|
24,
25
|
| 2
| А.Грибоедов.
Ум мнимый и ум подлинный.
Мастерская по комедии «Горе от ума».
| Работа в паре, работа в группе по 4 человека, , работа с иллюстрациями, выступления от групп, вопросы уч-ся к комедии, сравнение точек зрения об уме Чацкого Пушкина и Гончарова,
Высказывания литераторов, отыскивание ответов на неясные вопросы, рефлексия
| Учить размышлять над понятием «ума» в разные эпохи, ввести в лексикон уч-ся разные нравственные понятия, обогащение словарного запаса, умение понимать проблему, подбирать аргументы для аргументации собственной позиции
| Работа в паре, в группе, фронтальная, чтение наизусть афориз-мов
| Опрос. Проверка умения работать в группе
| Иллюстра-ции – портреты Чацкого в разных эпизодах
| Письменный ответ на вопрос «Каким горем сжата душа Чацкого?»
|
26,
27
|
| 2
| Развитие речи. Сочинение по комедии «Горе от ума».
| Чтение письменных работ уч-ся, обсуждение их. Знакомство с темами сочинений по комедии, обсуждение их, отбор эпиграфов, сбор материала
| Развитие связной речи уч-ся,учить думать, рассуждать. точно выражать свою точку зрения
| Индивидуальная работа,
Фронтальная. Работа с темами сочине-ний, подготов-ка к написа-нию
| опрос
| Литература и русский язык,
литературоведение
| дописать сочинение,
индивидуальное задание: судьба Пушкина
|
28
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Пушкин – наше всё»
(А.Григорьев)
Жизнь и творчество поэта.
| Лекция-презентация с элементами беседы, сообщениями уч-ся, выразительным чтением стихотворений поэта.
| Привитие интереса к чтению, знание жизни и творчества Пушкина, развитие навыка конспектирования, умение выбирать главное из предложенного материала, приобщение к духовным ценностям русской литературы
| Индивидуальная работа, фронтальная, конспек-тирова-ние, составле-ние таблицы
| Проверка усвоения материала, конспек-тов уч-ся
| Литература и история, живопись- портреты Пушкина, его родителей, няни, фотографии пушкин-ских мест, иллюстра-ции к произведе-ниям поэта
| Групповая работа:
1-Пушкин и Пущин, стихи, посв. Пущину, встреча в Михайловском, сообщение о судьбе Пущина;
2 – Дельвиг, ст. «19 октября», «Дельвигу»
3 – Кюхельбекер, ст. «Разлука», Пушкин и Кюхельбекер;
4- история Лицея, преподаватели, ст. «Была пора…», «Чем чаще празднует Лицей…»
|
29
|
| 1
| А.С.Пушкин.
Тема «дружества святого» в творчестве Пушкина. «19 октября»
(1825)
| Групповая работа с презентацией – выступления уч-ся по теме урока, чтение стихотворений, анализ их.
| Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворения. Знание судьбы Пушкина, основных мотивов его творчества, привитие интереса к чтению русской литературы.
Воспитание на примере дружбы лицеистов
| Группо-вая работа уч-ся, чтение и анализ стихотво-рений
| Проверка групповой работы
| Литература и история, живопись- портреты лицеистов, фотографии царского села, лицея
| Инд.задание:
сообщение о Чаадаеве, история создания стихотв. «Во глубине…»;
стих. «Арион» и «Анчар» - анализ
выучить наиз. строки из стих. «19 октября»
|
30
|
| 1
| А.С.Пушкин.
Вольнолю-бивая лирика Пушкина. Анализ стихотворе-ний «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар»
| Выразительное чтение строчек из стихотворения «19 октября», слово учителя о вольнолюбивой лирике поэта, чтение ст. «К Чаадаеву», сообщение о Чаадаеве, анализ стихотворений, Пушкин в Михайловском - сообщение уч-ся, анализ стихотворений «Во глубине…», «Анчар» Презентация – анализ стихотворения «Анчар»
| Развитие навыка анализа стихотворения, знание жизни и творчества Пушкина, привитие интереса к произведениям поэта, учить выделять главное, делать выводы
| Индивидуальная работа, анализ стихотво-рений
| Опрос
| Литература и живопись- иллюстрации к стихотворениям
| Выучить наиз. «К Чаадаеву»,
Устный ответ на вопрос «Вольнолюбивая лирика Пушкина»,
Инд. задание:
Адресаты любовной лирики Пушкина – М.Раевская, А.Керн, Е.Воронцова, А.Ризнич, Н.Гончарова,
Стихотворения «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Храни меня…», «Сожжённое письмо». «На холмах Грузии», «Мадонна»
|
31
|
| 1
| А.С.Пушкин.
