Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. Понятие личности – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике.
С развитием общества и государства, повышением уровня культуры населения, школа становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность дальнейшего обучения. Известные российские ученые И.С Якиманская, О.С.Газман, Е.В. Бондаревская, Э.Н.Гусинский, Е.И.Казакова и многие другие направляют свои усилия на создание теоретических и методологических основ личностно – ориентированного образования.
Обучение с личностно-ориентированным подходом:
предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.
Придать уроку личностно – ориентированную направленность позволяет соблюдение следующих правил:
создание на уроке гуманистических взаимоотношений;
признание приоритета личности перед коллективом;
каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других;
отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся», и «мне интересно, что ты думаешь о …»;
понимание того, что ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества.
Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью, наглядно представленной в таблице: Таблица 1
«Качество обученности и успеваемости обучающихся по русскому языку за 2008-2013 учебный год»
Таблица 2
«Качество обученности и успеваемости обучающихся по литературе за 2008-2013 учебный год»
Как видим, качество обученности по русскому языку за последние пять лет повысилось на 25%, успеваемость – 100%; качество обученности по литературе повысилось на 43.92%, успеваемость – 100%.
Использованная литература
https://festival.1september.ru/articles/213801/
https://festival.1september.ru/articles/313534/
https://pozdniakowa-v.narod.ru/index/0-6
https://coolreferat.com/Современные_парадигмы_образования
|