Главная страница

Курс по выбору «Случайность или закономерность?» адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика»



Скачать 38.85 Kb.
НазваниеКурс по выбору «Случайность или закономерность?» адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика»
Дата18.04.2016
Размер38.85 Kb.
ТипДокументы

Курс по выбору «Случайность или закономерность?»

адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика».

Пояснительная записка.

В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты, страховые полисы, таблицы занятости, диаграммы социологических опросов, различного рода прогнозы. Общество все глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе.

Существование гражданина в современном обществе связано, прежде всего, с правом на получение информации, с правом на осознанный выбор, который невозможно осуществить без умения делать выводы и прогнозы, анализировать и обрабатывать, иногда, неполную и противоречивую информацию.

Мы должны научиться жить и работать в вероятностной ситуации, а это неизбежно требует развития вероятностно-статистического мышления у подрастающего поколения.

В условиях перехода школы на профильное обучение, причиной создание данного курса является желание показать учащимся практические способы применения математических знаний в различных областях деятельности человека, что возможно будет способствовать повышению интереса к данной науке, выбору учащимися математического профиля обучения, а также их профессиональной ориентации.

Тем более, что в действующих учебниках математики эта тема не рассматривается, а без данного раздела ученики не смогут успешно дать экзамены за курс полной школы и подготовиться к конкурсным экзаменам в ВУЗ по выбранному профилю.
Цели курса:

  • формирование у учащихся комбинаторного и вероятностного мышления;

  • развитие идеи о том, что в природе существуют статические закономерности.


Задачи курса:

  • развитие логического мышления, творческих способностей, познавательных интересов, вероятностной интуиции, исследовательской деятельности учащихся;

  • обеспечение усвоения основных понятий теории вероятности и статистики;

  • освоение работы в среде электронной таблицы на ПК;

  • демонстрация различных вероятностных задач, показывающих возможность применения математических знаний в различных областях профессиональной деятельности человека;

  • ознакомление с процессом построения простейших моделей.


Формы и методы работы

должны располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета; развивать способность к анализу; способствовать формированию логического мышления.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы: беседы, практикумы, моделирование, эксперименты со случайным исходом, игры.
Планируемые результаты:

  • усвоение основ теории вероятности, комбинаторики и статистики;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • приобретение уверенности в решении достаточно сложных вероятностных задач;

  • курс поможет ученику проверить свои способности к математической деятельности, лучше сориентироваться и ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я, буду ли я заниматься этим?»



Содержание.

I блок. Обсуждаются истоки теории вероятностей и статистики, становление теории вероятностей и математической статистики.
II блок. Учащиеся знакомятся с разделом математики, которая сегодня приобрела серьезное значение в связи с развитием теории вероятностей, математической логики и информационных технологий. Учащиеся должны получить представление о том, что такое комбинаторная задача, познакомиться с комбинаторным правилом умножения и систематическим перебором.
III блок. Учащиеся знакомятся с рядом базовых понятий теории вероятностей: случайные, достоверные, невозможные события, испытания, исходы испытаний. Учащиеся должны научиться определять множества исходов единичных испытаний, оценивать вероятность наступления несложных случайных событий.
IV блок. Учащиеся знакомятся со средой электронной таблицы, осваивают технологию работы в ней. Учатся моделировать различные возможные игровые ситуации и вырабатывать тактику, приводящую к положительному или отрицательному результату.
V блок. Круглый стол – представление и защита творческих работ.
Учебно-тематический план.




Тема

Часы

Форма проведения

Форма контроля

1.

Исторический обзор

1

Вводная беседа

Краткий конспект теоретического материала

2.

Введение в комбинаторику

4

Практикумы, работа в группах

Наличие конспекта, индивидуальных выступлений по решению задач, конспект решений различных задач

3.

Случайные события

4

4.

Моделирование случайных процессов

3

Практикум по моделированию, эксперимент

Наличие компьютерной модели (в среде электронной таблицы)

5.

Семинар

1

Круглый стол

Защита творческой работы