«Души моей царицы». Любовная лирика Пушкина.
| Презентация – рассказ о женщинах, которым Пушкин посвятил свои стихи, чтение и анализ стихотворений.
| Развитие навыка анализа стихотворения, умение отбирать материал на заданную тему, развитие связной речи – ответ - монолог
| Индивидуальная работа.
Анализ стихотво-рений
| Опрос
| Литература и музыка – романс на стихи «Я помню чудное мгновенье»
живопись- портреты ГончаровойВоронцо-вой, Ризнич, Керн, Раевской
| Наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье»,
Инд.задание: последние дни поэта
|
32
|
| 1
| А.С.Пушкин.
Последние дни жизни Пушкина.
Тема творчества в лирике Пушкина.
| Выразительное чтение наизусть стихотворений Пушкина, групповая работа – чтение и анализ стихотворений о творчестве6 «Пророк», «Арион», «Поэт», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», сообщения уч-ся о последних днях жизни Пушкина.
| Развитие навыка составления тезисного плана, анализа стихотворения, умение думать,размышлять, делать выводы
| Группо-вая работа,
Индивидуальная, анализ стихотво-рений
| Опрос, проверка составленных планов
| Литература и история, живопись
| Наизусть ст. «Я памятник себе воздвиг…»,
знание жизни и творчества Пушкина,
Чтение поэмы «Моцарт и Сальери»
|
33
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».
«Гений и злодейство»
| Проверочный тест «Жизнь и творчество Пушкина», анализ «Маленьких трагедий», обсуждение поэмы «Моцарт и Сальери» - презентация
| Проверить знания уч-ся о жизни и творчестве Пушкина, развитие навыка анализа, знание наизусть стихотворений поэта,
Познакомить уч-ся с «Маленькими трагедиями», привитие интереса к чтению,
| Проверочный тест, анализ стихотво-рений,
Обсуждение прочитанного
| Провероч-ный тест,
Вовлече-ние в обсуж-дение трагедии
| Литература и живопись- иллюстра-ции к произведе-нию
| Инд.задание: работа Пушкина над романом «Евгений Онегин»
|
34
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». История создания романа. Онегинская строфа.
| Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта. Презентация – работа над романом «Евгений Онегин», чтение «Посвящения», анализ
| Развитие навыков конспектирования, проверить знание стихотворений Пушкина, умение выделять главное, делать выводы, думать, анализировать. Познакомить с историей создания романа «Е.О.»
| Конспек-тирова-ние, индивидуальная работа. Коллективная форма работы
| Опрос, чтение наизусть, проверка конспек-тов (выбороч-но)
| Литература и живопись
| Глава 1, вопросы,
Инд.задание- сообщение на тему «День светского человека»
|
35
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
Комментиро-ванное чтение 1 главы. Образ Онегина.
| Опрос по теме предыдущего урока: особенности романа, «онегинская» строфа, чтение и комментирование 1 главы.
| Проверить знания уч-ся об особенностях романа,
навыки комментированного чтения , умение размышлять, делать выводы, развивать воображение, развитие связной речи
| Фронтальная работа. Индивидуальная – карточки, коллективная
| Опрос фронталь-ный и индивидуальный
| Литература и история, живопись-
иллюстрации к роману
| Вопрос:
Что ожидало Онегина в деревне?
Гл.2-3, ответить на вопросы о жизни Онегина в деревне
|
36
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга.
| Проверка дом.задания, беседа по второй главе романа. Заполнение таблицы – сравнение Чацкого и Онегина, Онегин и Ленский, сравнение
| Знание текста произведения, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать героев
| Фронтальная работа, в паре, индивидуальная
| Опрос, проверка заполнен-ной таблицы
| Литература и живопись- иллюстра-ции к роману
| Инд.задание:
«Интересы и занятия дворянской женщины»,
Вопросы к гл.3-4,
Выразит. чтение письма Татьяны и исповеди Онегина.
|
37
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Главы 3-4. Письмо Татьяны и исповедь Онегина.
| Опрос по вопросам дом. задания, анализ 3 главы, сообщение на тему «Интересы и занятия дворянской женщины», выразит. чтение письма Татьяны, обсуждение, исповедь Онегина, чтение и анализ
| Умение анализировать, сравнивать, понимать состояние героев, их чувства, раскрытие любящей души Татьяны, развитие связной монологической речи
| Фронтальная форма, индивидуальная. Чтение и анализ
| Опрос
| Литература и музыка- «Песня девушек» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
| Инд.задание:
Сообщение «Народные приметы, встречающиеся в 5 главе», «Дуэль».
