Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования «Детский сад», расположенного по адресу: ул. Студенческая, д. 6.
Методическая разработка
«Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста»
Составила:
воспитатель СП ГБОУ СОШ № 29
Урядова Г.А.
2015 г.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
В своей работе широко использую элементы дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике. Включаю 1-2 дыхательных упражнения в комплекс ОРУ и 1 раз в квартал заменяю комплекс ОРУ комплексом дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре.
Включение дыхательных упражнений в образовательную деятельность по физической культуре способствует эффективному решению следующих задач:
1.Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости организма к простудным заболеваниям.
2.Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо – кровообращения в легких.
Мною разработана система дыхательных упражнений для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которая успешно применяется всеми педагогами нашего детского сада.
В младшем и среднем дошкольном возрасте активно использую ОРУ для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные и образно - подражательные упражнения (например, упражнения «Дровосек» со звуком «Ух-х-х», «Спрятались» со звуком «Т-с-с» и т.д.).
Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с качеством повторений (в 4-5 раз).
Большинство упражнений в этом возрасте начинаются из исходного положения «стоя», но в физическую культуру включаю упражнения для туловища – из положений «сидя» («Маятник»), «лежа на спине» («Мишка спит»), «стоя на четвереньках» («Кошечка»).
На протяжении физкультурных занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органов. Поэтому для улучшения вентиляции легких использую дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков («Обними меня»), «Сдуем сне с обуви»). Кроме того, в работе с младшими дошкольниками, широкое применение находят игровые упражнения с элементами дыхательной гимнастики и в заключительной части физкультурного занятия «Поезд», «Подуй на одуванчик», «Пузырь», «Собираем цветы» и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно – двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук, рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе с количеством повторений до 6-8 раз. Больше внимания уделяю специальным дыхательным упражнениям. Это упражнение на удлинение выдоха («Задуй свечку», «У кого дольше колышется ленточка»), на укрепление мышц носоглотки и верхних дыхательных путей («Ежик, «Ушки»), на умение детей дышать через нос («Подышите одной ноздрей», «Воздушный шар», «Дышите тихо, спокойно и плавно»).
Таким образом, систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо – и кровообращения в легких.
Дыхательные упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Упражнения из положения «стоя»:
«Часики».
И.П. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
В: 1 – взмах руками вперед «тик» (вдох);
2 – взмах назад – «так» (выдох).
«Петух».
И.П.: стоя, ноги врозь, руки внизу.
В.: 1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопнуть руками по бедрам «Ку-ка-ре-ку» (выдох) (5 – 6 р).
«Регулировщик».
И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
В.: 1- правая рука вверх, левая в сторону (вдох носом);
2 – левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука «р-р-р» (6-8р.)
«Гуси летят».
И.П.: О.С.
В.: 1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «Г-у-у» (выдох) (6-8р).
5. "Ежик".
И.П.: О.С.
В.: 1 - поворот головы вправо - короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево - выдох через полуоткрытый рот ( 6-8 р).
6. "Гуси шипят"
И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу.
В.: 1 - наклониться вперед с отведением рук в стороны - назад со звуком "ш-ш-ш" (выдох);
2 - наклон головы влево (выдох) (4-6р).
7. "Ушки"
И.П.: О.С.
В.: 1 - наклон головы вправо (сильный вдох);
2 - наклон головы влево (выдох) (4-6р).
8. "Крылья".
И.П.: О.С., руки внизу.
В.: 1 - руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 - опустить руки вниз со словом "вниз" (выдох) (6 р).
9. "Поворот".
И.П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В.: 1 - поворот вправо (вдох);
2 - И.П. (выдох);
3 - поворот влево (вдох);
4 - И.П. (выдох). (6 р ).
10. "Пчелы".
И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу;
В.: 1 - развести руки в стороны (вдох);
2 - опустить руки вниз со звуком "з-з-з" (выдох) ( 5 р ).
11. "Носик".
И.П.: О.С.
В.: 1 - сделать вдох носом;
2 - на выдох протяжно тянуть звук "м-м-м", одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами ( 5 - 6 р).
12. "Носик балуется"
И.П.: О.С.
В.: 1 - погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 - на выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцами (6р).
13. "Носик нюхает приятный запах".
И.П.: О.С.
В.: 10 вдохов - выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
14. "Носик поет песенку".
И.П.: О.С.
