Главная страница


Современные педагогические технологии, как средство снятия учебного стресса и повышение степени доступности материала при обучении физике



Скачать 88.17 Kb.
НазваниеСовременные педагогические технологии, как средство снятия учебного стресса и повышение степени доступности материала при обучении физике
Дата18.04.2016
Размер88.17 Kb.
ТипДокументы

учитель физики МКОУ «Березовская СОШ»
Современные педагогические технологии, как средство снятия учебного стресса и повышение степени доступности материала при обучении физике
Вопросы, связанные с созданием психологически комфортной обстановки на уроке, интересовали меня с самого начала моей педагогической деятельности. Благоприятная атмосфера позволяет раскрыть творческие способности ученика и учителя, сделать более доступным изучение физики, позволяет сохранить психологическое и физическое здоровье детей и учителей. В настоящее время здоровьесберегающие технологии как никогда актуальны.

Одним из факторов, способствующим снижению здоровья учащихся является стресс.

Что происходит с ребенком, когда для него ситуации становится стрессовой?

  1. Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую чем-то человеку (сейчас меня унизят, опозорят перед всем классом, будут ругать родители, возникнет ситуация, с которой я не знаю, что делать)

  2. Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд.

  3. В ответ на это тело запускает древнейшую программу поведения в опасных ситуациях: нападать, убегать или замереть.

Но воспитанный ученик, а тем более учитель не могут себе позволить вести себя подобным образом. В результате, неизрасходованная энергия продолжает оставаться в теле в виде химических веществ, выделенных для отражения опасности, и накапливаться в определенных зонах тела, в мышцах. Эти «накопления» стресса мы можем заметить: плечи опущены, голова втянута в плечи, невозможно сосредоточиться, провалы в памяти и др. Поскольку человек — система взаимосвязанная, то, в результате, через зажатые мышечные зоны с трудом проходят сигналы от мозга к важным органам и обратно. Ученик очень быстро устает, страдают наиболее ослабленные органы, возникают болезни. Давно доказано учеными, что когда человек сильно эмоционально включается в ситуацию, первое что страдает – мыслительная и творческая деятельность. Следовательно, ни о какой нормальной учебе не может быть речи. Таким образом стрессовая ситуация является препятствием для учебной деятельности, раскрытия творческого потенциала, успешного общения с окружающими.

Чтобы избежать проблем такого рода, я считаю, что необходимо вести работу по трем основным направлениям:

  • Создание на уроке психологически комфортной обстановки.

  • Организация учебной деятельности таким образом, чтобы получение и осознание новой информации происходило наиболее гармоничным способом.

  • Использование специальных упражнений и методик для снятия стрессовой ситуации у учащихся, создание «включенного» состояния.

Большинство педагогических технологий и методик в той или иной степени отвечают данным задачам. Я рассмотрю те из них, которые считаю наиболее эффективными, и активно использую в своей работе:

1. Технология В.Ф.Шаталова.

2. «Биоадекватная технология»

3. «Образовательная кинестетика»

4. Открытые образовательные технологии
Технология В.Ф.Шаталова

На мой взгляд, авторская модель — технология интенсивного обучения В.Ф.Шаталова удивительно эффективная и талантливая, позволяющая раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации. Также в процессе обучения создаются благоприятные психологические условия для полноценной самореализации личности.

Основы технологии:

  • Опорные конспекты

  • Обязательный поэтапный контроль

  • Изучение материала крупными блоками

  • Личностно - ориентированный подход

  • Ориентировочная основа действий

Учет и оценка знаний в технологии Шаталова играет не только диагностическую, но и, в огромной мере, психологическую, мотивационную, воспитательную роль. Целью системы контроля и взаимоконтроля являются: знания, успех, поиск, познавательный интерес, взаимная поддержка учащихся. В.Ф.Шаталов считал, что «оценка – это очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности».

Опорные конспекты являются основной формой подачи и осмысления новой информации, позволяющей изучать теоретический материал крупными блоками, дающей целостное восприятие темы. Они выстраиваются из опорных сигналов. Опорные сигналы – это знаки, отражающие средства конкретизации при объяснении абстрактного теоретического материала, модели (понятия, формулы, графики). Для лучшего закрепления в памяти они должны быть эмоционально яркими, экономными и неожиданными.

Идея В.Ф.Шаталова о том, что «образ – это ткань мыслительных процессов», высказанная почти пятьдесят лет назад, нашла свое подтверждение в работах психологов и нейрофизиологов последнего десятилетия. Автор предлагает использовать зрительные, звуковые и смысловые опоры.

Существуют основные принципы составления опорного конспекта:

  • Лаконичность (300-400печатных знаков)

  • Структурность(4-5 связок, логических блоков)

  • Смысловые акценты ( отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов)

  • Унификация печатных знаков

  • Автономность (каждый из 4-5 блоков должен быть самостоятельным)

  • Ассоциативность

  • Доступность воспроизведению

  • Цветовая наглядность и образность

Издано достаточно много книг, которые аннотированы как система опорных конспектов. Некоторые из них действительно интересны, а в большей части дается просто краткое изложение тем или обобщенные таблицы.

«Ноосферное образование»

«Биоадекватная технология» создана в России около 15 лет назад академиком РАЕН Масловой Натальей Владимировной на основе последних открытий и разработок психологов и нейрофизиологов в области восприятия, усвоения и осознания информации.

