№
п/п
| дата
| Ко-
во
ча-
сов
| Тема урока
| Содержание
урока
| Умения
и навыки
| Виды
деят-ти
уч-ся
| Контроль
за знаниями
| Межпредм.
связи
| Дом. задание
|
1.
|
| 1
| Внеклассное чтение. 65-летию Победы посвящается: «Я – русский солдат»(по повести Б.Васильева «В списках не значился»)
(презентация)
| Песня Высоцкого, слова Бондарева о войне, судьба Васильева, фрагмент д/ф о Брестской крепости, начале войны, рассказ уч-ся о главном герое Плужникове,
поведение человека на войне, чтение и анализ эпизодов, любовь и война, просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Я русский солдат»
| Знакомство уч-ся с произв. советской литературы о войне, воспитание чувства патриотизма, умение понимать проблемы, высказывать собстве-нное мнение, состав-лять характеристику героя
| Беседа, сообще-ния, историческая справка,
выразит. чтение,
просм. и обсужде-ние фрагм. х/ф
| Опрос,
умение давать полный ответ, устное рассужде-ние
| История и литература,
кино-фрагменты из док. и худ.филь-мов;
литература и музыка – песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»
| Сочинение-миниатюра «Что меня поразило в повести Б.Васильева?» или рассуждение «У каждого своя верста».
|
2
|
| 1
| Вводный урок. Литера-тура как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
| Чтение и обсуждение сочинений, обсуждение слов М.Щербакова, высказываний русских писателей, выразительное чтение стихотворений Ахматовой, Пастернака, Бунина, беседа, викторина
Презентация
| Развитие связной речи уч-ся, выявить уровень литера-турного развития, сформировать понимание уч-ся литературы как искусства слова
| Выразительное чтение, обсужде-ние, индивидуальная и коллекти-вная формы работы
| Опрос, викторина
| Литература и русский язык, живопись
| Ответить письменно на один из вопросов( в тетради). Принести текст «Слова…»
|
3
|
| 1
| Древнерус-ская литература.
Из истории «Слова о полку Игореве». «Печальные повести о походе Игоревом»
| Лекция учителя с элементами беседы о древнерусской литературе, беседа-подготовка к восприятию поэмы, обсуждение слов Жуковского. Сообщение уч-ся – историческая основа «Слова», анализ заглавия поэмы, чтение и анализ «Слова», работа с иллюстрациями художников В.Семёнова, И.Голикова, Г.Маковской, Н.Рериха.
Презентация
| Развитие навыка конспектирования, анализа поэмы, привитие интереса к произведениям древнерусской литературы, учить рассуждать, развитие воображения
| Конспек-тирова-ние, чтение и анализ поэмы, сообще-ние-индив.ра-бота, работа с иллюстрациями
| Проверка тетрадей, знания содержа-ния поэмы
| Литература и история, живопись- репродук-ции картин художни-ков
| Образ Русской земли, найти
фрагменты, которые рисуют в поэме этот образ
|
4,5,6
|
| 3
| 1.«Слово о полку Игореве». «О Русская земля!»
2. «Тоска разлилась по Русской земле..»
3.Игра «Умники и умницы»
| Прослушивание фрагмента из «Слова о погибели земли Русской», поиск географических названий в поэме, голосов природы, образы русских князей, пейзажи в поэме. Их роль, роль словосочетания «русская земля». Работа с репродукцией Рериха, образ половецкой степи, сравнение, «златое» слово Святослава. Обсуждение вопроса, проверка дом.задания, работа с иллюстрациями Семёнова, Глазунова, Рериха. Образ князя Игоря, жён, оплакивающих мужей, чтение и анализ отрыка-плач Ярославны,
Сравнение работ худ.Перова и Семёнова, образ автора, работа с фотографиями соборов, чтение стихотворения Н.Рачкова «Спят волхвы и спит Каяла…» Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
| Развивать речь, память, мышление, умение выразительно читать, проработать характеристики героев, формировать эстетич. вкусы, воспитывать интерес к литературе. Познакомить с работами известных художников к «Слову», навыки выразительного чтения и анализа произведения. Привитие интереса к произведениям древнерусской литературы
| Коммен-тирован-ное чтение, решение проблем-ной ситуации, работа с иллюстрациями, сравне-ние, инд.рабо-та – карточки. Работа в паре
| Вовлече-ние уч-ся в обсужде-ние, решение проблем-ной ситуации,
опрос,
проверка знания текста,
исторической основы «Слова»
| Литература и
живопись, иллюстра-ции к поэме Н.Рериха «Земля славян-ская», «Половец-кий стан»,
работы глазунова, Семёнова, Перова.
