Главная страница


В каком возрасте идти в школу?



Скачать 57.52 Kb.
НазваниеВ каком возрасте идти в школу?
Дата14.04.2016
Размер57.52 Kb.
ТипДокументы


В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ИДТИ В ШКОЛУ?
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников представляет собой одну из актуальных проблем, исследуемых в настоящее время. Существенной стороной подготовки старших дошкольников к освоению учебной деятельности является формирование у ребенка желания учиться в школе и связанной с ним готовности принять на себя роль ученика .

В широком смысле слова под мотивационной готовностью понимают сознательное желание ребенка принять на себя принципиально новую социальную роль — ученика, что отражается в степени сформированности учебной мотивации .

Современные педагоги-исследователи (Березина Т.А., Полякова М.Н. и др.) показали, что учебная деятельность детей побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов, которые делятся на шесть групп, определяющих отношение будущих первоклассников к учению.

  1. Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»).

  2. Учебно-познавательные мотивы, стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов. Дня этих учащихся характерна высокая учебная активность, они,, как правило, задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости.

  3. Оценочные мотивы, стремление полупить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого.

  4. Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»). Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий.

  5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала», «Я хочу в школу, потому что у меня ранец красивый, новый»). Эти мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения.

  6. Игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.

Ученые-исследователи Березина Т.А. и Полякова М.Н. указали, что мотивационный компонент готовности к школе образуется важными мотивами такими, как социальный, познавательный, оценочный, наличие которых будет говорить о сильной мотивации у ребенка к школьному обучению.

Педагогическая наука в последнее десятилетие изучает мотивационную готовность старших дошкольников к школьному обучению, при этом практически не затрагивается вопрос о готовности родителей к новой социальной роли детей. Многие родители оказываются не готовы к своей роли родителей школьников. Они испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на их трудности и неудачи в процессе обучения, не способны оказать психологическую поддержку своим детям. Поэтому мы считаем, что целесообразно исследовать не только особенности мотивационной готовности старших дошкольников к школе, но и готовность родителей принять новую роль их детей.

Большинство дошкольников 6-7 лет готовы к школе, их мотивационная готовность достаточно развита для учебной деятельности. Особый интерес представляет проблема заинтересованности родителей новым этапом в жизни их детей, проблема готовности взрослых к адаптации первоклассника к школе.

Примерно половина родителей готовы к принятию новой социальной роли ребенка, они уверены, что их дети будут чувствовать себя не хуже, чем в детском саду, в школе они найдут друзей, смогут многому научиться. Одна четвертая родителей проявляет некоторое беспокойство по поводу будущего посещения школы их детьми и готовы к возможным трудностям. Столько же же родителей демонстрируют высокую тревожность по каждому вопросу, касающемуся школьной жизни, возможно, они не готовы отдать детей в школу. В единичных случаях родители проявляют особое недоверие к учителям, считая, что те не имеют возможности оценить успехи каждого ребенка.

Родители проявляют разную степень «школьной тревожности», также по-разному понимают значимые факторы готовности ребенка к первому классу. Большинство родителей считает, что дети могут подготовиться к школе в семье не хуже, чем в образовательных учреждениях. Взрослые оценили роль семьи в подготовке к школе высоко, так как в ней идет воспитание и эмоциональная подготовка к новой ступени в образовании. По их мнению детский сад нужен для того, чтобы вырабатывать навыки общения в коллективе и самоорганизации, а в домашних условиях дошкольники могут без труда научиться читать, писать и считать. Четверть родителей категорически отвергли возможность подготовки детей к школе в семье. Столько же взрослых проявляют тревожность и неуверенность в том, что они смогут взять на себя роль педагога для своих детей.

Подавляющее большинство родителей видят себя в роли учителя или няни (не дающих возможности детям проявлять самостоятельность), а не родителя, который готов поддерживать и помогать в трудных для ребенка ситуациях. Больше половины родителей готовы усилить требования и контроль за ребенком, когда он пойдет в школу, возьмут на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка.

То есть, родители проявляют достаточно высокую степень «школьной тревожности». Это может быть связано как с особенностями мотивационной готовности ребенка к школе, так и с неготовностью самих родителей принять новую социальную роль их ребенка.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики мы разделили родителей на три группы: 1 группа (более половины взрослых) – родители, которые полностью готовы к будущей школьной жизни и принятию новой социальной роли своих детей; 2 группа родителей (треть взрослых) – взрослые готовы принять ребенка, как будущего школьника, но проявляют при этом тревожность и некоторую неуверенность в своих и детских возможностях; 3 группа (четвертая часть родителей) – не готовы видеть своих детей школьниками, проявляют излишние переживания и волнения, неуверенны в будущем своих детей. Родителям 2 и 3 групп требуется консультативная помощь педагога и других специалистов для решения проблем связанных с тревожным состоянием.

Для подготовки родителей и детей к школе в детском саду необходимо создать систему педагогического сопровождения семей. Программа педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению, которая будет включать в себя педагогическую технологию сопровождения детей и родителей в развитии мотивационной готовности к школе. Это нацелит педагогов на сотрудничество с семьей, позволит осуществить преемственные связи семьи, дошкольного учреждения и школы, определит цели и задачи образования родителей в современном дошкольном учреждении.

Для этого необходимо:

— Изучить семью с целью выяснения ее возможностей по воспитанию и развитию своих детей и детей детского сада.

— Повысить педагогическую культуру родителей, которая представляет собой личностное образование, выражающееся в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, в отношениях взаимодействия семьи и ДОУ, в гуманистическом стиле взаимодействия с детьми.

— Изменить характер взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе подготовки их к школьному обучению. Принципиально важной становится ориентация педагога в организации процесса взаимодействия на индивидуальные успехи, достижения и помощь в преодолении трудностей ребенка.

Готовить педагогов к сотрудничеству с родителями, как с партнерами, а также координировать усилия детского сада и семьи в подготовке детей к школе с учетом индивидуальных проблем и достижений будущего школьника.

— Разработать рекомендации для семьи в осуществлении педагогической поддержки ребенка в период адаптации к обучению в школе.

Таким образом, эффективность педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки старших дошкольников к школе связана с повышением уровня педагогической культуры родителей и профессиональной компетентности педагогов в объединении их совместных усилий, направленных на развитие полноценной готовности ребенка к школьному обучению.