. В то же время сохраняется проблема формирования умений и навыков компрессии (сжатия текста). Основная причина не высокого количества учащихся, получивших высший балл на ГИА за сжатие исходного текста, - недостаточное количество часов, отведенных на работу по отработке данного вида умений и навыков в традиционной школе. Если в стандартах общего образования второго поколения сжатое изложение заложено в программу уже второго класса, то в традиционных программах сжатое изложение проводится с пятого класса, по одному-два изложения в год. Следовательно, необходимо спланировать работу так, чтобы работа над изложением не была «авральной», а должна идти в системе. Тем более что задания, предложенные в данной работе, позволяют их применение на всех этапах уроков разных видов.

Заключение


Данная работа поможет учителю провести эффективную работу по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов.

Любая человеческая деятельность осуществляется сознательно и мотивирована желанием добиться определенной цели. Эта целеустремленность делает ее результативной.

Основа обучения любому ремеслу состоит не в механической передаче приемов и навыков от мастера к ученику по принципу «делай, как я», а в систематическом показе секретов работы и их вразумительном объяснении: как и почему именно так изделие связано.

То же самое можно сказать и о работе над изложением. Нельзя научить детей, если постоянно не показывать и не объяснять целей, условий, приемов, особенностей в применении метапредметных умений и навыков.

Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. При правильной организации работы над изложением у учащихся 9-х классов развиваются способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, развивается мышление, активизируются интеллектуальные способности. Происходит формирование личности, заинтересованной в успехе, в процессе коммуникации.

В наш век информационные технологий произвели взрыв, который не только увеличил в десятки раз объем потребляемой информации, но и привел к ее быстрому старению и обновлению. Теперь список профессий обновляется каждые семь лет более чем наполовину и, чтобы быть успешным, человеку приходится за свою жизнь переквалифицироваться три-пять раз. Профессиональная успешность стала зависеть от умения ориентироваться, от инициативности, от умения справляться с проблемами, искать недостающие знания и другие ресурсы для достижения цели. Насколько успешным станет выпускник, во многом зависит от того, превратиться ли учеба в развитие, то есть появятся ли у него новые формы мышления, речи, действия.

Следовательно, в основе учебного процесса должны быть положены ключевые компетенции, которые зафиксированы в Концепциях федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Например, умение самостоятельно мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); владение устной и письменной коммуникациями; способность учиться на протяжении жизни в личном, профессиональном и социальном контекстах; использование знаний в измененной ситуации, преобразование их.

В ходе формирования метапредметных умений и навыков учащихся происходит трансформация старых схем мышления и деятельности, и ученик занимает социальную позицию, которой у него не было.

В подтверждение этого стоит вспомнить мысль Л.С. Выготского о том, что школьный класс должен напоминать мастерскую, в которой на каждом уроке реконструируются и конструируются заново знания учащихся. Происходит это путем взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом и осмысления вновь полученных знаний. Немаловажную роль в этом процессе будут играть и уже играет метапредметная компетентность учащихся, без наличия которой подлинная активность учащихся в обучении невозможна.

Литература


  1. Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №2. Русский язык. // - 9. – 2010.

  2. Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №3. Русский язык. // - 16. – 2010.

  3. Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №3 (продолжение). Русский язык. // - 17. – 2010.

  4. Гаибова В.Е., Чернявская А.П. К определению общих учебных компетенций старшеклассников. Инновации в образовании. //. – 5. – 2006.

  5. Дезорцева Э. С. Система работы по развитию речи у школьников 5-8 классов Русский язык. //. – 4. – 2007.

  6. Иванов Д. Компетентность – это знания, означающие умение действовать. Директор школы. //. – 4. – 2009.

  7. Ивченко П. Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений Русский язык. //. – 5 – 1990.

  8. Ипполитова Н.А. Вторичные тексты в учебной деятельности школьников. Русский язык. //. – 6. – 2010.