В.: 1 - сделать вдох носом,
2 - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и петь: "бп-ба-бу". (5 - 6р).
15. "Погреем носик".
И.П.: О.С.
В.: указательными пальцами выполнять движения к крыльям носа, вверх и обратно (8-10р).
16. "Барабанщик".
И.П.: О.С.
В.: 1 - присесть, похлопать по коленям (выдох);
2 - и.п. со звуком "бам-бам-бам" (вдох). (6р).
17. "Гудок парохода".
И.П.: О.С.
В.: 1 - через нос с шумом набрать воздух;
2 - задержать дыхание на 1- секунду;
3 - с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком "у-у-у" (выдох) (6р).
18. «Трубач»
И.П.: О.С., руки перед грудью, кулаки сжаты, "трубочкой".
В.: 1 - вдох, 2 - медленный выдох с громким произнесением звука «пор». (4р).
19. "Дышим тихо, спокойно, плавно".
И.П.: О.С.
В.: медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос. (5-10р).
20. "Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит".
И.П.: О.С.
В.: 1 - руки в стороны (вдох);
2- наклониться вправо (выдох);
3 - и.п. (вдох);
4 - наклон влево (выдох), в и.п. (5-6р).
21. "Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки".
И.П.: ноги врозь, руки внизу.
В.: 1- вдох;
2 - наклониться вперед (выдох);
3 - и.п. (вдох);
4 - наклониться вперед (выдох) (5-6р).
22. " Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан (береза). И.П.: О.С.
В.: 1 - руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох);
2 - руки вперед - вниз, отпуститься на всю стопу (выдох);
3 - в и.п. (5-6р).
23. Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли". (желуди).
И.П.: О.С., руки за головой.
В.: 1 - подняться на носки (вдох);
2 - присесть (выдох);
3- выпрямиться (вдох);
4 - и.п. (вдох). (4-5р).
24. " Поднимаем кирпичи".
И.П.: ноги врозь, руки внизу, пальцы расставлены.
В.: 1 - вдох,
2 - наклониться вперед, пальцы сжаты в кулак "ух". (выдох);
3 - вдох;
4 - в и .п. (5-6р).
25. "кладем раствор".
И.П.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад.
В.: 1 - вдох, 2 - поворот туловища вправо (влево), ах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед ("раз") - выдох, 3 - и.п. (вдох) (4-5р).
26. "Бели потолок".
И.П.: ноги врозь, руки внизу.
В.: 1 - поднять правую руку вверх - назад (вдох), 2 - опустить правую руку (выдох); 3 - поднять левую руку вверх - назад (вдох), 4 - опустить левую руку (выдох). (5-8р).
27. "Наклеиваем потолок".
И.П.: О.С., руки согнуты в локтях на уровне пояса.
В.: 1 - вдох, 2 - подняться на носки, прямые руки вверх (выдох);
3 - вдох; 4 - в и.п. (выдох). (5-6р).
28. " Большой и маленький".
И.П.: О.С.
В.: 1 - подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение ("какой большой") - вдох;
2 - присесть, обхватив колени и прижав к коленям голову ("какой я маленький") - выдох. (5-6р).
29. "Аист".
И.П.: О.С.
В.: 1 - вдох; 2 - поднять руки в стороны, ногу, согнутою в колене, гордо вынести веред, зафиксировать ногу и руки, произнося "ш-ш-ш2 (выдох). (6-7р).
30. " Дровосек".
И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу.
В.: 1 - поднять сцепленные руки вверх. (вдох);
2 - опустить вниз с произношением "ух-х-х". (выдох) (5-6р).
31. "Часы".
И.П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В.: 1 - наклон влево со звуком "тик" (выдох);
2 - и.п. со звуком "так" (вдох),
3 - наклон вправо со звуком "тик"(выдох);
4 - и.п со звуком "так" (вдох) (5-6р).
32. "Лови комара".
И.П: ноги врозь, руки вдоль туловища.
В.: 1 - хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать: " Хлоп". 2 - и.п. (вдох). (4-5р).
33. "поиграй на трубе".
И.П.: ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу.
В.: делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши и с выдохом проигрывать "ту!ту!ту!". (5-6р).
34. "Вертушка".
И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
В.: повороты впаво - влево, свободно размахивая руками и произнося: "х-р-р-р". (5-6р).
35. "Вырасти большим".