Гл.5-6, вопросы
|
38
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Главы 5-6. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга.
| Ответы на вопросы дом. задания. Беседа по содержанию 5 гл., сообщение , заполнение таблицы «Сон Татьяны и именины», анализ 6 гл., сообщение «Дуэль», самостоятельная письменная работа по вариантам:
1 – последняя ночь Ленского,
2 – два варианта судьбы Ленского
| Развитие навыка сравнительного анализа, знание текста произведения, привитие интереса к чтению, учить размышлять, выражать своё мнение
| Фронтальная работа, проверочная письмен-ная работа, индивидуальная
| Опрос, сообщениепровероч-ная работа
| Литература и живопись- иллюстра-ции к 5-6 главам
| Гл.7-8, вопросы
|
39
|
| 1
| А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна и Онегин. Проблемы счастья в романе.
| Беседа по вопросам, особенности композиции,
рефлексия, проверочный тест по роману «Евгений Онегин»
| Проверить знания уч-ся по изученному произведению, учить думать, оценивать поступки героев, сравнивать, высказывать своё мнение
| Фронтальная форма, индивидуальная
| Провероч-ный тест
| Литература и живопись- иллюстрации по теме «Онегин и Татьяна»
| Выучить наизусть письмо Татьяны или Онегина
|
40
|
| 1
| Развитие речи. Сочинение по роману «Евгений Онегин».
| Выразительное чтение наизусть монологов героев романа Пушкина, сбор материала к сочинению
| Развитие связной речи уч-ся, учить отбирать необходимый материал для сочинения
| Коллективная форма
| Проверить знание текста романа
| Литература и живопись- иллюстра-ции к роману Пушкина
| Написать сочинение на одну из тем
|
41
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. Время Лермонтова. Личность поэта.
Проверочная работа № 2
| Проверочная работа № 2 – по вариантам.
Лекция с элементами беседы – презентация,
Видеоролик – романс «Молитва»
| Проверить знания уч-ся , привитие интереса к русской литературе, развитие связной речи, продолжить знакомство с жизнью и творчеством Лермонтова. Развитие навыка конспектирования
| Индивидуальная форма, фронтальная, конспек-тирова-ние
| Провероч-ная работа
| Литература и живопись-рисунки Лермон-това, иллюстра-ции к его произведе-ниям, портреты поэта, музыка-романс «Молитва»
| Инд.задание:
сравнить стих. Лермонтова «Пророк» с одноимённым стих-м Пушкина;
знание биографии поэта, анализ
стих-й «Кинжал», «Смерть поэта», «Поэт».
|
42
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и толпы в лирике Лермонтова.
| Слово учителя о роли поэта в жизни общества, чтение и анализ ст. «Смерть поэта», чтение ст. «Пророк», инд.задание- сравнит. анализ ст – й Пушкина и Лермонтова, чтение и анализ ст. «Кинжал» и «Поэт», составление плана по теме урока.
| Развитие связной речи уч-ся, формирование навыка анализа стихотворения, умение сравнивать, делать выводы, навык составления подробного плана
| Коллек-тивная форма и индивидуальная
| Опрос, проверка планов
| Литература и живопись – иллюстра-ции к стихотворениям
| Наизусть выучить стих – е «Смерть поэта».
|
43
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта и его поколения. Анализ стихотворе-ния «Дума».
| Выразительное чтение наизусть, чтение и анализ ст – й «Монолог» и «Гляжу на будущность с боязнью», анализ стих-я «Дума», словарная работа – элегия, значение слова «случайно», рефлексия.
| Развитие навыка выразительного чтения, анализа
стих – я, проверить знание наизусть произв. Лермонтова
| Коллек-тивная и индивидуальная формы работы
| Опрос
| Портрет поэта, иллюстра-ции к стихотворениям
| «Родина», вопрос -
Почему поэт называет свою любовь к отчизне «странной»?;
Инд.задание:
анализ ст. «Как часто пёстрою толпою окружён…»
|
44
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов.