  9. Капинос В. И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.:/Кн. для учителя/- М.: Просвещение, 1991

  10. Куманяева А. Е. Изложение на выпускном экзамене /Учебное пособие/-М.: «Экзамен», 2006

  11. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984

  12. Никулина М. Ю. Изложения по русскому языку: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

  13. Основные результаты образовательных достижений учащихся PISA-2006. (Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007)

  14. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста /Пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 1978

  15. Стандарты второго поколения . Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-е изд.-М:-Просвещение, 2010

  16. Терентьева А. В., Орлова Н. П. Готовимся к экзамену по русскому языку в новой форме (9 класс): Пособие для учащихся – Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», 2008

  17. Торопчина Л.В. Сжатое изложение на аттестационном экзамене по русскому языку. Русский язык. // - 7. – 2010.

  18. Хаустова Д. А. Разные типы изложений Русский язык. //.- 3. – 2006.

  19. Хаустова Д. А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).-М.: Издательство «Экзамен», 2010

Приложения

Приложение 1

Формирование метапредметных умений учащихся определять цели предстоящей деятельности, последовательность восприятия и переработки информации при создании вторичных текстов


Памятки – инструкции для учащихся

Большое значение для овладения правилами создания вторичных текстов имеют памятки-инструкции, которые помогают школьникам осознать основные этапы подготовки.

Приведем примеры таких памяток.

  1. Чтобы представить прочитанный текст в виде тезисов, необходимо:

- выделить или сформулировать в каждом абзаце тематическое или смысловое предложение;

- исключить из содержания абзацев детализирующую информацию;

- сократить или переформулировать, если необходимо, содержание тематических и смысловых предложений

или

- выразить емко, ясно и точно главную мысль каждого абзаца и записать ее в виде тезисов – предложений, отражающих смысл прочитанного.

2. Чтобы законспектировать прочитанное, нужно:

- сформулировать тему, основную мысль текста, главную мысль каждого абзаца или обозначить смысловые вехи текста;

- добавить к главной мысли каждого абзаца (каждой смысловой части) примеры (если это необходимо);

- определить, какие части текста необходимо привести дословно; использовать сокращения слов, рисунки-символы, графические или условные обозначения.

3. Последовательность действий при написании реферата:

- указать библиографические данные: автор, название, издательство, год издания, количество страниц;

- прочитать и осмыслить исходный текст;

- продумать и написать вступление, указав в нем тему и сформулировав основную проблему, рассматриваемую автором;

- продумать, как можно изложить основной текст кратко, но с минимальными информационными потерями: что исключить? что обобщить?;

- продумать и написать заключение, выразив в конкретной форме свое отношение к прочитанному, порекомендовать книгу (статью) определенным категориям читателей;

- прочитать текст реферата, отредактировать его, внести необходимые поправки.

Как следует из вышеизложенного, обучение школьников созданию вторичных текстов имеет большое значение для организации учебной деятельности, для формирования важнейших умений, связанных с восприятием и переработкой информации, в том числе и учебно-научного характера.

Приложение 2

Формирование метапредметных умений учащихся создавать вторичный текст.


Памятка для учащихся

Как подготовиться к написанию изложения

1.Подготовьте таблицу, для того чтобы сделать запись во время первого чтения текста учителем.

План-опора

Глаголы-опоры

Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы










2.В колонке План-опора запишите:

- слово или выражение – начало абзаца.

Например. Как-то раз…; Однажды летом…; Почему Волга… .

- словосочетанием то, о чем шла речь в первом абзаце текста.

Например. Однажды летом…; Как-то раз мы с друзьями… .

Цель записи. Вы запомните начало каждой красной строки и не допустите нарушений логической связи микротем текста, его абзацев.

3.В колонке Глаголы-опоры запишите:

- глаголы и глагольные формы, составляющие основу предложения;

Внимание! Не нужно записывать словосочетания, достаточно восстановить в памяти только глагол (глагольную форму): именно они «подскажут» развернутый контекст, содержание предложения в целом.

