Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | Консультации учителя по предложенным темам, редактирование сочинений (черновики)
| Развитие связной речи уч-ся, обучение написанию сочинения по литературному произведению
| Индив. форма и коллективная
| Проверить черновики с отобран-ным матери-алом
|
| Написать сочинение,
Инд.задание:
сообщения о судьбе Гоголя
|
53
|
| 1
| Н.В.Гоголь.
Жизнь и творчество.
|
|
|
|
|
|
|
54
|
| 1
| Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Урок – пролог «Огромно велико моё творение…»
| Презентация – уч-ся исполняют роли литературоведа, критика, автора, матери писателя, редактора и др. лекция учителя с обменом информации уч-ся: выявление круга проблем, над которыми нужно будет работать на уроках.
| Продолжить знакомство с творчеством писателя, привитие интереса к произведениям русской литературы, умение обмениваться собранной информацией, делать записи по ходу урока
| Группо-вая и индивидуальная форма работы
| Проверить подготов-ку уч-ся к уроку
| Живопись- портрет писателя, иллюстра-ции к поэме
| Гл.1, 7-10, образ города,
рисунки – город N
|
55
|
| 1
| Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ города в поэме.
| Урок - заочная экскурсия по губернскому городу, чтение диалога из пьесы Шварца «Дракон», анализ эпизодов «Посещение Чичиковым гражданской палаты», «Смерть прокурора», работа с рисунками уч-ся
| Развитие навыка анализа эпизода, умение понимать его роль в произведении, связь с другими эпизодами, учить понимать авторскую позицию, думать над прочитанным, делать выводы, развивать воображение
| Коллек-тивная и индивидуальная
| Проверить знание текста поэмы, умение ориентироваться в содержа-нии
| Литература и живопись – иллюстра-ции к поэме, рисунки уч-ся
| Образы помещиков, гл. 2-6,
групповая работа – 5 групп, каждая получает карточки с заданием
|
56,
57
|
| 2
| Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков в поэме.
«Это ничтожные люди».
| Групповая работа уч-ся, презентация, записи в тетради
| Развитие связной речи уч-ся, творческого воображения, умения выделять главное в прочитанном, давать характеристику героев, делать выводы, связывать черты помещиков с характерами современных людей
| Группо-вая работа
| Проверить знание текста поэмы, умение составлять характеристику героя
| Литература и живопись – портреты помещиков худ. Боклевский
| История Чичикова,
Инд.задание:
«Повесть о капитане Копейкине»-пересказ-анализ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58
|
| 1
| Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». «И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в поэме
| Чтение отрывка из рассказа Шукшина «Забуксовал», история Чичикова – рассказ уч-ся,
«Повесть о капитане Копейкине» , чтение и анализ отрывков, общие выводы о дороге и её роли в поэме.
| Развитие связной монологической речи, обучение пересказу-анализу, развитие умения давать характеристику героя, умение видеть сквозные образы
| Индивидуальная работа, групповая фронтальная
| Проверить пересказ, знание текста поэмы
| Литература и живопись – иллюстра-ции к поэме
| Выучить наизусть отрывок «Птица-тройка»
|
59
|
| 1
| Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». «Мёртвой души не может быть…» Смысл названия поэмы.
| Выразительное чтение наизусть отрывка, работа с титульным листом поэмы, изображённым самим Гоголем, разговор о мёртвой и о живой душе, составление опорной схемы.
| Навыки выразит. чтения наизусть, умение составлять опорные схемы, учить думать, рассуждать, выражать собственное мнение, понимать основные проблемы произведения, их современность
| Индивидуальная и фронтальная
| Опрос, карточки
| Иллюстра-ции к поэме
| Образ автора в поэме
|
60
|
| 1
| Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Заключитель-ный урок по поэме. Урок-мастерская
| Выразит. чтение наизусть отрывка из поэмы, понятие о сатире, работа по карточкам- опорные слова, работа с иллюстрациями, подбор мелодий, работа со словом, чтение и анализ эпизода «Забирайте же с собою в путь…», дискуссия, вывод о мастерстве писателя
| Формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию, воспитывать активную жизненную позицию, прививать интерес к литературе, повторить и систематизировать знания по поэме.
| Работа в паре, коллективная и индивидуальная
| Опрос, тест
| Живопись- иллюстрации к поэме Боклев-ского и Лаптева, портрет писателя
| Подготовка к сочинению «Гоголь есть!»
|
61
|
| 1
| Развитие речи. Сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души».
| Редактирование сочинений «Гоголь есть!», написание творческих работ
| Развитие связной речи уч-ся, умение выражать своё мнение, отстаивать свой взгляд на произведения писателя, прививать интерес к чтению русской литературы,
Развитие умения редактировать написанное
| Написа-ние сочине-ния
| Проверка 2-3 работ
|
| Достоевский «Белые ночи», чтение
|
62
|
| 1
| Ф.Достоев-ский. «Белые ночи». Петербург Достоевского.
