Главная страница


«На пути реализации фгос ооо: тенденции, проблемы, перспективы» 14. 03. 2015



Скачать 92.02 Kb.
Название«На пути реализации фгос ооо: тенденции, проблемы, перспективы» 14. 03. 2015
Дата06.04.2016
Размер92.02 Kb.
ТипДокументы

И.И. Аляпышева

Учитель английского языка

гимназии №74

Текст выступления «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности»

на Санкт-Петербургской городской конференции

«На пути реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы» 14.03.2015

Преподавая в гимназии № 74 английский язык как второй, я достаточно долго использую метод проектов. Проектная деятельность является основной деятельностью учащихся при освоении материалов по страноведению и культуре стран изучаемого языка. И практически всегда вызывает интерес у учащихся, так как дает возможность раскрыть их потенциал и дать свободу их творчеству и во время уроков и во внеурочной деятельности.

В своей работе я стараюсь брать за основу личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, т.е. формировать психически-комфортные, ситуативно-адекватные способы взаимодействия между мной и учениками.

Переход от субъектно-объектных отношений к объектно-объектным помогает нам формировать творческую личность ученика, способную к конкуренции, к самореализации и к активному взаимодействию с другими.

До недавнего времени выделялось три компонента содержания обучения:

- материальный аспект – познание идет от звука и буквы до целостного

текста;

- идеальный аспект - то, о чем мы говорим, читаем, слушаем, пишем:

темы, проблемы, предметы речи);

- процессуально-деятельный аспект - речевые действия в целях

решения учебно-познавательных задач.

Однако, при личностно-ориентированном подходе очень важен еще один аспект обучения – чувства и эмоции, которые возникают при взаимодействии компонентов содержания обучения и которые создают благоприятную обучающую и воспитательную среду.

При личностно-ориентированном подходе содержание обучения должно

- отвечать интересам и потребностям современных школьников, приобщать их к культурному наследию не только своей страны, но и других стран и формировать у школьников целостную картину мира;

- апеллировать к личному опыту учеников, их чувствам и эмоциям, побуждать их к сравнению и способствовать развитию критического мышления, выражению собственного мнения, оценки, стимулировать в целом развитие ценностных ориентаций, способствовать воспитанию патриота своей страны и гражданина мира.

Современная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции, и которая имеет четкую практическую направленность. Основное внимание уделяется социокультурной составляющей, включающей диалог культур.

Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» учащихся, появляется стремление к общению вне класса, участию в происходящих в школе событиях, тяга к исследованию и самореализации

Методическая помощь учителя должна предусматривать проблемную подачу информации (материала), чтобы побуждать учеников к наблюдениям, размышлению, самостоятельным выводам и обобщениям, а также нацеливать их на самостоятельный поиск информации (в том числе и с использованием интернет-ресурсов). Несомненно, все это должно способствовать развитию потребности в непрерывном самообразовании, в саморазвитии, самоопределении, самореализации, самонаблюдения и самооценке (развитие рефлексии).

И теперь, при личностно-ориентированном обучение закономерен интерес учителей английского языка к эффективным методам обучения.

Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности учащегося, обогащает знаниями по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей.

В краткой форме план проектной деятельности можно представить в виде схемы, известной как FISH BONE

  1. Намерение, конкретная проблема

  2. Подготовка проекта – формулировка темы, постановка целей и поиск средств для их достижения (план, карта ЗХУ)

  3. Фазы работы над проектом, создание новых отношений учитель-ученик

  4. Завершение проекта, представление его результатов, рефлексия -

учащиеся оценивают результаты, интересные находки, трудности,

неудачи, его значимость, умение работать в команде, компетентность и

неуверенность отдельных учеников. Учащиеся убеждаются, что проектная работа активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.

Используя материалы, которые содержат современные учебники – аудио и видео – легко заинтересовать учеников, даже в условиях, когда на обучение второму иностранному отведено лишь 2 часа в неделю.

Проекты по теме «Виртуальный туризм» возникли из темы «Экскурсия по Лондону» в 5и 6 классах. Показывая видео фильм о Лондоне еще 10 лет назад, я просила учеников создать свои собственные маршруты экскурсий по Лондону. Выбирая наиболее интересные им достопримечательности, в то время ученики рассказывали, стоя у карты с указкой.