И.П. ноги вместе, руки вдоль туловища.
В.: 1 - поднять руки, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох); произнося "у-х-х-х". (5-6р).
36. "спрятались".
И.П.: О.С.
В.: 1 - присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: "Т-с-с-с",
2 - в и.п. (вдох). (4- 5 р).
37. "Лягушка прыгает".
И.П.: ноги вместе, руки на поясе.
В.: вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед с одноименным выдохом и произнести: "Ква-ак". (6-8р).
Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».
1. "Семафор".
И.П.: сидя ноги вместе, руки вдоль туловища.
В.: поднять руки в стороны (вдох);
2 - медленно опустить руки с длительным выдохом и произнесением звук -с-с-с". ( 4 - 6р).
2. "Самолет".
И.П.: лежа на животе, опора на предплечья.
В.: 1 - прогнуться, приподняв голову, плечи, ноги прямые , руки в стороны (вдох);
2 - и.п. (выдох). (4-5р).
3. «Каша кипит».
И.П.: сидя на гим/скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди.
В.: 1- втянуть живот, набрать воздух в грудь (вдох);
2 - опуская гудь и выпячивая живот, произнести звук "ш-ш-ш" (выдох) (5-6р).
4. «Ежик».
И.П.: сидя ноги вместе, руки в упоре сзади.
В.: 1 - вдох;
2 - согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди со звуком ф-ф-ф" (выдох). (4-5р).
5. "В колыбельке подвесной летом житель спит лесной" (орех).
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
В.: 1 - вдох;
2 - сесть, ноги не сгибать, руки к носкам, (выдох);
3 - вдох;
4 - вернуться в и.п. (выдох). (4-5р).
6. «Красим пол».
И.П.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак.
В.: 1 - вдох;
2 - слгка наклониться вперед, с произнесением слова "жик" (выдох);
3 - вдох;
4 - вернуться в и.п. (выдх). (4-5р).
7. "Ветер".
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
В.: сделать вдох, выпячивая живот грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды, сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывными вдохами. (3-4р).
8. "Маятник".
И.п.: сидя по-турецки, руки на поясе.
в.: 1 - наклон. вправо (выдох0 со звуком "т-у-у-х";
2 - .и.п. (вдох);
3 - наклон влево (выдох);
4 - и.п. (4 - 5 р). 9. "Часы".
И.П.: сидя по-турецки, руки за головой.
В.: 1 - наклон вправо (выдох) с произнесением слов "тик",
2 - и.п. (вдох) с произнесением слова "так";
3 - наклон влево (выдох);
4 - и.п. ( 4 - 5 р).
10. "Гребуны".
И.П.: сидя, ноги врозь, руки согнуты в локтях.
В.: 1 - наклон вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, произнося: "у-х-х-х";
2 - выпрямиться, слегка развести локти в стороны - вдох. (5-7р).
11. "Прижми колени".
И.П.: сидя, ноги прямые вместе, руки вверх.
В.: 1 - поднять колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: "Вот";
2 - вернуться в и.п. выдох. (4-5р).
13. "Мотор".
И.П.: стоя на коленях, руки согнуты перед грудью.
В..: 1 - вращать согнутыми руками вперед, прознося: "р-р-р";
2 - вернуться в и.п. - вдох. (6р).
12. "Кошечка".
И.П.: стоя на четвереньках.
В.: 1 - поднять голову, прогнуть спину - вдох;
2 - опустить голову, выгнуть спину, сказать "ф-р-р-р" и выдохнуть. (5-6р).
14. "мишка спит".
И.П.: лежа на спине, ноги прямые вместе, руки вдоль туловища.
В.: 1- согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: "у-х-х-х";
2 - вернуться в и.п. - вдох. (4-5р).
Дыхательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения из положения "стоя":
1. "Погреемся".
И.П.: О.С., руки в стороны.
В.: 1- скрестить руки перед грудью, похлопать ладонями по плечам, произнося "у-х-х-х" (выдох);
2- и.п. (вдох).
2. "Мельница".
И.П.: О.С., руки вверху, чуть шире плеч.
В.: 1- вращательные движения рук боковой плоскости со звуком "ж-р-р" (выдох).
2 - и.п.и (вдох). (7-8р).
3. "Конькобежец".
И.П.: стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед.
В.: подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом тело поворачивается в сторону согнутой ноги со звуком "к-р-р". (5-6р).
