Главная страница

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска Из опыта работы. Учитель химии Бичевая В. В



Скачать 62.42 Kb.
НазваниеОрганизация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска Из опыта работы. Учитель химии Бичевая В. В
Дата18.04.2016
Размер62.42 Kb.
ТипДокументы

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г.Курска

Из опыта работы. Учитель химии Бичевая В.В.
Отличительной чертой нового столетия является его “всепронизывающая проектность”. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.

В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Мы должны добиться того, чтобы выпускник нашей школы мог адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.

И мы должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Сформировать УУД: регулятивные , познавательные, коммуникативные, личностные. Нужно помнить что именно проектная деятельность способствует достижению метапредметных результатов.
В чем я вижу преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания.

Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.

Поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).

При этом формируются значимые, на наш взгляд, проектные умения (Слайд 2).

Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале нам надо научить учащихся работать над проектами.

Для этого необходимо познакомить учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования к проектам представлены на слайде 3.

В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, необходимо сформировать комплект материалов, перечень которых приведен на слайде 4.

Примерный перечень тем проектов по химии для учащихся нашей школы представлен на слайдах 5 и 6.

При составлении списка примерных тем проектов учитываются основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический и социальный (Слайд 7), искусствоведческий (Слайд 8), филологический (Слайд 9), экологический (Слайд 10), прикладной (Слайд 11) и региональный (Слайд 12).

Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).

2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности).

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии.

Для организации проектной деятельности мы предлагаем использовать два вида уроков.

Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, “качеством”, а не “количеством”.

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Для реализации а рамках курса химии нашей школы мы предлагаем социально ориентированный проект «Чистая вода – здоровье города»

Данная работа посвящена изучению свойств и качества воды употребляемой в г.Курске и Северо-Западном микрорайоне, методам ее очистки, анализу состава воды в домах, школах, водоемах.

Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом того, что мы пьем, так как состояние организма человека зависит от протекающих процессов, в которых важнейшую роль играет вода.

Цель исследования: сравнить химический и биологический состав питьевой воды в разных районах г.Курска, провести мониторинг изменения параметров воды и оценить влияние ее на организм человека.

Методы работы: исследование городских водных ресурсов, сбор образцов воды, проведение опытов, сравнительный анализ полученных результатов.

Предмет исследования: состав, строение, свойства воды и ее роль в жизни людей; очистка питьевой воды.

Основные этапы реализации предлагаемого социально ориентированного проекта представлены на слайде 13.

Таким образом, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.