Первые опыты составления выступлений показали, что ученики брали готовые тексты, выбирали информацию, заучивали ее и отвечали, не вкладывая в работу личностный аспект и свои эмоции. Возможности интернета позволили качественно улучшить предыдущий опыт. Но оказалось, что теперь старые схемы не работают. В каждом выступлении слушатели не хотели повторения информации, приходилось использовать разные источники. Понимая, что ученикам не хочется выполнять неинтересное им и трудоемкое задание, я попыталась показывать им небольшие видео-ролики об известных им городах, иногда не называя их. Ученики строили догадки, пытаясь отгадать, что это за место. Соединяя знания, полученные на уроках географии, и свой личный опыт, ученики захотели попробовать создать свои выступления с компьютерными презентациями.

Задумывая темы проектов для школьников в 5-х, 6-х классах мы столкнулись в вопросом: Как заинтересовать ученика задуматься над темой, которая ему знакома, но не близка? И решили , что надо заинтересовать их, не ограничивая их фантазию, и при создании своего проекта предложили им включить «загадку для слушателей», т.е. создать интригу, привлечь визуальным рядом и дать возможность показать свои знания, почувствовать удовлетворение от удачной (успешной) работы.

Основа удачного выступления – знания и логичное расположение материала.

Следующий проекты в 7-х и 8-х классах были уже шире по выбору мест, так как назывались «Мое путешествие по Великобритании» и «Дай совет, куда бы мне поехать отдыхать»:

План первых выступлений этой теме:

  • Город (куда бы я поехал);

  • Способ передвижения по городу;

  • Знаменитые памятники или достопимечательности;

  • Знаменитые люди.

В более старших классах средней школы мы попробовали использовать эти знания при описании местоположения стран и городов, указывая стороны света, отмечая страны и города на карте. Это существенно улучшило понимание, куда нам советуют поехать. Некоторые ученики использовали данные о климат и погоде, чтобы улучшить впечатление от своего выступления. Такие толковые рассказы особенно высоко оценивались слушателями.

Совместно с учениками создали план для выступления о городах мира, которые широко не известны, учитывая предыдущие проблемы:

  • Страна / континент;

  • Историческая справка (год основания, флаг/герб), площадь, население;

  • Достопримечательности;

  • Спорт;

  • Кухня народов этого города.

Ученики отказались от точных цифр населения и площади, ограничили время выступления.

Для того, чтобы удерживать внимание мы стараемся выбрать город, о котором известно мало, он не является столицей или известным курортом. Им хочется удивить нас, слушателей, интересным выбором достопримечательностей и хорошим подбором видов.

Проектная деятельность по теме «Виртуальный туризм» позволяет создавать метапредметные связи, соединяя знания, умение строить логическое рассуждение, делать выводы, т.е. таким образом мы развиваем регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные УУД.

Эти проекты были созданы как часть урочной деятельности.

Чем старше становятся учащиеся, тем шире спектр тем, которые могут заинтересовать учеников и именно проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности, способна сделать учебный процесс для учеников в старшей школе личностно-значимым, в котором он может раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою активность и творчество. С расширением возможностей получения  информации (через интернет, справочники, учебную литературу) приобретает наиболее важное значение развитие умения критически оценивать эту информацию. При изучении информации учащиеся стараются оценить ее с точки зрения достоверности содержания,  убедительности приводимых аргументов, логичности вывода. Поэтому работа над проектами является эффективным способом формирования исследовательской активности учащихся.

Проект «Гимназические чтения». Несколько лет в нашей гимназии проводятся «Гимназические чтения», которые проходят в день рождения нашей гимназии. Мы, учителя английского языка, долгое время не были вовлечены в этот проект, ведь чтения проходят на русском языке. Но вот уже три года мы являемся полноправными участниками. Первый опыт участия был в 2013 году, мы подготовили выступления учащихся 10 класса на тему «Юбилеи» совместно с кафедрой истории. Два ученика взяли тему «Билль о правах- 220 лет со дня вступления в силу» и показали связь английской Хартии, американского Билля о правах и российской Конституции. Это выступление были успешными, оно знакомило с неизвестными сторонами истории нашей Конституции. Ученики были заинтересованы в выступлении тем фактом, что так глубоко эту связь они не рассматривали даже на уроках истории, т.е. они были в данном выступлении «первопроходцами».

