Главная страница


С. Д. Куликова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №144 г. Иркутск



Скачать 111.81 Kb.
НазваниеС. Д. Куликова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №144 г. Иркутск
Дата14.04.2016
Размер111.81 Kb.
ТипДокументы

Ознакомление детей с особенностями культуры и быта различных народов Сибири как средство предупреждения межэтнической и межнациональной напряженности
С.Д.Куликова

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 144

г.Иркутск
Животворящей святыней называл А.С.Пушкин чувство любви к предкам, считая его стержнем культуры любого народа. Если это чувство разрушается, неизбежно вместе с ним распадается и духовная основа тех, кто живёт на земле, рвётся родовая нить.

Многие ли из нас знают, откуда родом были наши предки? Из какой российской губернии пришли они в на поселение в Сибирь? Сколько лет прожили, и чем занимались? Где похоронены? Что завещали своим потомкам?

Горькая пословица об Иванах, не помнящих родства, небезобидна, она таит в себе духовную апатию будущих поколений и ту разрушительную силу, которая ведёт к утрате вековечных святынь и духовному самоубийству.

А пока со страниц и экранов некоторых средств массовой информации и коммуникации демонстрируются националистические лозунги «Россия – для русских!», как снежный ком нарастает всеобщее гражданское невежество. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей деформирует национальное сознание личности и неизбежно приводит в дальнейшем к возникновению в подростковой среде межэтнической и межнациональной напряженности.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Социализация детей – умение жить в обществе. Социализация представляет собой усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит.

Живя в Сибири, и являясь её неотъемлемой частью, мы не можем не признавать, что Сибирь не только экономически самостоятельный край, но и огромный духовный материк, во многом отличный от Центральной России. Изначально население сибирских земель составляли переселенцы из разных уголков России, вследствие чего коренные народы края-буряты, эвенки и тофолары были оттеснены на необжитые территории, тем самым сохранив свои культурные традиции вплоть до 60-х годов ХХ века.

Но укоренение в Сибири не прошло для русских бесследно. В пище, в одежде, во всём образе жизни они переняли многое от инородцев, по той простой причине, что прежний образ жизни в новых условиях был совершенно неприемлем, тогда как коренное население жило в полной гармонии с природой и за многие века адаптировалось к её условиям. Сибирский писатель Серафим Шашков остроумно заметил, что вживаясь в новую землю, русские «якутились в Якутии, бурятились в Иркутске, китаились в Кяхте».

Во многих из нас, живущих в Прибайкалье, течёт кровь живших ранее на этих землях людей и мы не вправе закрывать глаза и вычёркивать из памяти этот неоспоримый факт.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе развития общества особую актуальность приобретает решение проблемы предупреждения межэтнической и межнациональной напряженности, культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития в среде детей и подростков.

Ведущим средством в решении этой проблемы является народная культура. Для нас, в частности - культура малых народов Прибайкалья. Приобщение к народной культуре важно начать ещё в дошкольном возрасте. Нами была изучена методическая, специальная и познавательная литература по теме - Н.В. Бутакова «Сибирский фольклор в работе с дошкольниками», О.В.Тарасенко «Вселенная, Земля, Человек – едины и нерасторжимы», Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна-Россия», Р.И.Жуковская «Родной край», Б.М.Неменский «Мудрость красоты », Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства» и др., публицистическая литература «Свидания с Ирутском» Л.А.Ладик, «Реки Байкала и происхождение названий» С.А.Гурулёва, «История Иркутской области» А.П.Косых и др., а также детской литературы «В лесу у Байкала» С.К.Устинова, «Байкальские легенды и предания»,собранные Л.Е.Элиасовым, «Байкала-озера сказки», сказки народов Сибири, стихи М.Д.Сергеева , Н.Трофимова и др.

Проблему формирования нравственных социальных чувств и представлений у детей освещали такие видные педагоги современности как Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова, С.А.Козлова, считающие, что в старшем дошкольном возрасте существуют реальные возможности для опосредованного освоения знаний, выходящих за пределы личного опыта детей.

Нами были составлены опросники для родителей и проведён экспресс- опрос, задачей которого было выявление мнений о степени актуальности проблемы интернационального воспитания во всех его аспектах в процессе становления личности ребёнка.

Результаты опроса показали: 8% родителей считают, что их знания о культурных традициях родного края достаточны. 40% опрошенных имеют разрозненные, отрывочные сведения. 52% респондентов считают недостаточными знания об истории родного края и в частности об особенностях культуры и быта коренных народов Сибири. 78% родителей считают важным и нужным ознакомление детей с культурным наследием народов Прибайкалья, воспитанием патриотических и интернациональных чувств в сознании подрастающего поколения и доверяют эту работу педагогам дошкольного учреждения. Остальная часть опрошенных затрудняется с ответом или не считает целесообразным проводить такого рода деятельность с дошкольниками.

Также нами был проведён опрос детей. Воспитанникам предлагалось назвать край и город, в котором мы живём, реки и озёра, назвать народы, живущие в Прибайкалье.