Тема Родины и природы в лирике Лермонтова.
| Слово учителя , чтение и анализ ст. «Как часто…», чтение ст. «Родина» и анализ его,
Чтение и анализ ст. «прощай, немытая Россия…», вывод
Презентация
| Формирование навыка анализа стихотворения, знание особенностей лирики Лермонтова, учить размышлять, сравнивать, делать выводы
| Фронтальная и индивидуальная форма работы
| Опрос
| Живопись- иллюстра-ции к стихотворениям поэта
| Наизусть ст. «Роидна»,
Инд.задание:
сообщения об адресатах любовной лирики Лермонтова – Е.Сушковой, Н.Ивановой, В.Лопухиной, анализ стих-й.
|
45
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. Тема любви в лирике Лермонтова.
| Чтение наизусть стих. «Родина», чтение и анализ ст. «И скучно, и грустно…», сообщения уч-ся по теме урока, чтение и анализ стихотворений «Я не унижусь пред тобой…», «Расстались мы…», сообщение о Лопухиной, анализ ст. «Молитва»
| Формирование навыка анализа ст-я, развитие связной речи уч-ся, знание судьбы Лермонтова, привитие интереса к лирике поэта
| Коллек-тивная и индивидуальная формы
| Опрос
| Живопись – портреты Лопухиной, Сушковой, Ивановой, Лермон-това
| Выучить наизусть стих – е о любви, чтение романа «Герой нашего времени»,
Инд.задание:
сообщение «Смысл названия и особенности композиции романа»
|
46
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. Замысел, смысл названия и проблематика романа «Герой нашего времени».
| Выраз. чтение наизусть ст. «Родина», слово учителя о романе «Герой нашего времени», сообщение уч-ся, слово учителя
| Развитие навыка конспектирования, познакомить уч-ся с особенностями романа, раскрыть главные проблемы произведения
| Коллективная, индивидуальная
| Проверка конспек-тов, опрос
| Живопись – иллюстра-ции к роману
| Чтение повести «Бэла»,
Вопрос:
Каким предстаёт перед вами Печорин?
Инд.задание:
1.Образ природы,
2. Образ Бэлы,
3. Казбич и Азамат
|
47
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ повести «Бэла».
| Беседа по вопросам, инд. задание, наблюдение и выводы.
| Учить внимательному, вдумчивому чтению, умение пересказывать эпизоды, анализировать их, давать оценку поступкам героев, формирование собственного отношения к роману Лермонтова, уметь вести диалог
| Фронтальная форма, сообще-ния
| Проверка знания текста произведения
| Живопись – иллюстра-ции к повести
| Повести «Максим Максимыч» и «Тамань», вопросы, таблица – заполнить,
Инд.задание:
«Роль пейзажа в повести «Тамань»
|
48
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ повестей «Максим Максимыч»
и «Тамань».
| Слово учителя, обсуждение повести. проверка заполненной таблицы, вывод о Печорине и М.М., особенности гл. «Тамань», обсуждение её, сообщение уч-ся, герои повести, вывод о Печорине на основе двух повестей.
| Развитие связной речи - рассказ о герое, понимание роли изобразительных средств в раскрытии худ.образов, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, понимать ключевые проблемы романа
| Фронтальная форма. индивидуальная
| Проверка таблицы, сообще-ний, знания текста
| Живопись – иллюстра-ции к повестям
| «Княжна Мери» - групповая работа:
задание на карточках
|
49,
50
|
| 2
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Групповая работа по повести «Княжна Мери».
| Групповая работа – обсуждение повести «Княжна Мери»
| Умение отбирать материал из разных источников, развитие связной речи, умение логично, последовательно давать ответы на поставленные вопросы, навыки анализа эпизода
| Группо-вая работа
| Проверка выполнен-ного дома задания по карточкам
| Живопись – иллюстра-ции к повести «Княжна Мери»
| Повесть «Фаталист»
|
51
|
| 1
| М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ повести «Фаталист».
| Слово учителя о судьбе человека, беседа по вопросам, тест по роману Лермонтова
| Проверить знание текста произведения, его особенностей, развитие навыка анализа эпизода, учить давать характеристику героя, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы
| Коллек-тивная форма раоты
| Провероч-ный тест
| Живопись – иллюстра-ции к повести «Фаталист»
| Подготовка к сочинению
|
52
|
| 1
|
|