| Лекция о Достоевском, составление тезисов, работа в группах с элементами лингвистического анализа( 5 групп)
| Познакомить уч-ся с судьбой и творчеством писателя, проверить знание текста произведения, обучение аналитическому чтению, развитие умения составлять характеристику героя, раскрыть особенности образа главного героя и образ Петербурга
| Составление тезисов
( или конспек-та), работа в группе
| Проверка тезисов, опрос,
| Литература и география, живопись
| Устное сочинение «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского»,
Инд.задание:
сообщение об Островском
|
63
|
| 1
| А.Н.Остров-ский. Мастерство драматурга.
| Устное сочинение, обсуждение, судьба Островского – сообщение уч-ся, особенности творчества, «говорящие» фамилии в пьесах, «Бедность не порок»-история написания, обмен мнениями о прочитанном
| Привитие интереса к чтению, познакомить с творчеством Островского,
развитие связной речи уч-ся, обогащение словарного запаса,
| Устное выступление, составление тезисов
| Опрос, фронталь-ная работа,
записи
| Литература и живопись- портрет Остров-ского, репродук-ции картин Кустодиева иллюстра-ции к пьесам Остров-ского
| Ответ на вопрос:
Почему главным героем пьесы Островский сделал Любима Торцова?
|
64.
|
| 1
| А.Островский «Бедность не порок». Основной конфликт комедии.
| Обзорная беседа по содержанию комедии, понятие «конфликт», анализ фрагмента пьесы, выразит. чтение по ролям явл. 10,11,13, рассказ о Торцове, слова А.Григорьева, речевая характеристика героя, выводы – дом.задание
| Развитие связной речи уч-ся, привитие интереса к чтению, развитие навыка аналитического анализа эпизода, речевой характерис-тики героя, развитие понятия конфликта произведения
| Участие в беседе, устное выступление-индив. работа, анализ эпизода
| Опрос, проверка дом.зада-ния
| Литература и живопись- иллюстра-ции к пьесе
| Пересказ статьи в учебнике,
Инд.задание:
юность Л.Толстого,
обзор содержания повестей «Детство», «отрочество», «Юность»
|
65
|
| 1
| Л.Н.Толстой.
Личность писателя.
Замысел автобиографической трилогии и его воплощение.
| Слово учителя о Толстом, пересказ статьи уч-ся, доп. материал, сообщения, работа с гл. «Мои занятия», наблюдения над особенностями повествования Толстого
| Обучение работе с учебником, развитие связной речи, продолжить знакомство с творчеством Толстого, обогащение словарного запаса уч-ся – диалектика души героя
| Индивидуальная, коллективная формы работы
| Проверка дом. задания
| Литература и живопись- портрет Толстого, иллюстра-ции к произведе-ниям
| Гл. «Comme il faut», составить вопросы для анализа
|
66
|
| 1
| Л.Толстой. «Юность».
Подлинные и мнимые ценности жизни.
| Конкурс на лучший вопрос, беседа по содержанию главы, пересказ – анализ главы, решение ключевого вопроса урока:
Почему те изменения, которые происходят с героем, можно назвать «диалектикой души»?
| Работа над понятием «диалектика души», формирование навыка пересказа-анализа, умение ставить вопросы по содержанию. Обучение аналитическому чтению, учить давать оценку поступкам героев
| Индивидуальная и коллективная
| Проверка дом. задания, знание содержа-ния глав
| Литература и психология
| Близкий к тексту пересказ главы «Я проваливаюсь»
|
67
|
| 1
| А.П.Чехов. Эпоха Чехова. Мастерство Чехова – рассказчика.
| Пересказ главы «Я проваливаюсь», анализ её, лекция учителя об эпохе Чехова, работа с опорными тезисами, записи в тетради.
| Развитие связной речи уч-ся, умение подробно пересказывать, анализировать. Продолжить знакомство с творчеством Чехова, раскрыть художественное мастерство писателя, развитие навыка конспектирования
| Пересказ, оценива-ние выступ-лений уч-ся, конспек-тирова-ние
| Проверка дом.
задания, проверка записей в тетради
| Литература и живопись- портрет писателя, иллюстра
ции к его произведе-ниям
| Рассказ «Тоска»
|
68
|
| 1
| А.П.Чехов. «Тоска». Анализ рассказа.
| Проверочный тест, анализ рассказа «Тоска.
| Показать уч-ся комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя, развитие речи, навыки анализа произведения
| Выполнение теста, анализ рассказа
| Провероч-ный тест
| Иллюстра-ции к рассказу
| Повторить изученное за четверть
|
69
|
| 1
| Проверочная работа №3 Литература 20 века. И.А.Бунин.
| Проверочная работа – 20 минут.