| 1.Образ Русской Земли в «Слове»,
2. Найти в тексте фрагменты, где описывается горе Русской земли, радость за возвращение Игоря из плена.
-Почему потерпевшего поражение князя встречают с таким воодушевлением?
Подготовиться к игре «Умники и умницы»
|
7
|
| 1
| Развитие речи. Сочинение по «Слову о полку Игореве».
| Знакомство с темами сочинений по «Слову о полку Игореве», обсуждение, сбор материала
| Развитие связной речи уч-ся, развитие навыка составлять план сочинения, собирать материал к нему
| Колек-тивная форма работы
|
| Литература и русский язык
| Написать сочинение.
Инд.задание-сообщение о преобразованиях эпохи Петра, судьба Ломоносова.
Групповая работа-презентации
|
8
|
| 1
| Русская литература 18 века. Классицизм. М.В. Ломоносов.
| Лекция учителя о классицизме. Конспектирование уч-ся, сообщение уч-ся о преобразованиях петровской эпохи, судьбе Ломоносова – презентация уч-ся
| Развитие навыка конспектирования, знание особенностей классицизма, биографии Ломоносова, умения составлять презентации и защищать их.
| Индивидуальная работа-сообще-ния. Презентации-групповая работа
| Проверка конспектирования, опрос, проверка подготов-ленных дома творче-ских работ
| Литература и наука, живопись
| Особенности классицизма, стихотворения Ломоносова
|
9
|
| 1
| М.В.Ломоно-сов. «Вечернее размышление о Божием величестве..»
| Опрос, тест, чтение стихотворений и анализ их: «К статуе Петра великого».»Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
| Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворения, знать биографию Ломоносова, особенности его творчества
| Работа с тестом, чтение и анализ стихотво-рений
| Опрос, проверка знаний уч-ся по теме урока
| Литература и живопись
| «Ода на день…», вопросы
|
10
|
| 1
| М.В.Ломоно-сов. «Ода на день восшествия..»
| Обсуждение проблемного вопроса : «Почему Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы»?, анализ «Оды на день…», художественные особенности её
| Развитие навыка анализа произведения, знание творчества Ломоносова, учить рассуждать, выражать своё мнение
| Работа с текстом произведения
| опрос
| Литература и русский язык, история- образ Петра, преобразо-вания эпохи
| Сформировать основные принципы классицизма, сообщение об оде как жанре лирики-инд.задание;
Все- статья в учебнике о Державине, кратко выписать факты, отн. к биографии поэта.
|
11,
12
|
| 2
| Г.Р.Державин
Личность, судьба, творчество
| Проверочный тест, сообщения уч – ся – дом. зад.;беседа с классом, чтение и анализ стихотворений , од Державина – выполнение разноуровневых заданий уч-ся , сопоставление, выводы
| Знание биографии Державина, особенностей его творчества, признаков классицизма, умение анализировать стихотворения, работать в паре, группе, сопоставлять, сравнивать.
| Выполнение теста. инд.зада-ния, участие в обсужде-нии вопросов. Анализ стихотворений
| Тест, опрос
| Литература и история, живопись
| А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», групповая работа:
1. биография писателя от имени его сына – написать и представить на уроке; история создания книги;
инсценирование фрагментов из глав «София», «Любани», «Спасская Полесть», и др.
|
13
|
| 1
| А.Н.Радищев.
