|
Курс по выбору «Случайность или закономерность?» адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика» Курс по выбору «Случайность или закономерность?»
адресован учащимся 9 классов и входит в образовательную часть «математика».
Пояснительная записка.
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты, страховые полисы, таблицы занятости, диаграммы социологических опросов, различного рода прогнозы. Общество все глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе.
Существование гражданина в современном обществе связано, прежде всего, с правом на получение информации, с правом на осознанный выбор, который невозможно осуществить без умения делать выводы и прогнозы, анализировать и обрабатывать, иногда, неполную и противоречивую информацию.
Мы должны научиться жить и работать в вероятностной ситуации, а это неизбежно требует развития вероятностно-статистического мышления у подрастающего поколения.
В условиях перехода школы на профильное обучение, причиной создание данного курса является желание показать учащимся практические способы применения математических знаний в различных областях деятельности человека, что возможно будет способствовать повышению интереса к данной науке, выбору учащимися математического профиля обучения, а также их профессиональной ориентации.
Тем более, что в действующих учебниках математики эта тема не рассматривается, а без данного раздела ученики не смогут успешно дать экзамены за курс полной школы и подготовиться к конкурсным экзаменам в ВУЗ по выбранному профилю. Цели курса:
формирование у учащихся комбинаторного и вероятностного мышления;
развитие идеи о том, что в природе существуют статические закономерности.
Задачи курса:
развитие логического мышления, творческих способностей, познавательных интересов, вероятностной интуиции, исследовательской деятельности учащихся;
обеспечение усвоения основных понятий теории вероятности и статистики;
освоение работы в среде электронной таблицы на ПК;
демонстрация различных вероятностных задач, показывающих возможность применения математических знаний в различных областях профессиональной деятельности человека;
ознакомление с процессом построения простейших моделей.
Формы и методы работы
должны располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета; развивать способность к анализу; способствовать формированию логического мышления. Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый. Формы: беседы, практикумы, моделирование, эксперименты со случайным исходом, игры. Планируемые результаты:
усвоение основ теории вероятности, комбинаторики и статистики;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
приобретение уверенности в решении достаточно сложных вероятностных задач;
курс поможет ученику проверить свои способности к математической деятельности, лучше сориентироваться и ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я, буду ли я заниматься этим?»
Содержание.
I блок. Обсуждаются истоки теории вероятностей и статистики, становление теории вероятностей и математической статистики. II блок. Учащиеся знакомятся с разделом математики, которая сегодня приобрела серьезное значение в связи с развитием теории вероятностей, математической логики и информационных технологий. Учащиеся должны получить представление о том, что такое комбинаторная задача, познакомиться с комбинаторным правилом умножения и систематическим перебором. III блок. Учащиеся знакомятся с рядом базовых понятий теории вероятностей: случайные, достоверные, невозможные события, испытания, исходы испытаний. Учащиеся должны научиться определять множества исходов единичных испытаний, оценивать вероятность наступления несложных случайных событий. IV блок. Учащиеся знакомятся со средой электронной таблицы, осваивают технологию работы в ней. Учатся моделировать различные возможные игровые ситуации и вырабатывать тактику, приводящую к положительному или отрицательному результату. V блок. Круглый стол – представление и защита творческих работ. Учебно-тематический план.
№
| Тема
| Часы
| Форма проведения
| Форма контроля
| 1.
| Исторический обзор
| 1
| Вводная беседа
| Краткий конспект теоретического материала
| 2.
| Введение в комбинаторику
| 4
| Практикумы, работа в группах
| Наличие конспекта, индивидуальных выступлений по решению задач, конспект решений различных задач
| 3.
| Случайные события
| 4
| 4.
| Моделирование случайных процессов
| 3
| Практикум по моделированию, эксперимент
| Наличие компьютерной модели (в среде электронной таблицы)
| 5.
| Семинар
| 1
| Круглый стол
| Защита творческой работы
| |
|
|