Например. Выглянуло, пошел.

- разворачивая предложение первый раз, восстанавливая его структуру и содержание, задайте вопросы: Кто (что) совершает действие?;

Например. Выглянуло (что?) солнце. Пошел (что?) дождь.

При первом восстановлении ваша запись будет такой: «Выглянуло солнце, пошел дождь».

- восстанавливая содержание предложения второй раз, задайте вопросы обстоятельств и дополнений к глаголу-сказуемому: где? зачем? почему? с кем? когда?;

Например. выглянуло (как?) неожиданно,

выглянуло (откуда?) из-за туч и т. п.

- восстанавливая предложение в третий раз, задайте вопросы определений к существительному-подлежащему: какой? чей?;

Например. неожиданно выглянуло из-за туч осеннее солнце.

- располагайте запись глаголов в колонке в соответствии с границами первого (второго и т. д.) абзаца;

- глаголы одного предложения перечисляйте при помощи запятых. Предложение закончилось – ставьте точку.

Например. Выглянуло, пошел. (1 предложение.) Посыпался. (2 предложение) Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. (3 предложение)

Так будет выглядеть в таблице на этом этапе


План-опора

Глаголы-опоры

Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы

Однажды летним утром


Выглянуло, пошел. Посыпался. Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. Заулыбались, защелкали, растревожили.




4.В колонке Образные средства… в соответствии с первым абзацем текста изложения запишите:

- эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии и др. образные средства, которые передают особенности языка художественной (публицистической, научно-популярной) прозы;

Например. Серебряными каплями (эпитет).

- постарайтесь записывать образные средства так, чтобы расположение записи во второй колонке совпадало с расположением записи в третьей колонке;

Например. Глаголу застучали соответствует эпитет серебряными каплями.

Так будет выглядеть запись в таблице на следующем этапе

План-опора

Глаголы-опоры

Образные средства, термины, имена собственные, диалектизмы, неологизмы, фразеологизмы

Однажды летним утром

… Побежали, застучали, зашлепали, прекратился. …

Серебряными каплями

- постарайтесь записать в третьей колонке термины, сопутствующие текстам публицистического стиля речи (географические, политические, экономические).

Например. ландшафт, масштаб, плоскогорье, низменность; президент, кворум, общественно-политический строй; финансы, заработная плата, дивиденды и др.

- необходимо записать даты, числа, имена собственные.

Например. Древняя Греция, Юсуповский дворец, Поволжье, тысяча девятьсот семнадцатый год и др.

5.Восстановите текст на черновике, используя запись в таблице, и подготовьтесь ко второму прослушиванию, чтобы дополнить запись.

6.Чтобы не допустить повтора слов с одним и тем же значением, подберите контекстуальные синонимы к местоимению он (она, оно…), обозначающему главного героя рассказа, текста, очерка. Для этого нужно задать вопросы по тексту:

Например. Как зовут героя рассказа (текста, очерка)?

Какова основная черта его характера, раскрываемая в отрывке (недотепа, хвастун, лежебока, смельчак, сорвиголова, герой и т. д.)?

Каков род деятельности, занятий героя отрывка (путешественник, журналист, исследователь, ученый и т. д.)?

Если это не человек, то кто это? (животное, насекомое, пресмыкающееся, птица, водоплавающее, пернатое, собака, пес, чудовище.)

Используйте метонимию.

Например. солнце – огненное светило, Митя – отважный летчик и т. п.

7.Помните, что предложения и абзацы должны связываться по смыслу и лексико-грамматически. Используйте (если это необходимо и возможно) в начале нового предложения

- слова начала, развития, завершения повествования (действия): затем, потом, однажды, когда-то, внезапно, неожиданно и т. п.

- слова рассуждения: во-первых, во-вторых, значит, наверное, например, итак.


1   2   3   4   5