«Бунтовщик хуже Пугачёва» (Екатерина Вторая).
| Звучит музыка, уч-ся представляют жизнь Радищева «от лица его сына». История создания книги, отрывки из произведения-инсценирование их, сюжет, выявление идеи глав, обсуждение слов В.И.Ленина и Екатерины.
| Знание судьбы писателя, знакомство с его книгой, особенностями произведения, прививать интерес к чтению, развитие навыка анализа
| Творче-ская работа-индивидуальная и групповая
| Опрос, проверка дом.зада-ния
| Литература и живопись-иллюстрации к главам, музыка-концерт№4 фа минор А.Виваль-ди
| Инд.задание: заочное путешествие из Петербурга в Москву в 2010 году;
Все-чтение повести «Бедная Лиза»
|
14
|
| 1
| Н.М.Карам-зин. Судьба и творчество писателя.
| Чтение творческих работ уч-ся, понятие о сентиментализме, лекция учителя, конспектирование уч-ся
| Дать понятие о сентиментализме как лит. течении, развитие навыка конспектирования, познакомить с жизнью и творчеством писателя
| Конспек-тирова-ние, выступление с творче-ской работой
| Опрос
| Литература и история
| «Бедная Лиза»:
Задания по группам-7 групп
|
15
|
| 1
| Н.М.Карам-зин. «Бедная Лиза». Попытка современного прочтения повести.
| Отчёты групп о выполнении заданий. Раскрытие образов героев. автора, его отношения к героям, словарная работа- слово «бедная».
| Учить анализу произведения в единстве содержания и формы, оценке значения повести, развивать навыки устной монологической речи, навыки записи прослушанного. развивать логическое мышление, формировать нравственно-этические качества личности.
| Группо-вая, индивидуальная, фронто-вая. Заполне-ние таблицы
| Проверка выполнен-ного группой задания, знание текста повести
| Литература и психоло-гия, живопись- иллюстра-ции к повести
| Заполнить таблицу-сопоставление классицизма и сентиментализма.
Инд.задание: сообщение о судьбе Жуковского,
Пушкин и Жуковский
|
16
|
| 1
| Поэзия 19 века. Романтизм. В.Жуковский- «литератур-ный Колумб Руси»
В.Белинский
| Понятие о романтизме, слова Пушкина о Жуковском, отношение к Жуковскому его современников - слово учителя, сообщение уч-ся о судьбе поэта, о роли Жуковского в судьбе Пушкина, сопоставление стихотворений Жуковского «Вечер» и Державина «Соловей», выводы
| Познакомить с судьбой и творчеством Жуковского, дать понятие о романтизме, развитие навыка сравнительного анализа стихотворений
| Индивидуальная работа, в парах
| Опрос, сообщения
| Литература и живопись- портрет поэта, иллюстра-ции к его стихам
| Чтение баллад, групповая работа-сравнение баллад «Людмила» и «Светлана»
|
17
|
| 1
| В.Жуковский. Особенности поэтического мира. «Светлана».
Элегии и баллады Жуковского.
| Повторение основных черт романтизма, чтение и анализ стихотворений «Море» и «Невыразимое», анализ баллады « Светлана»,сравнение баллад «Людмила» и «Светлана»-сообщение уч-ся
| Знание основных черт романтизма, признаков баллады.развитие навыка сравнительного анализа, умение работать с разными источниками, находить информацию, использовать в самост. работе
| Фронтальная работа, групповаяиндивидуальная
| Опрос, проверка дом. задания
| Литература и живопись- иллюстра-ции к произведе-ниям, литературоведение
| А.С.Грибоедов, судьба писателя,
Инд.задание-
Сообщения:
«Любовь Грибоедова», смерть писателя
|
18
|
| 1
| А.С.Грибое-дов. Литературно-музыкальная композиция.
| Презентация-представление жизни и творчества Грибоедова
| Знать судьбу Грибоедова, умение давать полный развёрнутый ответ, привитие интереса к чтению, раскрыть личность писателя, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы,. развитие навыка конспектирования
| Выступления уч-ся.
Конспек-тирова-ние
| Проверка подготов-ленных сообще-ний, конспек-тов,уме-ние слушать и понимать
| Литература и музыка-вальс Грибоедова живопись-портрет писателя, его жены,иллюстрации к комедии «Горе от ума»,
литература и история
| Инд.задание-«История замысла комедии «Горе от ума», проанализировать список действующих лиц;
Чтение комедии.