Еще одно выступление было посвящено 60-ти летнему юбилею царствования королевы Елизаветы II. Ученица, которая один год проучилась в Англии, постаралась найти и познакомить нас с малоизвестными фактами и фотографиями.

Что было особенно важно, эти ученики не были активными на уроках, для этого выступления они преодолели свои комплексы, не побоялись выступить перед аудиторией не только своих одноклассников, но и учеников других классов.

2014 год проходил под темой «Культура» и снова мы обратились к ученикам 10 класса. Их выбор разделился между темами «Зимние Олимпийские игры в США», «История Американского баскетбола», «История Британского футбола», «Течения в Английской музыке начиная с середины 20 века», «Музыкальные группы Англии 1990-2014», «История Голливуда и знаменитые исторические фильмы, 1934-1980гг».

Ученики в этот раз почти все выполняли проекты в парах, распределив между собой выполнение различных частей проекта. Задав тему года, мы предложили ученикам выбрать ту область, которая им ближе. Поэтому девочки исследовали английскую музыку, разделив ее на два этапа, а мальчики развивали темы, близкие им – футбол и баскетбол.

Исследование, посвященное Олимпийским играм в США, было выполнено очень робкой девушкой, которая своим участием в проекте боролась с боязнью выступлений перед публикой, тихий голос. Причем, она сама вызвалась участвовать в проекте и была лидером в группе.

Освоение проектной деятельности происходит постепенно и в 2015 году - году Литературы - мы предложили ученикам не только 10-х, но и 9-х классов подумать над темой и найти интересующих их англоязычных писателей. Далеко не все учащиеся любят читать книги даже на родном языке, поэтому встает вопрос, каким же методами и приемами без принуждения приобщить их к чтению, как расширить их кругозор. В нашей гимназии английский язык преподается как второй почти во всех классах средней и старшей школы, поэтому у них почти нет знаний об английской и американской литературе. Поэтому, мы были рады, что нашлись те, кто хочет заинтересовать своих соучеников в таком интересном процессе как чтение. Ученицы 9 класса представили 10 писателей, которые, по их мнению, изменили в свое время взгляд на литературу. А затем ученики 10 классов выступили с рассказами о своих исследованиях о жизни, творчестве, феноменах и загадках английских и американских писателей и поэтов.

Выступление об «отце английской поэзии, Джеффри Чосере» носило просветительский характер. А исследование мистической роли Дома в жизни и творчестве сестер Бронте было выбрано ученицей под влиянием прочитанных книг.

Таким образом, из обязательного выступления на уроках в 5-6 и 7-8 классах, мы «выросли» в выступления на гимназических чтениях. И если в первый год рискнули участвовать в проектной работе только 3 человека, то в последующие годы ученики становились более активными. В этом году число выступающих было достаточным для того, чтобы мы организовали самостоятельную Секцию английского языка.

Как же связаны эти выступления с урочной деятельностью и английским языком? После того, как ученики выбрали тему, поработали с информацией, выбрали формат и объем своего выступления и выступили на Гимназических чтениях со своим проектом, включающим еще и компьютерную презентацию, сделав выводы о том, что получилось хорошо, а что еще необходимо доработать, ученики готовят свои выступления на английском языке. Этот этап их работы они проходят уже успешно, ведь предыдущие выступления позволили им почувствовать уверенность в своих знаниях.

Что же позволяет нам каждый год надеяться на сотрудничество с учениками?

На мой взгляд, это те межличностные отношения, которые складываются у нас в процессе обучения, когда мы, учителя, не только те, кто ведет за собой, но и те, кто является их союзником в ежедневной учебе. Нам необходимо организовать работу учеников так, чтобы они не воспринимали ее как «принуждение», чтобы она личностно затрагивала каждого, отражала его эмоции. Формируя ситуацию успеха, мы таким образом поощряем их дальнейшую работу не только в нашем предмете, но и в любой другой сфере их деятельности.

Отрепетировав дома или с другом выступление, почувствовав внимание аудитории, испытав радость успеха, ученики хотят выступать еще, невзирая на усилия, которые они уже затратили. Они уже забыли о них. Успешное выступление является сильным стимулом и образцом для подражания для тех, чье выступление было менее удачным.

Подводя итог, можно сказать, что проект – это путь реализации ФГОС ООО и он эффективен с позиции деятельностного подхода, то есть помогает сформировать те универсальные учебные действия, которые необходимы для обеспечения активности и разнообразной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.