Лекция учителя, составление тезисов или конспекта.
| Проверить знания уч-ся, умение ориентироваться в пройденном материале, развитие навыка конспектирования
| Письмен-ная работа,
Конспек-тирова-ние
| Проверочная работа. Проверка тетрадей
| Портрет И.Бунина
| И.Бунин, «Тёмные аллеи», стр.59-60, в.5, 7,9
|
70
|
| 1
| И.Бунин. «Тёмные аллеи». Анализ рассказа.
| Слово уч-ся о Бунине, анализ рассказа «Тёмные аллеи» Презентация
| Развитие связной речи, знание текста рассказа, умение сравнивать, сопоставлять, проводить литературные параллели, давать оценку поступкам героев
| Индивидуальная форма работы, коллективная
| Вовлече-ние уч-ся в обсужде-ние рассказа
| Литература и живопись – иллюстра-ции к рассказу
| Составить викторину
|
71
|
| 1
| А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.
| Викторина по творчеству Бунина, слово учителя о Блоке и работа с учебником - составление плана статьи, словарная работа, чтение и анализ стихотворений
| Познакомить уч-ся с своеобразием творчества Блока, развитие навыка анализа стихотворения, умение работать с книгой и отбирать необходимый материал, развитие навыка составления плана, знание терминологии.
| Работа с книгой – коллективная, индивидуальная
| Проверка планов, анализ стихотво-рений
| Литература и живопись-
Портрет Блока, фотогра-фии Шахматова иллюстра-ции к стихотворениям
| Выучить наизусть стихотворение
|
72
|
| 1
| А.А.Блок. Анализ стихотворе-ний А.Блока.
| Чтение наизусть стихотворений Блока и анализ их.
| Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворений, умения выражать своё мнение, знание терминологии, привитие интереса к русской поэзии
| Индивидуальная и коллективная формы
| Опрос
| Литературоведение
| Судьба Есенииа,
Инд.задание:
«В каких строчках и как выражена любовь Есенина к России?»
|
73
|
| 1
| С.А.Есенин
Судьба поэта. Своеобразие лирики.
| Выразительное чтение наизусть стих. Блока, рассказ о жизни С.Есенина, беседа по повторению и на проверку восприятия прочитанных ранее стихотворений поэта, инд.задание, чтение стихотворений о Родине Презентация
| Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Есенина, раскрыть своеобразие его лирики, развитие навыка анализа, привитие интереса к русской поэзии
| Индивидуальная и коллективная формы
| Опрос, беседа
| Литература и живопись-
иллюстра-ции к стихотворениям, фотогра-фии Константи-нова, музыка – звучат песни на стихи поэта
| Выписать из стихотворений о Родине строки – поэтическое обозначение России,
Инд.задание:
Тема любви в лирике Есенина
|
74
|
| 1
| С.А.Есенин.
Урок-мастерская. Анализ стихотворе-ний.
| Проверка домашнего задания: поэтическое обозначение России, сообщение уч-ся, выразительное чтение и анализ стихотворение – групповая работа
| Развитие навыка выразит. чтения и анализа стихотворений, умение работать в группе, выбирать нужный материал, делать выводы. Привитие интереса к русской поэзии
| Группо-вая работа, индивидуальная
| Опрос, проверка работы каждой группы
| Литературоведение, портреты Есенина, Миклашев-ской, Шаганэ
| Выучить наизусть одно из стихотворений
|
75
|
| 1
| Развитие речи. Сочинение-анализ стихотворе-ния А.Блока или С.Есенина.
| Письменная проверочная работа – анализ стихотворения ( по выбору уч-ся).
| Развитие связной речи уч-ся, проверить навык анализа стихотворение
| Индивидуальная работа
| Провероч-ная работа
| Литература и русский язык
| Судьба В.Маяковского
|
76.
77
|
| 2
| В.В.Маяков-ский. Слово о поэте. «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта.
| Слово о поэте- учитель и сообщения уч-ся, выразительное чтение стихотворений и анализ их, словарная работа, работа в группах.
| Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Маяковского, раскрыть особенности лирики. Учить внимательному прочтению стихотворений, умению видеть главное, понимать роль слов, развитие навыка анализа,
| Коллек-тивная и индивидуальная формы работы
| Беседа, карточки. опрос
| Литература и живопись, фотогра-фии Маяковского, иллюстра-ции к его стихам
| 1. Наизусть стихотворение Маяковского, 2.«Два капитана», В.Каверин, вопросы, рисунки, инд.задание_ по географии и литературе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
78,
79
|
| 2
| Внеклассное чтение.
Каверин. «Два капитана».
«Береги честь смолоду»
| Интегрированный урок . слово учителя, сообщение о жизни и творчестве писателя, тест по роману, обсуждение произведения, географические открытия-сообщения учителя географии и уч-ся, выступления уч-ся с индивидуальными заданиями, чтение и анализ эпизодов, просмотр и обсуждение фрагмента фильма, рассказ о судьбе настоящих героев( из современной жизни), чтение стихотворения и прослушивание песни на стихи Б.Окуджавы.
|