Устное сочинение «Каким мне представляется Грибоедов?»
|
19
|
| 1
| А.Грибоедов.
«Горе от ума». Загадка комедии. Знакомство с героями. Действие 1.
| Устное сочинение «Каким я представляю себе Грибоедова?»,сообщение уч-ся «История замысла комедии», чтение учителем фрагмента из книги А.Тимрота «Бунт сердца и ума», черты классической комедии, сообщение уч-ся о списке действ. лиц, анализ афишки, чтение начала комедии с элементами анализа
| Привитие интереса к чтению, знание особенностей комедии, умение анализировать афишу, формировать собственное отношение к произведению, развитие связной монологической речи
| Устное сочине-ние-индивидуальная работа, сообще-ния, анализ афишки
| Проверка дом. задания,
умения анализировать
| Литература и живопись-иллюстра-ции к комедии
| Действие 1, групповая работа:
1-анализ характеров Фамусова и Софии,
2 – анализ характеров Чацкого и Молчалина,
3- характеристика московского барства
|
20
|
| 1
| А.Грибоедов.
«Горе от ума». Утро в доме Фамусова.
| Выступление групп уч-ся, краткие записи в тетради, анализ 1-6 явлений и беседа, слово учителя, чтение 7-10 явлений по ролям и анализ их, слово учителя.
| Привитие интереса к чтению, развитие навыка анализа драматического произведения, умение составлять характеристики героев, развитие связной речи
| Выступления, анализ, записи в тетради, выводы,
чтение по ролям
| Проверка уровня читатель-ского восприя-тия в ходе беседы, опроса
| Литература и живопись- иллюстра-ции к комедии
| Монолог Фамусова наизусть ( по выбору).
Действие 2-3, чтение и анализ
|
21
|
| 1
| А.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ 2-3 действий. Фамусов-Чацкий-Софья.
София-Чацкий-Молчалин.
Проверочная работа № 1
| Анализ 2 действия. Чтение монологов Фамусова наизусть, чтение по ролям 2 явления, образы Фамусова, Чацкого и Софии, анализ эпизода «Падение Молчалина с лошади», групповая работа: 1- диалог Софии и Чацкого, 2 – диалог Чацкого и Молчалина( д.3), слово учителя.
| Развитие связной речи уч-ся, умение работать в группе, навыки анализа комедии, выразительного чтения по ролям. Привитие интереса к чтению
| Чтение наизусть, работа в группе, чтение по ролям и анализ
| Проверка монологов Фамусова наизусть, опрос
| Литература и живопись- иллюстра-ции к комедии
| Письменный ответ на вопрос( по выбору):
1.Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова?
2. Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова?
3.Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?
Инд. задания:
Словесные портретные зарисовки гостей Фамусова.
|
22
|
| 1
| Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».
| Знакомство с памяткой «Анализ эпизода», составление плана эпизода «Бал в доме Фамусова», постановка проблемы, анализ эпизода: ответы уч-ся – дом.задание (индивид.работа), анализ, чтение монолога Чацкого, анализ его, рассуждение и вывод.
| Развитие связной речи уч-ся, формирование навыка составления плана, умение давать характеристики героев, знание текста комедии
| Индивидуальная работа, фронтальная
| Анализ эпизода, составле-ние плана
| Иллюстра-ции к эпизоду
| 4 действие, монолог Чацкого наизусть ( по выбору)
|
23
|
|
| А.Грибоедов «Горе от ума».
Анализ 4 действия. Прозрение героя.
| Чтение наизусть монолога Чацкого, беседа по 4 действию, сравнение Чацкого и Репетилова, чтение по ролям 14 явления, анализ его.
| Знание наизусть монолога Чацкого, навыки анализа комедии, учить думать, делать выводы, рассуждать
| Чтение наизусть, по ролям, анализ
| Проверка монологов наизусть, знания текста произведения
| Иллюстра-ции к 4 действию комедии
| Выучить наизусть 10 афоризмов из комедии
|