4. "Лягушонок".
И.П.: О.С.
В.: 1 - слегка присесть (вдох);
2 - прыжок 2-мя ногами с продвижением вперед со звуком "квак". (выдох). (6-7р).
5. "Сердитый ежик".
И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.
В.: 1- наклон вперед, обхватить руками грудь, голову опустить со звуком "п-ф-ф-ф" (выдох);
2 - и.п. (вдох). (5-6р).
6. "В лесу".
И.П.: О.С.
В.: 1 - вдох;
2 - с разными интонациями прокричать "а-у-у". (выдох) (6-8р).
7. "Веселая пчелка".
И.П.: 1 - вдох;
2 - выдох со звуком "з-з-з" (звук и взгляд направить к носу, на руку, на ногу). (5-6р).
8. "Великан".
И.П.: О.С., руки вверху.
В.: 1 - подняться на носки (вдох);
2 - наклон вперед - вниз, согнув ноги в коленях, опустить руки до самого пола (выдох) (6-8р).
9. "Часы".
И.П.: О.С.
В.: движения прямыми руками вперед - назад со звуком, "тик-так". (10-12р).
10. "Косарь".
И.П.: О.С.
В.: широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком "ж-у-х". (5-8р).
11. «Насос».
И.П.: О.С.
В.: 1 – наклон вправо (влево), руки скользят вдоль туловища со звуком «ш-ш-ш» (выдох);
2 – и.п. (вдох) (10-12р).
12. «Радуга обними меня».
И.П.: О.С.
В.: 1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны,
2 – задержать дыхание на 3-4 секунды.
3 – растянуть губы в улыбке со звуком «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вперед, затем скрестить пред грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мушку, другая – на плечо. (3-4р).
13. «Вырасти большой».
И.П.: 1 – поднять руки вверх, подняться на носки (вдох);
2 – опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох) со звуком «у-х-х» (4-5р).
14. «Ушки».
И.П.: О.С.
В.: 1 – полный выдох через нос, втягивая в себя живот, 2- губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа, 3 – сделать движение, как бы глотая воздух;
Голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. (4-6р).
15. «Пускаем мыльные пузыри».
И.П.: О.С.
В.: 1 – при наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки» 2 – поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри;
3 – не отпуская головы, сделать вдох носом; 4 – спокойный выдох, через нос с опущенной головой. (3-5р).
16. «Ушки».
И.П.: О.С.
В.: покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы уши должны быть, как можно ближе к плечам. Выдох произвольный. (4-5р).
17. «Язык трубкой».
И.П.: О.С.
В.: 1 – губы сложены, «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой»; 2- медленно втягивая воздух через «трубку2 языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки; 3- закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3 -5 секунды; 4 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. (4-8р).
18. «Шар лопнул».
И.П.: О.С.
В.: 1 – руки в стороны (вдох); 2 – хлопок пред собой, - медленный выдох на звуке «ш-ш-ш» (5-6р).
19. «Партизаны».
И.П.: стоя, в руках палка («ружье»).
В.: ходьба с высоким подниманием колен. На 2 шага – вдрх, на 6-8 шагов – медленный выдох с произношением слова «ти-ш-ш-ше».
20. «На турнике».
И.П.: О.С., палка в обеих руках пред собой.
В.: 1 – поднимаясь на носки, поднять палку вверх на лопатки (выдох) со звуком «ф-ф-ф-ф». (3-4р).
21. «Маятник».
И.П.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне лопаток.
В.: 1-2 наклоны вправо (влево) – выдох с произношением «т-у-у-х-х», 3-4-вдох, и.п. (6-8р).
22. «Наклоны вперед».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
В.: 1-2-3 – пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом; 4 – и.п. (вдох)
(8-10р).
23. «У кого дольше колышется ленточка».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу с ленточками.
В.: 1 – вдох, 2- поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон (выдох). (6-8р).
24. «Задуй свечку».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
В.: сделать вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу. «фу-фу-фу». (6-8р).
25. «Полное дыхание».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
В.: сделать глубокий, глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед. («ха!»).
(6-7р).
26. «Удивимся».
И.П.: О.С., опустить плечи и сделать вдох.
В.: 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох» 2 – и.п. (8р).
27. «Плечи».
И.П.: О.С.
В.: 1 – плечи вперед, медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;
2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая. (8р).
