2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
| Наименование раздела, темы
| Вид учебного занятия
| Общий объем времени в часах
| Максимальная
учебная
нагрузка
| Самостоятел ьная работа
| Аудиторные
занятия
| 49,5
| 16,5
| 33
| 1
| Изобразительное искусство
| 1.1
| Беседа о композиции
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.2
| Язык графики
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.3
| Язык живописи
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.4
| Натюрморт как жанр изобразительного
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.5
| Пейзаж как жанр изобразительного искусства
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.6
| Портрет как жанр изобразительного искусства
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.7
| Скульптура как вид изобразительного искусства
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.8
| Архитектура как вид изобразительного искусства
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.9
| Декоративноприкладное искусство как вид изобразительного искусства
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2
| Народное искусство
| 2.1
| Народные ремесла
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.2
| Народные ремесла родного края
| экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.3
| Народный костюм
| экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.4
| Народный фольклор. Жанры фольклора
| интегрированное
занятие
|
|
|
| 3
| Праздники
| 3.1
| Праздники народного календаря
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.2
| Светские праздники
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 4
| Искусство и современный человек
| 4.1
| Значение искусства в жизни современного человека
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 4.2
| История развития искусства костюма
| экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 4.3
| Искусство и реклама
| урок-игра
| 1,5
| 0,5
| 1
| 4.4
| Искусство дизайна
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 4.5
| Ландшафтный дизайн
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 5
| Музеи
| 5.1
| Музеи
| беседа
|
|
|
| 5.2
| Частные музеи
| виртуальная
экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 5.3
| Выставочное
пространство
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 5.4
| Экскурсия
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 5.5
| Посещение музея
| экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 5.6
| Коллекционирование
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 6
| Библиотеки
| 6.1
| Библиотека
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 6.2
| Правила пользования библиотекой
| экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 6.3
| Как работать с книгой
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 6.4
| Как работать с журналом
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 6.5
| Энциклопедия как вид книги
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 6.6
| Сеть интернет как информационный ресурс
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 6.7
| Литературная гостиная
| урок-дискуссия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
| Наименование
| Вид учебного
| Общий объем времени в часах
|
| раздела, темы
| занятия
| Максимальная
учебная
нагрузка
| Самостоятел ьная работа
| Аудиторные
занятия
|
|
|
| 49,5
| 16,5
| 33
| 1
|
| Изобразительное искусство
|
| 1.1
| Виды изображений в картине.
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.2
| Язык графики
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.3
| Язык живописи
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.4
| Диорама, панорама как виды монументальной живописи
| экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.5
| Жанры
изобразительного
искусства
| урок-игра
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.6
| Интерпретация в искусстве
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 1.7
| Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
|
| искусства.
|
|
|
|
| 1.8
| Пленэр
| беседа
|
|
|
| 2
| Декоративно-прикладное искусство
| 2.1
| Текстиль
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.2
| Эскизирование
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.3
| Металл
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.4
| Эскизирование
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.5
| Керамика
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.6
| Эскизирование
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.7
| Дерево
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.8
| Эскизирование
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.9
| Камень. Кость
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.10
| Эскизирование
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.11
| Стекло
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 2.12
| Эскизирование
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3
| Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия
| 3.1
| Язык
| урок-
исследование
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.2
| Современная детская литература
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.3
| Творческий
эксперимент
| урок-эксперимент
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.4
| Музыка
| урок-
прослушивание
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.5
| Песня
| урок-
прослушивание
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.6
| Танец
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.7
| Реставрация и хранение объектов культуры и искусства
| урок-
исследование
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.8
| Значение культурного наследия в истории человечества
| урок-
исследование
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.9
| Церковь - как объект искусства
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.10
| Хранение
«культурных
единиц»
| беседа
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.11
| Творческий проект «Семейные реликвии»
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.12
| «Мой родной город вчера и сегодня»
| экскурсия
| 1,5
| 0,5
| 1
| 3.13
| «Мой родной город вчера и сегодня»
| практическое
занятие
| 1,5
| 0,5
| 1
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(срок освоения 3 года)
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).
Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами
искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
2.Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.
Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр».
Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр - замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере
фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.
2.9 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.
2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники - акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.
3.Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.
3.2 Тема: Литературные жанры. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.
3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению.
4.Раздел «МУЗЫКА»
4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.
4.2 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр - как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач.
4.3 Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.
5.Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»
5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотртелепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика - основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения).
5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль, вальс, танго).
6.Раздел «ТЕАТР»
Тема: Искусство театра. История появления театра как
самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика.
Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
Тема: Выразительные средства театрального искусства.
Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок
театрального занавеса или костюма персонажа.
6.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.
|