Целью «ноосферного образования» является научение динамическому мышлению посредством мыслеобразов.

Задачей ноосферного образования является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление. Его экономичность достигается за счет использования пяти каналов человеческого восприятия, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучение явления.

Изучение и осознание новой информации в данной технологии происходит в соответствии с основными этапами восприятия информации.

Образовательная кинестетика


(“kinesis” – телесное ощущение)

Образовательная кинестетика - простой и эффективный метод, позволяющий справиться с ситуацией стресса и разбалансированности. Кинестетика восстанавливает связь с помощью движения, снимает блоки, появившиеся во время стресса.

Создателем программ по «образовательной Кинестетике» является доктор психологических наук Пол И. Деннисон. Программы включают в себя несколько взаимосвязанных направлений, одним из которых является «Гимнастика мозга». Методика Ученым давно известна глубокая связь между движением и эмоциями, движением и отношением к ситуации, движением и количеством запоминаемого материала. Гармония между правой и левой, верхней и нижней, передней и задней сторонами тела создает пространственное восприятие, которое необходимо для освоения таких важных навыков, как распределение текста в пространстве листа, восприятие страницы целиком, понимание математической последовательности чисел от большего к меньшему и др. Ребенок, у которого нарушены эти связи находится в разбалансированном состоянии и тратит на простые действия большое количество времени, быстро наступает усталость и эмоциональная подавленность.

Гармония человека базируется на трех началах: тело – мышление – эмоции. Нарушение любой из связей между этими составляющими ведет к эмоциональному напряжению, частому возникновению стрессовой ситуации, быстрой усталости даже при выполнении простых заданий.

«Образовательная кинестетика» разрабатывалась в центре «Долина» для неуспевающих. Более 20 лет Деннисон помогал успешно справляться с трудностями детям и взрослым.

«Гимнастика мозга» - это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения, а так же разработки нейропсихологов, которые помогают снять стрессовые телесные зажимы, активизирует определенные зоны мозга, направленные на познавательную деятельность, осуществляют и закрепляют позитивный настрой на эмоциональном уровне. Эти упражнения достаточно просты. Их высокую эффективность подтвердил большой практический опыт американских и российских педагогов и психологов.

Природой заложен механизм снятия напряжения через естественное движение, которое является основой развития мышления, творческого подхода к жизни. Методы «образовательной кинестетики» становятся прекрасным дополнением к существующим учебным программам, поскольку снимают стрессовое состояние и мотивируют к обучению.

Подробнее познакомиться с данной методикой можно на занятиях в рамках проекта Центра развития русского языка «Школа без стресса».

Открытые образовательные технологии

Цель открытых образовательных технологий – обучение школьников использованию приобретенных ими знаний и умений в максимально разнообразных ситуациях и формирование умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, а также развитие готовности к самообразованию.


Главное лицо в данной образовательной системе – не учитель, а ученик.

К таким технологиям относятся:

  • Метод проектов

  • Дебаты

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо

  • Творческие мастерские

Основными характеристиками технологий открытого образования являются:

    1. Деятельностный характер обучения

    2. Интерактивная позиция обучающихся

    3. Обязательное наличие рефлексии в процессе обучения и по его окончании

    4. Толерантное отношение ко всем участникам процесса

    5. Наличие выхода на самоопределение.

Открытый урок по теме «Электрическое поле» был подготовлен и проведен в соответствии с технологией открытого образования «Развитие критического мышления» (РКМЧП).

Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.

Цели РКМЧП: формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Класс, в котором проходил урок, изучает физику на базовом уровне (2ч. в неделю) , в соответствии с этим были подобраны формы работы на уроке.

Модель урока в данной технологии трехчастная: Вызов – Осмысление – Рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение обретенных знаний.

На стадии вызов происходит актуализация и обобщение знаний по теме, мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме), побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и дома. На этом этапе урока использованы такие формы работы, как фронтальный опрос и коллективное обсуждение.

На стадии осмысления – получение новой информации, осмысление этой информации, соотнесение её с уже имеющимися знаниями, поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний. В этой части данного урока получение новой информации происходит при защите мини-проектов, подготовленных учащимися, объяснении учителя, коллективной беседы.

На этапе урока рефлексия – закрепление полученных знаний, обобщение информации, присвоение учеником нового знания, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Основным приемом при обобщении на данном уроке являются также коллективная беседа и составление тезисов. На этапе “присвоения” новой информации был применен прием «Сочинение синквейна».

Синквейн – это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Как правило, это центральное понятие темы, оно представляется существительным.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих это понятие. Они раскрывают тему синквейна.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия или объясняющие суть происходящих событий.

Четвертая строка – короткое предложение, обычно их четырех слов, в которых автор высказывает свое отношение к новой информации, полеченной на занятии. Это может быть крылатое выражение, цитата, или составленная учеником фраза в контексте темы.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, с помощью которого ученик выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Желательно, чтобы тема синквейна была эмоциональной.

Прием, как правило, используется на стадии рефлексии.

Синквейн (пятистишье) представляет собой синтез информации в лаконичной форме, а способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах - очень важный показатель сформированных умений учащихся.