28. «Покачаемся».
И.П.: О.С.
В.: 1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; 2- медленно распрямиться и прогнуться назад, делая вдох. (6р).
29. «Поворот».
И.П.: О.С.
В.: 1 – сделать вдох, 2- на выдохе поворот вправо (влево) – одна рука за спину, другая вперед; 3 – и.п. (6р).
30. «Погладь бочок».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
В.: 1 – медленно поднимать правую (левую) руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опускать руку и плечо (выдох). (6р).
31. «Поднимемся на носки».
И.П.: О.С.
В.: 1 – подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох), 2 – медленно присесть, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (6р). 32. «Покачивание».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
В.: 1 – наклон вправо «кач» (вдох),
2 – наклон влево «кач» (выдох). (6р).
33. «Хлопок»
И.П.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.
В.: 1 – поднять руки, вверх (вдох).
2 – хлопнуть в ладоши, сказать «хлоп» (выдох), 3 – развести руки «хлоп» (вдох), 4 – опустить руки вниз (выдох). (5р)
34. «приземление».
И.П.: ноги на ширине плеч, руки в замок внизу.
В.: 1 – руки поднять вверх (вдох), 2 – наклон вперед с одновременным опусканием рук и произнесением звука «ух» (выдох). (5р).
35. «Дышите тихо, спокойно и плавно».
И.П.: стоя.
В.: сделать медленный вдох через нос, пауза, затем плавный выдох через нос. (5-10).
36. «Подыши одной ноздрей».
И.П.: стоя.
В.: правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох. (3-6р).
37. «Воздушный шар» в грудной клетке»
И.П.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе.
В.: Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий;
Живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивая. (4-10р).
38. «Воздушный шар» поднимается вверх.
И.П.: стоя.
В.: руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8р).
39. «ветер на планете».
И.П.: О.С., руки соединить пред грудью, сжав кулаки.
В.: наклоны вперед – вниз, при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи (5 – 7р наклонов и вдохов). Выдох произвольный. (3-6р).
Дыхательные упражнения из положения «сидя», «лежа на спине».
«Воздушный шар».
И.П.: лежа на спине, глаза закрыты, ладони на животе.
В.: сделать медленный вдох, живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивая. (8-10р).
«Ветер».
И.П.: лежа на спине.
В.: сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку , задержать дыхание на 3-4 сек, сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. (5-6р).
3.»Планета Сат-Нам, отзовись».
И.П.: сидя на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных переплетены, а указательные пальца соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
В.6 после слов «Планета, отзовись». Дети начинают петь «Сат-нам». (3-5р). «сат» произносится резко, как свист, поднимая живот к позвоночнику, - этот выдох. «нам» произносится мягко, расслабляя мышцы живота, - это вдох.
4.«Инопланетяне».
И.П.: лежа на спине.
В.: спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот. Медленно и плавно выполнить вдох, заполняя полностью легкие. Задержать дыхание, напрягая мышцы и мысленно проговаривая «я сильный» (ая)». Спокойно выдохнуть воздух через нос. (3-4р).
«Трубач».
И.П.: сидя на пятках, кисти рук сжаты и подняты вверх.
В.: медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф» (8 –10р).
«Карлик».
И,П.: сидя, ноги по-турецки, руки положить на затылок.
В.: откинуть голову назад, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.
«Будильник».
А) И.П.: сидя, ноги по-турецки, обхватить голову руками.
В.: ритмично выполнять наклоны вправо-влево со звуком, «тик-так»
Через 3-4 движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление «кукушки» со звуком «ку-ку». (4-5р).
«Полет на луну».
И.П.: сидя, стопы ног соединены, руки на коленях.
В.: сделать глубоких вдох, на выдохе тянуть звук «а-а-а» , медленно поднимая левую руку вверх, достигают «луны» и так же медленно возвращаются.
Б). «Полет на солнце».
И.П.: сидя, стопы ног соединены, руки на коленях.
В.: сделать глубокий вдох На выдохе тянуть звук «а-а-а» громче и длиннее, поднимая правую руку вверх. Достигнув воображаемого Солнца возвращаются в и.п.
В). «Полет в космос».
И.П.: сидя, стопы ног соединены, руки на коленях.
В.: сделать глубокий вдох. На выдохе громкий звук «а-а-а» достигает предела по мощности выброса (2-3р), появляется ощущение радости. |