В результате опроса мы получили следующие данные: ни один ребёнок не смог назвать свой родной край, 88% детей не назвали родной город (среди ответов были такие: «слышал, но не помню», «Москва»), 24% детей смогли назвать озеро Байкал (среди названий рек упоминались Нил, Волга, Чёрное море). На вопрос о народах, живущих в Сибири большинство детей назвали китайцев, некоторые-русских, лишь 12% детей упомянули бурят (были ответы: «иркутяне», «нерусские», «индейцы»).

Таким образом, уточнив направление работы, руководствуясь требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов в системе дошкольного образования, а также важными принципами возрастной адекватности и интеграции содержания образовательного процесса нами был составлен перспективный план работы, включающий в себя серию образовательных ситуаций, направленных на развитие у воспитанников таких личностных качеств как толерантность, доброжелательность, открытость, общительность. Обучение общению, партнёрскому взаимодействию с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усвоение элементарных правила и норм группового поведения позволяет детям в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними эффективные деловые и личные взаимоотношения.

Целью нашей деятельности была работа по профилактике проявлений негативных явлений в среде детей старшего дошкольного возраста и предупреждение межэтнической и межнациональной напряженности.

Средством достижения цели явилось ознакомление детей старшего дошкольного возраста с особенностями культуры и быта коренных народов Прибайкалья, местами их проживания, обустройством жилищ, особенностями трудовой деятельности, своеобразием одежды, фольклором.

Наша задача заключалась и в том, чтобы каждый ребёнок, душой прочувствовал переданное нам культурное наследие и подошёл путём осмысления своих чувств к образу Родины и малой её части- краю, в котором живёт.

В ходе работы постарались создать в групповой комнате условия, необходимые для свободного выражения ребёнком впечатлений, полученных в процессе самостоятельной и совместных со взрослыми видах деятельности. Для этого использовали предложенную Н.А.Коротковой «рамочную» модель устройства предметно- пространственной развивающей среды.

Непосредственно в уголке природы организован региональный уголок, состоящий из минимузея «Мы живём в Прибайкалье» и музыкально-литературного «салона» «В гостях у Сибирячка». Здесь воспитанники могут познакомиться с материалами по краеведению, видеоматериалами, образцами музыкальных инструментов народов Сибири, послушать народную музыку, посмотреть и почитать книги детских писателей и поэтов о Сибири и сибиряках, отразить полученные впечатления в игре.

В зоне двигательной активности имеются необходимые атрибуты и элементы костюмов для проведения детских подвижных игр народов Сибири.

В группе выделена зона творческого развития детей «Мастерилка», оснащённая необходимыми для продуктивных видов деятельности материалами и инструментами. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с педагогом заняться рисованием, лепкой, аппликацией, различными видами конструирования, поиграть в понравившиеся игры, рассмотреть иллюстрации и фотографии в тематических альбомах, или просто помечтать.

Для изготовления элементов костюмов, атрибутов для игр, создания построек в уголке творческого развития имеются технологические карты-схемы, наглядно демонстрирующие порядок этапов трудового процесса.

Одним из наиболее предпочитаемых видов деятельности детей является творческое моделирование из неоформленного, природного, подручного и «бросового» материалов. Такая деятельность доступна и наиболее близка пониманию дошкольников. Она способствует развитию творческого мышления и творческих способностей детей. Для занятий с моделями нами изготовлены специальные передвижные платформы на роликах с возможностью ограничения подвижности, для того, чтобы созданные детьми макеты сохранялись на необходимое время и могли перемещаться по мере необходимости в любую зону групповой комнаты. Эти многофункциональные платформы используются детьми для конструирования из различных материалов, при создании моделей жилища, в качестве игровых полей, в качестве сцены для выступлений и подиума для различных игр и занятий.

В течение ряда лет нами успешно используются так называемые элементы пространства, символически обозначающие отдельные, разрозненные части природы и быта народов населяющих Прибайкалье - бурятов, эвенков, тофаларов и русских. Эти символы пространства являются частями многофункционального разномасштабного конструктора, для деятельности детей в реализации большинства образовательных областей. В комплект входит набор игровых полей, обозначающих ландшафт различных природно-климатическиех зон - равнинную и прибрежную части суши, горную, степную местности, тундру, водную и пустынную поверхности; промаркированные наборы с неоформленным материалом для изготовления моделей. Это: природный материал, ткань, мех, кожа, нитки, скрепляющие материалы, и др.

Вместе с детьми нами были сконструированы крупномасштабные макеты национальных жилищ бурят, тофалар и эвенков - юрта и чум, жилище русских - рубленая изба. Воссоздано их внутреннее убранство.

С большим желанием ребята работали над проектами: «Берег Байкала.Тунгусское поселение», «По Иркутскому острогу погуляем мы немного», «Остров Ольхон», «Тофалария- страна гор», «На просторах тундры», «Таёжная сказка», «Легенда тихой долины», «Тоонто» и др.

Для более полного усвоения содержания материала нами были изготовлены дидактические игры с использованием местного материала: «Вокруг Байкала», «Дети разных цветов», «Карнавал», «Первооткрыватели», «Исключи лишнее», «Кому что нужно», «Составь узор», «Заплатки» и др. Дидактические игры использовались нами в реализации разных образовательных областей.

Вместе с детьми нами проводились наблюдения за погодными и сезонными изменениями в живой и неживой природе, которые помогали увидеть и описать то, что народный мастер- умелец мог перенести в художественное изделие- будь то упряжь для лошади или оленя, предметы одежды, украшения и т.д.

Знакомясь с декоративным народным творчеством, рассматривая образцы прикладного искусства и предметы быта, рассказывали детям о происхождении узоров и их элементов. Выделяли их самобытность.

Это искусство неразрывно связано с трудовой деятельностью человека, оно рождено из естественного стремления человека к красоте и творчеству. Орудия труда, одежда, утварь, обстановка- всё служило объектом творчества.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие материалов- эти качества наиболее созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детей.

Подвижные игры народов Восточной Сибири позволили полнее пережить особенности быта и труда сибиряков – детям предлагалось вжиться в образ пастуха, рыбака, охотника и др.

Важным элементом народной культуры является устное литературное творчество. Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, где добро побеждает, преодолевая трудности, показаны дружба и взаимопомощь героев. В сибирских сказках много метафор, сравнений, загадок, пословиц, поговорок. Благодаря такому языку создаётся особый фантастический мир, в котором всё представлено ярко, запоминается сразу и надолго. В этом ряду особо стоят сказки и легенды о Байкале, истории заселения его побережий. Они раскрывают ребёнку мир родной природы с приключением в нём героев, воспитывают милосердие, духовность, доброту, честность, смелость.

Во многих сказках присутствует сибирская лексика, способствующая расширению словарного запаса детей: названия сибирских сёл, рек, озёр, краёв. Эти названия необычны для слуха многих детей, и трудны в произношении. И, тем не менее, всем известные слова «унты», «омуль», «бисер» и многие другие обрусели и используются нами в повседневной жизни. А названиям многих населённых пунктов, рек, озёр, гор долин дали имена аборигены.

Для понимания смысла новых слов использовали фото, аудио и видеоматериалы, объясняли значение слов на русском языке. Ольхон-лесочек, Баргузин-богатая земля, Баянгол-богатая долина, Муя-граница, Мама-земля-кормилица, Куйтун-холодное место, Аморгол-спокойная долина, Батор-богатырь.

Мощнейшую эмоциональную и духовную поддержку ребёнок получает, прежде всего, от родителей. Поэтому наша работа была ориентирована на развитие внутренних ресурсов семьи, организации психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому в течение всего времени нами проводятся консультативная и практическая работа, затрагивающая вопросы нравственного и эстетического воспитания детей. Родителям даются советы и рекомендации, какие музеи и выставочные залы они могут посетить вместе с детьми, о чём могут побеседовать с детьми. Доброй традицией стало предложение детской литературы: текстов легенд, преданий, стихов, сказок и загадок, иллюстрированных изданий природоведческого и познавательного характера для чтения в семейном кругу.

Организована постоянно действующая выставка «Сибирь глазами детей» и фотовыставка «Детский сад - моя семья. Главный в ней конечно я».

Совместно с родителями наших воспитанников Сороковиковых Максима и Ромы нами была составлена родословная роспись сеьи, берущая начало от казака Тимофея Сороковикова,одного из основателей Иркутского острога. В числе потомков Тимофея Сороковикова текла уже эвенкийская и бурятская кровь Магаев, известных сказочников Тункинской долины.

В рамках проведения мероприятий по ознакомлению детей с особенностями культуры и быта различных народов Сибири нами проводилась работа по обмену опытом с педагогами дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования нашего региона и социальными педагогами Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Иркутска.

Результаты экспресс-опроса по итогам работы показали стабильное повышение интереса детей старшего дошкольного возраста к жизни и культурным традициям народов, населяющих территорию Иркутской области.

Задача нашей работы заключалась в том, чтобы каждый ребёнок душой «прошел» по всем истокам и вышел на широкий простор осмысления своих чувств к образу Родного края. Полученные представления как звенья соединяют прошлое с настоящим и служат важным связующим этапом на пути к социализированности, понимаемой как накопление духовных ценностей, сформированности черт личности, а также усвоение ребёнком соответствующих социальных установок, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на последующих стадиях развития. Американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперед», т.е. изучением того, каким должен быть ребенок сейчас, чтобы добиться успеха, встав взрослым.
Литература
1. Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 1. - Иркутск: ИИПКРО, 2012.-108 с.

2. Даниленко Н.Г., Маркина Ю.Д., Баринкова Ю.С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 2. - Иркутск: ИИПКРО, 2012.-79 с.

3. Нагавкина Л.С., к.п.н.; Крокинская О.К.., к.п.к.; Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.; КАРО, 2004. – 272 с.

4. Чистякова Л.А., Даниленко Н.Г. Реализация федеральных государственных требований в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие. Часть 1, 2-е изд., перераб. и дополн. / Л.А.Чистякова, Н.Г.Даниленко. - Иркутск: ИИПКРО, 2012.-108 с.